Рабочая программа по музыке 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)

  4. Образовательная программа начального общего образования МБОУ Старокулаткинская сош №1


  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  2. Положение о разработке и утверждении рабочих программ по учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам внеурочной деятельности, кружковых и секционных занятий МБОУ - Старокулаткинская сош №1

Авторская программа по музыке авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010 г. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций 4-е издание -М.: «Просвещение, 2013 год В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

Цель курса:

-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи курса:

-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 2 класса семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь-что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки во

2 классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю - 1 час.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и твор­ческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искус­ства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музы­кально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на лич­ностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьни­ков через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстети­ческий отклик на музыку. Уже на начальном этапе постиже­ния музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного станов­ления, развивает способность сопереживать, встать на пози­цию другого человека, вести диалог, участвовать в обсужде­нии значимых для человека явлений жизни и искусства, про­дуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальней­шему овладению различными видами музыкальной деятель­ности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формирование культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
1. Формирование личностных УУД. Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
2. Формирование регулятивных УУД. Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
3. Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
4.Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения

Результаты освоения учебного предмета.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения

школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы

деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Личностными результатами изучения музыки являются:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

-формирование уважительного отношения к культуре других народов.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на

примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

ученик получит возможность:

- воспринимать музыку различных жанров;

-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

-ценить отечественные народные музыкальные традиции;

-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;

ученик научится:

- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).

-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.

1. Россия-Родина моя (3 ч.)

Познакомить детей с музыкальными образами родного края, с песенностью как отличительной чертой русской музыки, с мелодией и аккомпанементом.

2. День, полный событий (6ч).

Музыкальные образы родного края. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

3. О России петь - что стремиться в храм (5 ч).

Колокольные звоны России. Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.

4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4ч.)

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Обряды и праздники русского народа.

5.В музыкальном театре. (5ч).

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете .Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Детский музыкальный театр.

6.В концертном зале ( 5 ч).

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…( 7 ч).

Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки. Международные конкурсы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные разделы

Количество часов

1

«Россия-Родина моя»

3

2

«День, полный событий»

6

3

«О России петь - что стремиться в храм»

5

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

4

5

«В музыкальном театре»

5

6

«В концертном зале»

5

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

7

Итого:

34


  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

п/т

Название темы

Основные виды учебной деятельнос

ти

Дата

Планируемые результаты

Предполагаемое домашнее задание

план

факт

Россия - родина моя ( 3 ч.)

1

1

Музыкальные образы

родного края. Мелодия -

душа музыки. М.Мусорг

ский. Рассвет на Москве-

реке. А. Александров.

Государственный гимн

России.

Н. Соловьёва, Г.Струве.

Моя Россия.

Исполнять гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.




Познавательные УУД : Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий. Выучить слова Гимна России

2

2

Композитор - исполнит

ель - слушатель.

М.Глинка. Патриотичес

кая песня.

К. Ибряев, Ю. Чичков.

Здравствуй, Родина моя!

Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.


Послушать детские песни о Родине

3

3

Песни о моей Родине

(мелодия, аккомпане

мент; запев, припев).

Н. Соловьёва, Г.Струве.

Моя Россия. К. Ибряев,

Ю. Чичков. Здравствуй,

Родина моя!.

Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.



Познавательные УУД : Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.


Разучить песню « Моя Россия»

День, полный событий (6ч.)

4

1

Музыкальные инструмен

ты: фортепиано. Звучащие

картины. Детские пьесы

для фортепиано: танцеваль

ность.

П.Чайковский. «Детский

альбом». Камаринская.

Вальс. Полька.

С.Прокофьев. «Детская

музыка». Вальс. Тарантелла

Определять выразительные возможности фортепиано в создании разли

чных образов.




Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Прочитать стр. 18-19, выполнить задание 2

5

2

Детские пьесы для форте

пиано: Песенность и мар

шевость.

С.Прокофьев. «Детская

музыка». Марш. Шествие

кузнечиков. Ходит месяц

над лугами.

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Подготовить сообщение о С.Прокофьеве, прочитать стр. 26-27

6

3

П.Чайковский. «Детский

альбом». Марш деревя

нных солдатиков. Похоро

ны куклы.

И. Ласманис, Р. Паулс.

Сонная песенка

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Подготовить сообщение о П. Чайковском

7

4

Мир ребенка в музыкаль

ных интонациях, образах.

С.Прокофьев. «Детская

музыка». Утро. Вечер.

Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты

«Картинки с выставки»

. Прогулка.

К. Ушинский, А. Тома.

Вечерняя песня..

Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Прочитать стр. 22-23

8

5

Мир ребенка в музыкаль

ных интонациях, образах.

С.Прокофьев. «Детска

я музыка». Утро. Вечер

. Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты

«Картинки с выставки»

. Прогулка.

К. Ушинский, А. Тома.

Вечерняя песня..

Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.




Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Нарисовать рисунок к пьесе М.Мусоргского «Прогулка»

9

6

Колыбельные.П.Чай

ковский. «Детский аль

бом». Мама. Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,

Е. Крылатов. Колыбель

ная медведицы .

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Прочитать стр. 32-35

«О России петь - что стремиться в храм» (5ч.)

10

1

Колокольные звоны

России.

М.Мусоргский. Великий

колокольный звон. Из

оперы «Борис Годунов».

Праздничный трезвон.

Красный лаврский трезвон

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.




Познавательные УУД : Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Прочитать стр 38-39, выполнить задания на стр 40-41

11

2

Святые земли Русской:

образ Александра

Невского в музыке.

С.Прокофьев. Канта

та «Александр Невский»

. Песнь об Александре

Невском

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений



Познавательные УУД : Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.


Составить словесную характеристику А.Невскому

12

3

Святые земли Русской:

образ Александра

Невского в музыке.

С.Прокофьев. Канта

та «Александр Невский»

. Вставайте, люди русские.

Вечерняя песня А. Тома,

слова

К. Ушинского

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.




Познавательные УУД : Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.


Прочитать стр 42-43

13

4

Святые земли Русской:

народные песнопения о

Сергии Радонежском

Напев Оптиной пустыни.

О, Преславного чудесе.

П. Чайковский. «Детский

альбом». Утренняя мо

литва. В церкви.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.




Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.


Стр 44-45 прочитать, выполнить задания

14

5

Добрый тебе вечер;

Рождественская песенка

слова и музыка

П. Синявского

Исполнять рождественские песни. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы



Познавательные УУД : Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Разучить песню «Добрый тебе вечер»

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4 ч.)

15

1

Фольклор - народ

ная мудрость. Рус

ские народные инстру

менты. Оркестр народ

ных инструментов.

Русская нар. песня.

Калинка.

Вариации на тему

р.н.п

. Светит месяц.

Разыгрывать народные игровые песни. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.




Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом
Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Стр 54-57 прочитать

16

2

Жанры русских

народных песен.

Музыка в народном

стиле. Мотив, напев,

наигрыш. Играем

в композитора.

П.Чайковский. «

Детский альбом».

Камаринская.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора



Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Прочитать стр 62-63

17

3

Праздники русског

о народа: проводы

зимы (Масленица),

встреча весны. Песни,

танцы на народном

празднике.

Русская народная

песня-игра. Бояре,

а мы к вам пришли.

Выявлять особенности традиционных праздников народов России.




Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Выучить слова песни «Бояре, а мы к вам пришли»

18

4

Праздники русского

народа: проводы

зимы (Масленица),

встреча весны. Иг

ры на народном

празднике.

Выявлять особенности традиционных праздников народов России.



Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Выучить масленичные песни на стр 66-67.

В музыкальном театре (5ч.)

19

1

Характерные черты

музыкального спек

такля.

В. Луговой, Г. Гладков.

Песня-спор.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов.



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Прочитать стр 72-73

20

2

Детский музыкаль

ный театр.

М. Коваль. Детская

опера «Волк и семе

ро козлят».

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита.



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Прочитать стр 74-75, выучить определения

21

3

Балет. Песенность,

танцевальность,

маршевость в балете.

П.Чайковский.

Марш из бал.

«Щелкунчик».

С.Прокофьев. Вальс.

Полночь. Из б. «Зол

ушка».

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов.



Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Стр 76-77 прочитать, выучить определение

22

4

Опера. Увертю

ра к опере.

М.Глинка. Опера

«Руслан и Людмила».

Увертюр

Опера. Песенность,

танцевальность,

маршевость в опере.

М.Глинка. Марш

Черномора. Первая

песня Баяна. Сцена

из первого действия.

Из оп. «Руслан и Люд

мила»С.Прокофьев.

Марш из оперы

«Любовь к трем

апельсинам».

П.Чайковский. Марш

из бал. «»Щелкунчик».

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита





Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Прочитать стр. 78-81

23

5

Сказочные сюжеты

в операх и балетах.

Песня - спор из те

лефильма « Ново

годние приключе

ния Маши и Вити»

Ген. Гладков,

слова В.Лугового

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита




Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Стр 82-87, нарисовать рисунок

В концертном зале (5 ч.)

24

1

Музыкальные обра

зы симфонической

сказки, темы-харак

теристики героев, тем

бры - голоса инструм

ентов симфоничес

кого оркестра.

С.Прокофьев.

Симфоническая сказка

«Петя и волк».

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки




Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Стр 90-93 прочитать

25

2

Жанры: симфония,

симфоническая ска

зка, фортепианная

сюита.

В.-А. Моцарт. Увер

тюра к оп. «Свадьба

Фигаро».

В.-А. Моцарт. Сим

фония № 40. 1 ч

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии




Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Подготовить сообщение о В-А. Моцарте, стр 98-100 читать

26

3

Музыкальные пор

треты и образы в

симфонической и

фортепианной му

зыке.

М.Мусоргский.

«Картинки с выставки»

. Богатырские ворота.

Прогулка. Балет нев. пт.

Избушка на курьих

ножках (Б.Я.)

Лиможский рынок.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита




Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Стр. 94-97 рассмотреть рисунки

27

4

Увертюра.

К опере

« Свадьба Фигаро»

. В. -А. Моцарт;

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита



Познавательные УУД : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.


Стр. 102-103 читать

28

5

Увертюра. К опере

« Руслан и Людмила»

М. Глинка

Песенка о картин

ках Ген. Гладков,

слова А. Кушнера

Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита



Познавательные УУД : формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов.
Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Стр. 84-85 читать, выполнить задание 2

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…..(7ч.)

29

1

Композитор - испол

нитель - слушатель

. И.С. Бах.

И.-С. Бах. Токката.

Менуэт из орк. Сю

иты №1. Ария из орке

стровой сюиты №2..

Из «Нотн. тетр.

А.М.Бах». Менуэт.

Ария. «Ничего на

свете лучше нету».

Музыка для детей:

мультфильмы.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.




Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Разучить песню «Ничего на свете лучше нету»

30

2

Выразительность и изобразительность

в вокальной и

инструментальной

музыке разных комп

озиторов. Г.Свиридов,

М.Глинка, П.Чайков

ский.

Г.Свиридов. Тройка.

Весна и осень.

Из муз. Иллюстр.

«Метель». М.Глинка.

Жаворонок. Попут

ная песня. П.Чайков

ский. «Детский аль

бом». Песня жаво

ронка

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение



Познавательные УУД : развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Стр.112-115 прочитать, выполнить задания

31

3

«Цветик-семиц

ветик ». Интона

ция как главное

свойство музыки.

Лад как одно из

средств вырази

тельности (мажор

и минор).

В.-А.Моцарт,

Б.Флисс. Колыбельная.

Понимать смысл музыкальных определений.




Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Стр. 106-107 перерисовать рисунок

32

4

Конкурс испол

нителей им. П. Чай

ковского. Инструме

нтальный концерт.

Музыкальная речь

и музыкальный язык.

Чайковский. Концерт

для ф-но с оркестром.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.




Познавательные УУД : формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Стр. 124-125 прочитать

33

5

Выразительность и изобразительность

музыки. Пусть всег

да будет солнце. А. Ос

тровский, слова Л. Ош

анина, Сказки гуляют

по свету. Е. Птичкин,

слова М. Пляцковского

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.




Познавательные УУД : развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Выучить слова песни «Пусть всегда будет солнце»

34

6

Обобщающий урок

Узнавать изученные музыкальные произведения и узнавать их авторов.



Познавательные УУД : Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов. Личностные УУД : Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками



8. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКOЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/.-

М.: Просвещение, 2010г

2.Рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной -Волгоград: Учитель, 2012.

3.Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.

Учебни­к Д. Е. Критская Музыка. 2 класс М. -Просвещение 2013

Материально технические средства.

Компьютерная техника, интерактивна доска

Интернет - ресурсы.

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

34


© 2010-2022