- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Права и обязанности
Классный час Права и обязанности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медовник В.Д. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час
на тему: «Права и обязанности»
1-4 классы.
Цели и задачи:
-дать первоначальные правовые знания;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности
Ход занятия:
Педагог.
Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о правах и обязанностях. Что такое «право», «права»?
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе
(«Толковый словарь» С. И. Ожегова).
Значит права - это некие правила, законы которые должны выполнять все люди, не зависимо взрослые это или дети..Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Давайте разберемся, есть ли права у вас, у детей? (выслушиваются мнения ребят ).
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?
С самого рождения человека у него есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете - Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе - Конвенции о правах ребёнка. (Конвенция - это международный договор, соглашение).
Она была принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Права детей
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: например: нужно соблюдать правила поведения в школе для того чтобы меньше было нарушений дисциплины; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом!
Педагог: Как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?
Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Представьте себе вот такую ситуацию:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: - Это проявление жестокости, папа.
Педагог: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми (выслушиваются мнения ребят ).
Обязанность - круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Где могут быть записаны обязанности учеников?
Вот в «Правилах поведения учащихся» нашей школы есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять, основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим.
Ученики обязаны
-
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
-
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
-
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
-
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.
Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
СЦЕНКА №1
МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.
СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Педагог: пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
СЦЕНКА №2
УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Педагог: объясните Оле, в чем она не права?
СЦЕНКА №3
УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.
ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием.
Педагог: разъясните Иванову его права и обязанности.
СЦЕНКА № 4
УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?
ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.
Педагог: правильно ли рассуждает Петров?
СЦЕНКА №5
МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.
Педагог: Может он прав?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Педагог: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Педагог: а чего они совершенно не знают?
Педагог: как же примирить свои права с правами других людей?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Педагог: Подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
-
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
-
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
-
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
-
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
-
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
-
Почему так важно всем людям - и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
-
Что будет, если люди будут жить не по правилам?
Педагог: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Желающие учащиеся могут поделиться своими впечатлениями от классного часа.