Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Геометрика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Геометрика» Образовательная программа кружка «Геометрика» создана в соответствии с требованиями ФГОС начального образования и интегрирует в себе знания из различных учебных дисциплин: математика, окружающий мир, технология. 21 декабря 2011 года программа внеурочной деятельности «Кружок «Геометрика» прошла экспертизу в Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Программа получила лицензию и разрешение к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга (экспертное заключение). Автор программы - Логинова Ирина Викторовна - обеспечивает методическое сопровождение для педагогов по ТИКО-конструированию для организации кружка моделирования «Геометрика» в начальной школе в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на младший школьный возраст с опорой на трансформируемый игровой конструктор для объемного моделирования ТИКО. Благодаря грамотно организованной работе младших школьников с наборами ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой, для детей становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Таков основной инструмент реализации программы - проектная деятельность младших школьников, обеспечивающая эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное, физическое и духовно-нравственное развитие ребят. Программа своевременна тем, что помогает учителю преподавать по новым образовательным стандартам, реализовывать на практике деятельностный подход в обучении учащихся. На уроках и после уроков ученики младших классов с увлечением и пользой через работу с конструктором осваивают заложенные в стандарте четыре умения: организовывать свою деятельность (1), результативно работать с информацией (2), делать ответственный выбор в мире ценностей и поступков (3) и уметь взаимодействовать с людьми (4).

Актуальность и педагогическая целесообразность Программа «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Программа закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.

Общая характеристика курса Теоретической основой данной программы являются:

  • системно -деятельностный подход - обучение на основе реализации теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и психические действия;
  • теория развития личности учащегося, основанная на освоении универсальных способов деятельности.
Основными принципами программы являются принципы диалогичности, коллективности, поддержки самоопределения воспитанника и проектности. Принцип проектности предполагает последовательную ориентации всей деятельности педагога в кружке моделирования «Геометрика» на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел - реализация - рефлексия. Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность. Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта: 1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» учащимися проблемы. 2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта. 3. Планирование: а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели? б) определение последовательности предстоящих шагов: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги? в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой? 5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел. 6. Рефлексия - оценивание - удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели; - сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (опора на предложенные критерии оценивания); - анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы); - самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения). 7. Презентация: демонстрация проектной конструкции и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю - Думаю - Учусь действовать самостоятельно - Проектирую». Цель программы - формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Задачи программы:
  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Программа разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных государственных стандартах (2009 г.) и направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Структура программы Программа состоит из двух модулей - «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. После проведения каждого проекта рекомендуется организация выставки ТИКО- поделок. Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «Геометрика», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия. В процессе овладения конструкторской проектной деятельностью у учащихся формируются: - умения вычленять проблему, составлять план действий и применять его для решения проблемы, прогнозировать результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку; - первоначальные умения поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации; - умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предметов «Математика», «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - коммуникативные умения - умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения и т. д.; - навыки взаимодействия в паре, в группе, в коллективе; - навыки креативного мышления; - первоначальные конструкторско-технологические знания и технико-технологические умения на основе обучения работе по схемам и алгоритмам Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, в комплексе они способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала личности учащегося. Для учащихся важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. Познакомиться с конструктором ТИКО и материалами по ТИКО-конструированию можно на сайте tico-rantis.ru
Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  2. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: «АЙРИС-пресс», 2007.
  5. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.
  6. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

Интернет-ресурсы: tico-rantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/
© 2010-2022