Научно-методическая деятельность. Публикация на тему: Использование модульных технологий при обучении немецкому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в общеобразовательной школе. В рамках реализации Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, мною решаются задачи для достижения основной цели - обеспечения овладения обучающимися содержания стандартов образования в соответствии с их потребностями и возможностями. Новые задачи, стоящие перед учителем немецкого языка на современном этапе, заставили меня пересмотреть некоторые вопросы организации урока иностранного языка, его содержания, форм, методов и приёмов обучения, по-новому строить учебно-воспитательный процесс. Работая с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными особенностями, начиная с 2 класса, создаю мотивирующую учебно-исследовательскую среду, способствующую самореализации одаренной личности. Для этого представляю учащимся возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом на уроке и во внеурочное время, при выполнении домашнего задания, которое систематически дается с учетом разной степени сложности, с предложением самоопределения. Одаренный ребенок может строить свою личность только самостоятельно. Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Так гласит один из девизов системно-деятельностного подхода, который реализуется в практике преподавания ИЯ. Известно, что формирование ключевых компетенций учащихся и деятельностный подход в обучении является важнейшей задачей, стоящей перед школой. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий. Одной из них является модульная технология, которую можно назвать ведущей для развития обучающегося как активного субъекта учебной деятельности. Она направлена на то, чтобы с помощью специально разработанных учителем модельных программ, объединенных единым содержанием обучения, организовать самостоятельную работу школьников. И.А. Зимняя называет ее «высшей формой учебной деятельности», ибо это «свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность» [Зимняя 1991: 111]. Основы модульной технологии даны в работах П. Юцявичене, В. В. Копыловой, М. З. Биболетовой, Н.П. Грачёвой, Н. Н. Трубаневой, которые определяют, что процедура, обеспечивающая овладение материалом оптимальным способом, называется модульной технологией, специфика которой заключается в том, что ученик с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретные цели:

  • цель усвоения модуля (Где конкретно пригодится изученный материал?)
  • сам учебный материал (Где он находится или где его найти?)
  • основные способы его усвоения (Что выучить? Какую серию тестов выполнить? Какое проектное или практическое задание подготовить?)
  • виды самоконтроля (Как проверить себя по ключу?)
  • формы итогового контроля (В какой форме и каким по содержанию будет итоговый тест?)
Цель и задачи, стоящие перед учителем заключаются в развитии познавательной самостоятельности, индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Используя модульную технологию обучения, ставлю ученика в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, пользуясь данными ему инструкциями. Составляю инструкции-«путеводителя» с помощью которых управляю учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряю и мотивирую их самостоятельную работу, при этом возрастает и мотивация обучающихся в изучении предмета. Работа по модульной технологии необходима для будущей учёбы и профессиональной деятельности обучающихся. Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:
  • цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;
  • цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам (мягкий контроль);
  • цикл итогового (выходного) контроля в классе. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы.
В первом цикле знакомлю учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщаю цель и задачи работы с модулем и составляющими его подмодулями (блоками), раздаю «путеводители» и объясняю содержащийся в них учебный материал, показываю, где найти необходимую информацию, указываю, как выполнять задания и тесты, сообщаю сроки выполнения работы. Второй цикл является центральным, так как именно в нём заключена полная технология самообучения и самоконтроля. Материал для усвоения, скомпонованный в обозримые и удобные для учащихся блоки, предоставляю каждому ученику для самостоятельной работы. В «путеводителе» ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объяснённого в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам, знакомится с требованиями и планом проектного задания (если оно предусмотрено как завершающий этап усвоения модуля), выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста. Примерно в середине срока самостоятельной работы по «путеводителю» я прошу принести и показать выполненные задания, индивидуально консультирую обучающихся. В завершение второго цикла совместно с учащимися обобщаю изученный самостоятельно материал, анализирую содержание заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщаю о переходе к завершающему этапу работы. Третий цикл - это цикл итогового контроля изученного модуля, выполнение в классе итогового контрольного теста по всему пройденному материалу. Таким образом, модульная технология основана на главной идее - ученик должен учиться сам, а учитель будет осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на результатах работы с одарёнными детьми на элективном курсе «Основы исследовательской деятельности». Содержание данного курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять модулей. В первом модуле «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников. Второй модуль «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации. В третьем модуле рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

• выбор темы;

• составление плана исследовательской деятельности;

• изучение литературы по избранной теме;

• работа с понятийным аппаратом;

• опытно-экспериментальная деятельность.

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительном модуле содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

Программа спецкурса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Содержание спецкурса

I. Введение

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

II. Методология научного творчества

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

III. Этапы работы в рамках научного исследования

1. Выбор темы.

2. Составление плана научно-исследовательской работы.

3. Работа с научной литературой.

4. Работа с понятийным аппаратом.

5. Опытно-экспериментальная работа.

IV. Оформление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

V. Представление результатов научно-исследовательской работы

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать и рассматривать как результат:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

В результате проведенной работы ученицей 11 класса был завершен и успешно защищен на муниципальном этапе конкурса «Ученик года» долгосрочный проект «Немецкая пресса о России и россиянах»

Проанализирую вначале значение модульного обучения для ученика. На этот вопрос дети отвечают: главное - это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать. Все это и плюс результаты обучения позволили нам сделать следующие выводы. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

Опыт показал, что в процессе овладения технологией модульного обучения значительно вырастаешь профессионально. Поэтому считаю, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для самореализации. В целом могу констатировать, что и мне, и обучающимся модульная система обучения пришлась по душе, хотя она и требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика - напряженного труда. Список литературы: Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. -111 с. Куклина С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // ИЯШ, 2011, № 3.- С. 6-12. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова.-М.: Центр «Школьная книга», 2003.



© 2010-2022