- Преподавателю
- Начальные классы
- Творческий проект по культуре народов Поволжья
Творческий проект по культуре народов Поволжья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Файзурахманова А.А. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Луговская основная общеобразовательная школа
Железнодорожного района города Ульяновска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
«В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»
«ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Выполнили: учащиеся 4 класса.
Руководитель: учитель
начальных классов
I квалификационной категории
Файзурахманова Аида Абдулловна
2014 год
Проект «Татарская национальная культура»
Участники проекта: учащиеся 4 класса (10-11 лет), их родители и классный руководитель.
Основной вопрос проекта:
«Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся через приобщение их к татарской национальной культуре».
Цели:
1. Ознакомиться с истоками татарской национальной культуры.
2. Прививать дружбу и уважение к другим народам.
3. Любить и ценить свой край.
4. Создание атмосферы доброжелательного общения в классе.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории и культуре татарского народа. 2. Развивать поисково-исследовательскую деятельность и активность учащихся. 3. Создать классную выставку о татарской культуре. 4. Привлечь родителей учащихся к сотрудничеству по созданию в классе уютной обстановки с предметно-развивающей средой.
Ожидаемые результаты:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре татарского народа. 2. Создание в классе выставки татарской культуры. 3. Объединение усилий учащихся и родителей при создании в классе выставки татарского быта.
Направления работы по изучению татарской национальной культуры:
1. Знакомство с истоками татарской национальной культуры. 2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками татарского народа. 3. Сбор материала для создания в классе выставки татарской культуры.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный
Мероприятия.
1. Изучение, анализ и подбор литературы о татарской национальной культуре.
Ожидаемые результаты: Понимание направлений, цели, задач по выбранной теме.
Сроки: декабрь 2014
2. Создание условий для работы по приобщению к истокам татарской народной культуры.
Ожидаемые результаты: Создана предметно-развивающая среда - выставка татарской национальной культуры.
Сроки: январь 2014
3. Создание классной выставки о татарской культуре «Творческий проект по культуре народов Поволжья «В семье единой» - «Татарская национальная культура».
Сроки: февраль 2014
II. Практический
Материалы по изучению истоков татарской национальной культуры.
«Татарстан - моя Родина, предков очаг…»
Год образования Татарской республики - 1920 год (в составе РСФСР).
Государственные языки - татарский, русский.
Площадь - 68 тысяч кв. км.
Климат - умеренно - континентальный.
Население - приблизительно 4 млн. человек.
Проживают представители 108 национальностей: татары, русские, башкиры, мордва, украинцы, удмурты, марийцы, евреи, чуваши и другие.
Столица - город Казань, год основания 1005 год.
Природные богатства - нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.
Протекают реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, Ик, Свияга, и другие.
Административных районов - 43 .
Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.
На сегодняшний день основную массу населения Татарии составляют татары и русские. Другие народы соседних республик - чуваши, мордва, удмурты, марийцы, и башкиры.
Эти народы мирно проживали и трудились бок о бок, перенимая друг у друга элементы материальной и духовной культуры и сохраняя при этом свои национальные особенности, национальную самобытность. Веками складывались традиции, взаимоотношения и уважения, культура межнационального общения.
«…Сказаньем встаёт Казань - столица равного средь равных Татарстана…»
О происхождении названия Казань имеется более десяти версий.
Среди них более научными представляются такие: место расположения города напоминает котловину, ложбину. Отсюда Казан - «котёл».
Впервые флаг суверенного Татарстана взвился над зданием Верховного Совета, расположенного на площади Свободы в Казани, в декабре 1991 года. Теперь он развивается во всех наших городах, районных центрах, сёлах. Разделён он на три части. Верхняя часть зелёная - это символ живой и вечнообнавляющейся природы, это символ молодости. В середине белая полоска - это символ чистоты, чести и мира. Нижняя красная полоса - это цвет солнца, огня и молнии.
Перед нами герб Татарстана. На фоне красного круглого солнца изображение священного, крылатого белого барса. Его правая нога чуть приподнята. Этот жест символизирует величие и благородство власти. У барса острые когти и зубы. Он может защитить не только себя, но и всех, кто под его крылом.
На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра с восемью лепестками. Щит символизирует безопасность, защищённость, а цветок - долгую жизнь. Почему для герба нашей республики был выбран барс? Потому что он был изображён на геральдике Булгарии.
Какой праздник без песен да плясок? Песенность, мелодичность - неотъемлемые свойства души татарской. Сплетение отточенных движений и великолепной музыки - Татарский государственный ансамбль песни и пляски - национальные костюмы будто вобрали в себя всю гамму красок Сабантуя.
Сабантуй - праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.
Сабантуй - издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.
Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей - друзей по труду, по работе общей.
Русский ремесленник чинил татарину вёдра, паял самовары, ладил ковши, красил наличники окон; татарин же ставил русскому срубы,
баньки возводил, валял тёплые валенки, пилил брёвна на доски.
Сабантуй - праздник светлый! Всю любовь, всё умение отдают мастера искусств Сабантую - щедрому, великодушному народному
Празднику. Всю красоту этого праздника вы увидите в народном танце.
Как целостная система декоративно - прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального
костюма. В основе костюма татар лежат древние тюркские формы
в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.
Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак. Размещённые на глубоком бархатном фоне калфака золотые сгустки вышитого орнамента придавали стройность и завершённость всей композиции костюма.
Главный принцип системной организации элементов ансамбля - живописный.
Кулинарное искусство татарского народа богато своими традициями. Все кушанья можно разделить на следующие виды: жидкие горячие блюда, вторые блюда, печёные.
Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо-крупяным блюдом является «бэлеш».
Традиционным татарским кушаньем является - «эчпочмак» с начинкой из жирного мяса и лука. В сельской местности распространен «бэккэн» - пирожки с различной овощной начинкой. Очень своеобразным изделием является «губадия». Этот круглый пирог с многослойной начинкой - одно из обязательных угощений при торжественных приёмах. И самым лакомым блюдом на торжествах считается «чак-чак».
III. Создание классной выставки
Родители - наши помощники во всём.
Наш классный музей.
Музей приглашает друзей!
Татарский чак-чак -
лучшее лакомство для нас после классной работы!
IV. Обобщающий
Результативность
1. Сформировался необходимый минимум исторических знаний о культуре татарского народа.
2. Возросло желание изучать культуру других народов Поволжья и России во время свободного досуга.
3. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод
Вся выполненная работа, выстроенная в определенную систему, позволила сформировать у учащихся представления о татарской национальной культуре в целом.