Творческий отчет. Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальных классах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ « СШ № 115 отдела образования акимата города Костаная».



Творческий отчет.

Тема: « Активизация мыслительной деятельности

на уроках математики в начальных классах».



Подготовила: Султангалиева Г.К.



2012-2013 уч. год.

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах.

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.

В начальной школе ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. И только от учителя зависит, будет ли ребёнок погружаться в мир знаний с большим интересом.

Считаю, что главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Помогают в создании такой учебной среды разнообразные средства и способы активизации познавательной деятельности.

Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств, которыми располагает учитель.

Я в своей работе использую такие способы развития познавательного интереса:

- самостоятельная работа;

- опорные схемы;

- проблемное обучение;

Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Но как научить ученика работать самостоятельно? Для этого я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Для этого я использую опорные схемы, когда ребёнок находится рядом с ней, как с помощником (опорой) , который несомненно помогает ему на пути к правильному осознанному ответу. Именно это и является источником радости.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставлю вопрос-проблему, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Причём иногда проблема возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Никогда не строю работу на уроке таким образом, чтобы дети решали только по образцу. Стараюсь, чтобы над решением задач и примеров ученик задумался.

При знакомстве с величиной «объём» предлагаю вниманию детей два стакана. Что можно о них сказать? (Они прозрачные, в них можно что-то налить, почти одинаковые).

Почему «почти»? (Мы не знаем, одинаковое ли количество жидкости помещается в них).

Какие цели поставим для себя сегодня?

Предлагаю подумать и определить: в какой из стаканов воды войдёт больше. Прошу доказать. (Ребята предлагают налить жидкость в один стакан до краёв, а затем перелить её в другой)

Что можно сказать?

Что нас интересовало? (Какое количество войдёт в каждый стакан?) Вывод: Нам была важна вместимость или объём.

Такой вид обучения, на мой взгляд, вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Это вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска, что плодотворно сказывается на отношении моих учеников к учению. Для развития познавательных интересов усложняю познавательные задачи.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1) Задачи на смекалку;

2) Задачи шутки;

3) Числовые фигуры;

4) Задачи с геометрическим содержанием;

5) Логические упражнения;

6) Математические игры и фокусы;

7) Кроссворды и ребусы;

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.

На своих уроках математики я применяю несколько видов игр: настольные (Лото), дидактические, сюжетно-ролевые , путешествия ( "В цирке", "Веселые страты", "Плывем на остров сокровищ", "В зоопарке", "Полет на Луну" и др.)

Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери фрукты», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д. написаны примеры.

Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала - кроссворды. Работать с ними можно с первого класса. Кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

В строчках:

1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.

В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: В строчках:

1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.

В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.

Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

Например:

1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

*** - **=1

Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Ведь уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако учителю важно помнить, что этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе всего обучения.







© 2010-2022