- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усманова Х.Б. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)
-
Образовательная программа начального общего образования МБОУ Старокулаткинская сош №1
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Положение о разработке и утверждении рабочих программ по учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам внеурочной деятельности, кружковых и секционных занятий МБОУ - Старокулаткинская сош №1
Авторская программа по музыке авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010 г. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций 4-е издание -М.: «Просвещение, 2013 год В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель курса:
-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи курса:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 2 класса семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь-что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки во
2 классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю - 1 час.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формирование культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
1. Формирование личностных УУД. Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
2. Формирование регулятивных УУД. Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
3. Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
4.Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения
Результаты освоения учебного предмета.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения
школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы
деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Личностными результатами изучения музыки являются:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на
примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
1. Россия-Родина моя (3 ч.)
Познакомить детей с музыкальными образами родного края, с песенностью как отличительной чертой русской музыки, с мелодией и аккомпанементом.
2. День, полный событий (6ч).
Музыкальные образы родного края. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
3. О России петь - что стремиться в храм (5 ч).
Колокольные звоны России. Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4ч.)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Обряды и праздники русского народа.
5.В музыкальном театре. (5ч).
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете .Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Детский музыкальный театр.
6.В концертном зале ( 5 ч).
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…( 7 ч).
Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки. Международные конкурсы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Основные разделы
Количество часов
1
«Россия-Родина моя»
3
2
«День, полный событий»
6
3
«О России петь - что стремиться в храм»
5
4
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
4
5
«В музыкальном театре»
5
6
«В концертном зале»
5
7
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
7
Итого:
34
-
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
№ п/т
Название темы
Основные виды учебной деятельнос
ти
Дата
Планируемые результаты
Предполагаемое домашнее задание
план
факт
Россия - родина моя ( 3 ч.)
1
1
Музыкальные образы
родного края. Мелодия -
душа музыки. М.Мусорг
ский. Рассвет на Москве-
реке. А. Александров.
Государственный гимн
России.
Н. Соловьёва, Г.Струве.
Моя Россия.
Исполнять гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Познавательные УУД : Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий. Выучить слова Гимна России
2
2
Композитор - исполнит
ель - слушатель.
М.Глинка. Патриотичес
кая песня.
К. Ибряев, Ю. Чичков.
Здравствуй, Родина моя!
Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Послушать детские песни о Родине
3
3
Песни о моей Родине
(мелодия, аккомпане
мент; запев, припев).
Н. Соловьёва, Г.Струве.
Моя Россия. К. Ибряев,
Ю. Чичков. Здравствуй,
Родина моя!.
Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.
Познавательные УУД : Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Разучить песню « Моя Россия»
День, полный событий (6ч.)
4
1
Музыкальные инструмен
ты: фортепиано. Звучащие
картины. Детские пьесы
для фортепиано: танцеваль
ность.
П.Чайковский. «Детский
альбом». Камаринская.
Вальс. Полька.
С.Прокофьев. «Детская
музыка». Вальс. Тарантелла
Определять выразительные возможности фортепиано в создании разли
чных образов.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Прочитать стр. 18-19, выполнить задание 2
5
2
Детские пьесы для форте
пиано: Песенность и мар
шевость.
С.Прокофьев. «Детская
музыка». Марш. Шествие
кузнечиков. Ходит месяц
над лугами.
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Подготовить сообщение о С.Прокофьеве, прочитать стр. 26-27
6
3
П.Чайковский. «Детский
альбом». Марш деревя
нных солдатиков. Похоро
ны куклы.
И. Ласманис, Р. Паулс.
Сонная песенка
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Подготовить сообщение о П. Чайковском
7
4
Мир ребенка в музыкаль
ных интонациях, образах.
С.Прокофьев. «Детская
музыка». Утро. Вечер.
Прогулка.
М.Мусоргский. Из сюиты
«Картинки с выставки»
. Прогулка.
К. Ушинский, А. Тома.
Вечерняя песня..
Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Прочитать стр. 22-23
8
5
Мир ребенка в музыкаль
ных интонациях, образах.
С.Прокофьев. «Детска
я музыка». Утро. Вечер
. Прогулка.
М.Мусоргский. Из сюиты
«Картинки с выставки»
. Прогулка.
К. Ушинский, А. Тома.
Вечерняя песня..
Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Нарисовать рисунок к пьесе М.Мусоргского «Прогулка»
9
6
Колыбельные.П.Чай
ковский. «Детский аль
бом». Мама. Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,
Е. Крылатов. Колыбель
ная медведицы .
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Прочитать стр. 32-35
«О России петь - что стремиться в храм» (5ч.)
10
1
Колокольные звоны
России.
М.Мусоргский. Великий
колокольный звон. Из
оперы «Борис Годунов».
Праздничный трезвон.
Красный лаврский трезвон
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Познавательные УУД : Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Прочитать стр 38-39, выполнить задания на стр 40-41
11
2
Святые земли Русской:
образ Александра
Невского в музыке.
С.Прокофьев. Канта
та «Александр Невский»
. Песнь об Александре
Невском
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений
Познавательные УУД : Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Составить словесную характеристику А.Невскому
12
3
Святые земли Русской:
образ Александра
Невского в музыке.
С.Прокофьев. Канта
та «Александр Невский»
. Вставайте, люди русские.
Вечерняя песня А. Тома,
слова
К. Ушинского
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Познавательные УУД : Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Прочитать стр 42-43
13
4
Святые земли Русской:
народные песнопения о
Сергии Радонежском
Напев Оптиной пустыни.
О, Преславного чудесе.
П. Чайковский. «Детский
альбом». Утренняя мо
литва. В церкви.
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Стр 44-45 прочитать, выполнить задания
14
5
Добрый тебе вечер;
Рождественская песенка
слова и музыка
П. Синявского
Исполнять рождественские песни. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы
Познавательные УУД : Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Разучить песню «Добрый тебе вечер»
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4 ч.)
15
1
Фольклор - народ
ная мудрость. Рус
ские народные инстру
менты. Оркестр народ
ных инструментов.
Русская нар. песня.
Калинка.
Вариации на тему
р.н.п
. Светит месяц.
Разыгрывать народные игровые песни. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом
Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Стр 54-57 прочитать
16
2
Жанры русских
народных песен.
Музыка в народном
стиле. Мотив, напев,
наигрыш. Играем
в композитора.
П.Чайковский. «
Детский альбом».
Камаринская.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Прочитать стр 62-63
17
3
Праздники русског
о народа: проводы
зимы (Масленица),
встреча весны. Песни,
танцы на народном
празднике.
Русская народная
песня-игра. Бояре,
а мы к вам пришли.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Выучить слова песни «Бояре, а мы к вам пришли»
18
4
Праздники русского
народа: проводы
зимы (Масленица),
встреча весны. Иг
ры на народном
празднике.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Выучить масленичные песни на стр 66-67.
В музыкальном театре (5ч.)
19
1
Характерные черты
музыкального спек
такля.
В. Луговой, Г. Гладков.
Песня-спор.
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Прочитать стр 72-73
20
2
Детский музыкаль
ный театр.
М. Коваль. Детская
опера «Волк и семе
ро козлят».
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита.
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Прочитать стр 74-75, выучить определения
21
3
Балет. Песенность,
танцевальность,
маршевость в балете.
П.Чайковский.
Марш из бал.
«Щелкунчик».
С.Прокофьев. Вальс.
Полночь. Из б. «Зол
ушка».
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Стр 76-77 прочитать, выучить определение
22
4
Опера. Увертю
ра к опере.
М.Глинка. Опера
«Руслан и Людмила».
Увертюр
Опера. Песенность,
танцевальность,
маршевость в опере.
М.Глинка. Марш
Черномора. Первая
песня Баяна. Сцена
из первого действия.
Из оп. «Руслан и Люд
мила»С.Прокофьев.
Марш из оперы
«Любовь к трем
апельсинам».
П.Чайковский. Марш
из бал. «»Щелкунчик».
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Прочитать стр. 78-81
23
5
Сказочные сюжеты
в операх и балетах.
Песня - спор из те
лефильма « Ново
годние приключе
ния Маши и Вити»
Ген. Гладков,
слова В.Лугового
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Стр 82-87, нарисовать рисунок
В концертном зале (5 ч.)
24
1
Музыкальные обра
зы симфонической
сказки, темы-харак
теристики героев, тем
бры - голоса инструм
ентов симфоничес
кого оркестра.
С.Прокофьев.
Симфоническая сказка
«Петя и волк».
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Стр 90-93 прочитать
25
2
Жанры: симфония,
симфоническая ска
зка, фортепианная
сюита.
В.-А. Моцарт. Увер
тюра к оп. «Свадьба
Фигаро».
В.-А. Моцарт. Сим
фония № 40. 1 ч
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Подготовить сообщение о В-А. Моцарте, стр 98-100 читать
26
3
Музыкальные пор
треты и образы в
симфонической и
фортепианной му
зыке.
М.Мусоргский.
«Картинки с выставки»
. Богатырские ворота.
Прогулка. Балет нев. пт.
Избушка на курьих
ножках (Б.Я.)
Лиможский рынок.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Стр. 94-97 рассмотреть рисунки
27
4
Увертюра.
К опере
« Свадьба Фигаро»
. В. -А. Моцарт;
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита
Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
Стр. 102-103 читать
28
5
Увертюра. К опере
« Руслан и Людмила»
М. Глинка
Песенка о картин
ках Ген. Гладков,
слова А. Кушнера
Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита
Познавательные УУД : формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов.
Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Стр. 84-85 читать, выполнить задание 2
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…..(7ч.)
29
1
Композитор - испол
нитель - слушатель
. И.С. Бах.
И.-С. Бах. Токката.
Менуэт из орк. Сю
иты №1. Ария из орке
стровой сюиты №2..
Из «Нотн. тетр.
А.М.Бах». Менуэт.
Ария. «Ничего на
свете лучше нету».
Музыка для детей:
мультфильмы.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Разучить песню «Ничего на свете лучше нету»
30
2
Выразительность и изобразительность
в вокальной и
инструментальной
музыке разных комп
озиторов. Г.Свиридов,
М.Глинка, П.Чайков
ский.
Г.Свиридов. Тройка.
Весна и осень.
Из муз. Иллюстр.
«Метель». М.Глинка.
Жаворонок. Попут
ная песня. П.Чайков
ский. «Детский аль
бом». Песня жаво
ронка
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение
Познавательные УУД : развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Стр.112-115 прочитать, выполнить задания
31
3
«Цветик-семиц
ветик ». Интона
ция как главное
свойство музыки.
Лад как одно из
средств вырази
тельности (мажор
и минор).
В.-А.Моцарт,
Б.Флисс. Колыбельная.
Понимать смысл музыкальных определений.
Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Стр. 106-107 перерисовать рисунок
32
4
Конкурс испол
нителей им. П. Чай
ковского. Инструме
нтальный концерт.
Музыкальная речь
и музыкальный язык.
Чайковский. Концерт
для ф-но с оркестром.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Познавательные УУД : формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Стр. 124-125 прочитать
33
5
Выразительность и изобразительность
музыки. Пусть всег
да будет солнце. А. Ос
тровский, слова Л. Ош
анина, Сказки гуляют
по свету. Е. Птичкин,
слова М. Пляцковского
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Познавательные УУД : развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Выучить слова песни «Пусть всегда будет солнце»
34
6
Обобщающий урок
Узнавать изученные музыкальные произведения и узнавать их авторов.
Познавательные УУД : Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
8. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКOЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/.-
М.: Просвещение, 2010г
2.Рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной -Волгоград: Учитель, 2012.
3.Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
Учебник Д. Е. Критская Музыка. 2 класс М. -Просвещение 2013
Материально технические средства.
Компьютерная техника, интерактивна доска
Интернет - ресурсы.
Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
34