Доклад на тему Методы и способы формирования фонематического слуха у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы и способы формирования фонематического слуха у младших школьников.


Работе по развитию у младших школьников фонематического слуха предшествует формирование способности узнавать и различать неречевые звуки. Такие упражнения способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). На уроках обучения грамоте учитель предлагает ученикам послушать шуршание листочка бумаги, шелест ленточки, передать их звуками: «ш-ш-ш...» Необходимо учить детей слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки («мяу»), собаки («гав, гав»), петуха («ку-ка-ре-ку») и других, а в условиях города различать звуки транспорта (трамвая, машин). Можно провести игру «Кто услышит больше звуков?», или «О чем говорит улица?», или «О чем говорит коридор?», вспомнить, как звенит звонок, передать его голосом («з-з-з»), сказать, где слышали звонки (в школе, в кинотеатре, в трамвае, телефонный звонок, звонок в дверь и т. д.). Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных. Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделять голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их учащимися. В современной методике подготовки детей к обучению грамоте этап формирования звукового анализа рассматривается как начальный этап ориентировки в фонемной системе языка. Основное в этот период- научить способу выделения в слове звуков независимо от их артикуляционной характеристики. Умственно отсталые дети могут овладеть указанными умениями только в ходе всего периода обучения грамоте. Несомненно, в ходе уроков выделятся дети, у которых трудности в различении звуков проявятся в большей степени, чем у других. Коррекционная работа с ними в добукварный и букварный периоды поможет им в овладении чтением и письмом. Однако эти ученики должны быть в поле зрения педагога в течение всех лет обучения в школе. Развитие у учащихся умения слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма. Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов работы и проводится в игровой форме на всех уроках обучения грамоте. Начинается эта работа, как было сказано выше, на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых уроков проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе работы ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. На уроках обучения грамоте интересен прием когда педагог предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания. Проводить работу на умение различать слоги целесообразно с такой игры. Учитель произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п. Для формирования навыков элементарного звукового анализа школьников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные. На уроках обучения грамоте учитель должен вести специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата. (Известно, что правильный уклад речевых органов, кинестетический контроль способствуют формированию грамотного письма, предупреждению ошибок при чтении.) В добукварный период на каждом уроке необходимо проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которая не связана с произнесением определенного звука, как в букварный период, а включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма - языка и губ. Каждый ребенок в классе должен иметь маленькое зеркальце, чтобы следить за правильным укладом речевых органов при произнесении звуков, когда язык и губы принимают разное положение: язык широкий (лопатой), в виде продольного желобка (лодочкой), узкий (жало), губы улыбаются при слегка сближенных зубах, губы как хоботок у слона и т. д. Коррекционная работа помогает не только учащимся с выраженными нарушениями произношения, но и тем, у кого нечеткое воспроизведение отдельных звуков зависит от малозаметных дефектов артикуляции. При развитии фонематического слуха можно применять следующие методы: дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и повторение скороговорок, чистоговорок). Пользуясь методами, учитель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. При формировании фонематического слуха, рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова). Образное название звука или з вукосочетания (ззз - песенка комара). Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Необходима работа над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях («тихий ветерок задувает свечу, колышет листья деревьев, гонит облака»). На длительном выдохе вводятся голосовые упражнения, целью которых является развитие силы, тембра, высоты голоса (игры «Эхо», «Сирена», звукоподражания к сказке «Три медведя», повторение серии гласных из 2, 3, 4 звуков). В дальнейшем вводятся простые артикуляторные упражнения. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки - чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений). Уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слуховой дифференциации звуков речи, особенно фонетически близких: твёрдых и мягких, звонких и глухих, аффрикат и входящих в их состав свистящих и шипящих. Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и учителя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи - образца). Специфичный прием - образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. Вывод: Работа по развитию у младших школьников фонематического слуха должна строится с соблюдением определенных этапов развития фонематического восприятия. На первом этапе проводятся упражнения и игры на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания. На втором этапе проводятся игры направленные на развитие речевого слуха. А именно на различение слов, близких по звуковому составу, дифференциацию слогов и фонем. На третьем этапе рекомендуется проводить упражнения на развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Работа, построенная таким образом, позволит добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия и как результат уменьшить количество ошибок на уроках обучения грамоте.






© 2010-2022