Использование исследовательской технологии в воспитательном процессе обучающихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование исследовательской технологии в воспитательном процессе обучающихся начальной школы

Устилко Валентина Ильинична

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт.Нижний Одес Учителя начального образования активно овладевают и внедряют в учебный процесс современные педагогические технологии, направленные на выбранный современным обществом образовательный результат. Технологии проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательской деятельности являются на сегодняшний день одними из самых востребованных. Всё большее применение в современной начальной школе находит практика использования методов исследовательского обучения, выполнения заданий, требующих самостоятельного творческого, исследовательского поиска. Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности обучающихся, учит делать самостоятельные умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии - поставленная проблема и тема исследования должны быть актуальными для ребёнка, а сама работа должна выполняться добровольно, без принуждения. Выполняя исследования, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. Темы исследований учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Первые исследования ребёнок проводит, открывая для себя мир ещё в дошкольном возрасте. Важно не потерять интерес к маленьким открытиям, сделанным в результате того или иного исследования или наблюдения. В начальной школе основным вдохновителем и «незаметным» руководителем является учитель. Исследовательская деятельность ведётся на всех уроках, будь то русский язык, или литературное чтение. Наибольшие возможности предоставляются на уроке окружающего мира. Внеклассная, внеурочная деятельность даёт прекрасную возможность использования исследовательских приёмов. Так, при организации динамической паузы, прогулки в 1 классе можно организовать игры на развитие внимательности, любознательности. И если сначала это игры типа «Сравни форму, цвет, размер», «Найди лист такой же формы или цвета», «На что похоже облако?», то уже к середине учебного года можно включать практическую работу «Замер снежного покрова в школьном парке», «Прочитай письмо, которое написали тебе животные» (наблюдение за следами на снегу). К концу первого года обучения необходимо организовать выполнение мини-проектов во внеурочное время. Это могут быть проекты «Математика в профессии моих родителей», «Откуда к нам пришло слово?» в предметные декады. С большим удовольствием дети изучают историю своей семьи, семейные реликвии. Список исследований можно продолжить, но это делает каждый учитель, учитывая особенности конкретного класса или группы. Главное, чтобы работа велась в системе. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо помнить, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской научно-исследовательской конференции. В отличие от «взрослой» конференции создаётся «ситуация успеха» для каждого школьника. Активное применение исследовательской технологии в образовательном процессе я начала, работая еще по программе «Школа 2100», до внедрения ФГОС нового поколения. Так, исследование «Влияние мобильного телефона на здоровье человека» (Сирук Даниил), «История посёлка Нижний Одес» (Паляничка Кристина и Поливанова Ульяна) было темой выступления на школьной конференции «Открытие», а с работой «Энергоинформационное воздействие на воду и его дальнейшее влияние на проращивание семян гороха, подсолнечника» (Ильина Дария) мы вышли на муниципальный уровень, заняли 4 место. Сирук Даниил провёл исследование «История одной чайной чашки». Исследование «Швейная машина моей бабушки» (Ложкина Анна) заняла 3 место в Республиканском конкурсе «Моя семейная реликвия». На сегодняшний день учебная деятельность осуществляется по программе «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Современная школа, построенная на новых ФГОС, учит детей применять полученные знания и в практических ситуациях - ставить цели, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес обучающихся к теме, стимулировать поиск дополнительной информации. Основа образовательных стандартов нового поколения - формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса:
личностные действия, регулятивные действия, познавательные универсальные действия. Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Это было сделано для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно. Уже имеются результаты нашей деятельности в данном направлении: работа Анны Бойко «Возникновение письменности» заняла 3 место на муниципальной научно-практической конференции «Эрудит». А в конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся, посвященном 1150-летию славянской письменности эта работа была удостоена Диплома 1 степени. Идёт сбор материала по теме «История российских денег», «Наблюдение за красноухой черепашкой». Применение элементов исследовательской деятельности позволяет открыть каждого ученика как неповторимую, интересную и своеобразную личность. Главное, у детей появляется интерес - что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными. Действительно, дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, нужно только по-настоящему увлечь их.



© 2010-2022