- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Внеурочная деятельность в условиях ФГОС
Доклад Внеурочная деятельность в условиях ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мизёва В.Д. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель начальных классов Мизёва Валентина Дмитриевна
МБОУ «СОШ № 8» г. Краснокамска
«Внеурочная деятельность в условиях ФГОС»
Целостный педагогический процесс- это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».
А. Дистерверг.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося. Формы использовать можно разные, ведь в воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, хотя они с трудом поддаются классификации, всё же выделяются пять типов форм воспитательной работы с обучающимися:
- словесно - логические
- образно - художественные
- трудовые
- игровые
- психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся:
- беседы на разные темы,
- классные диспуты,
- часы общения и пр.
Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
Образно - художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от дежурства в классе до устройства сада. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с обучающимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, которые проводит психолог.
Основная задача внеурочной деятельности - это создание условий, т.е.:
-
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-
улучшить условия для развития ребенка;
-
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
-
развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
-
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-
расширение рамок общения в социуме.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в сотрудничестве с родителями.
Ведь слово ВОСПИТАНИЕ, т.е. питание. Подразумевается питаем положительные качествами
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями - это:
-
праздники,
-
родительские собрания,
-
спортивные мероприятия,
-
походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций
Я хочу поделиться своим маленьким опытом внеурочной работы с детьми совместно с родителями. В 3 классе в начале уч. года я начала реализовать проект «Семейные традиции». Самое первое, что было создано - это гениологическое древо семьи. Следующий шаг: узнать какие традиции есть в семье. Одни вообще считали, что это не современно, другие над этим не задумывались. И вот родители призадумались, но затем совместно с детьми стали узнавать у старших поколений, и были некоторые поражены, какие у них давние традиции. В мае провели итог проекта. Прошёл конкурс «Семейные традиции», где уже семьи презентовали, поделились своими традициями.
Я думаю, у каждого педагога есть своими изюминки в работе с родителями и во внеурочной деятельности.