• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Организация тематических циклов просветительских программ как эффективная форма культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС в начальной школе

Организация тематических циклов просветительских программ как эффективная форма культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.А. Ягубков, заместитель директора по НМР МАОУ ДОД «ДЮЦ « Рифей»

г. Пермь

Организация тематических циклов просветительских программ

как эффективная форма культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС в начальной школе


В настоящее время социальные условия и запросы современного общества определяют траекторию модернизации системы образования, основанную на механизме перехода на новые стандарты. В этой связи в образовательных учреждениях важное значение приобретает специально организованная деятельность по целенаправленному созданию целостной развивающей среды, позволяющей достигать результатов и эффектов в личностном, социальном , интеллектуальном развитии современных детей и подростков. Участие детей в системе дополнительного образо­вания открывает перед ними возможность заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школь­никами, имеет возможность широко приобщать их к досуговой деятельности, формировать самостоятельность и творче­скую активность. Дополнительное образование обычно представлено двумя основными блоками: образовательными и культурно - досуговым (тематические циклы просветительских программ), в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности. Циклы тематических просветительских программ говорят о том, что их задачей является охват наибольшего количества детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных зна­ний и навыков. Однако это не означает, что участие в той или иной программе вообще не тре­бует от них никакой подготовки. Достаточно желания, интереса - и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Циклы просветительских тематических программ остаются весьма значимым звеном в системе работы ДЮЦ « Рифей». Они направлены на удовлетворение потребностей детей в общении, отдыхе, релаксации. Основная мотивация таких программ: развитие интереса, проба сил, практика успеха. В зависимости от целей и задач , а также степени соучастия детей , разработаны следующие циклы просветительских программ:

  • программа «Академия вежливых наук»;
  • музыкальный абонемент «Грани музыки»;
  • программа «Три матрешки
Все данные программы нацелены на пополнение детского досуга социально значимым смыслом и формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников. Программа «Академия вежливых наук - это программа, которая предполагает обучение детей и подростков основам этикета и искусству общения, освоение ими правил, норм человеческого общежития и хороших манер на примере знакомых, привычных, часто встречающихся житейских ситуациях, в которых оказываются дети. Программа «Академия вежливых наук» - это познавательные и поучительные занятия для современного поколения детей и подростков. Это мастерская детского успеха, где совместными усилиями педагогов и детей создается особый микросоциум: игры, отношений, общения. Программа «Академия вежливых наук» - своевременная программа, направленная на развитие социальных навыков и творческих способностей ребенка, позволяет погрузиться в контекст человеческих отношений, и способствует формированию самостоятельной, социально - мобильной личности, являющейся носителем культуры, способной к успешной социализации в обществе. Возрастные особенности развития личности становятся основным стержнем построения всей программы по этикету. Последовательное освоение и прохождение трех ступеней: «Я» - «ТЫ» - «МЫ», помогает школьникам познать и раскрыть свое «Я» на первой ступени освоения программы, учит ребенка адекватно оценивать себя как личность и соотносить свои действия и поступки с поведением своих сверстников - на ступеньке «ТЫ», помогает выстраивать отношения в социуме - на заключительной третьей ступеньке - «Мы». На разных ступенях детям и подросткам предлагается соответствующий возрасту уровень сложности осваиваемого теоретического и практического материала, что позволяет обеспечить адекватность восприятия, доступность, и справляться с поставленными задачами, достигая необходимого результата. Особое место в системе дополнительного образования отво­дится игровым программам, выстроенным в определённой последовательности, обладающим образовательным потенциалом. Образовательная программа «Три матрешки» нацелена на создание условий для сохранения позитивной наполненности детства через вовлечение ребенка в игровое взаимодействие. Программа эффективна для детей, находящихся в ситуации смены ведущего вида деятельности (от игровой к учебной, от учебной к общению, от общения к самопознанию и самоопределению в профессиональной деятельности). Одной из самых популярных форм тематических просветительских программ является музыкальный абонемент «Грани музыки». Программы « Рождение оркестра», «Сто оркестров в одном чемодане», «Волшебный микрофон», «Тайна живого звука» основаны не только на очевидной заинтересованно­сти в занятиях большого числа юных участников, а также на хорошую эффективность эстетико-воспитательного воздействия на ду­ховный мир участников. Участие в данных занятиях позволяет каждому ребенку рассказать о том пре­красном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушате­лей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной приро­де, увлечь их красотой великих идеалов. Об оптимальности функционирования данной программы можно судить по результатам опроса школьников, вот некоторые высказывания школьников, посещающих программу музыкального абонемента: «Все было очень интересно, мы познакомились с новыми музыкальными инструментами, узнали много нового», «Запомнились занятия , посвященные вальсу», «Мне понравилось узнавать музыку, играя на инструментах», « Особенно мне понравились занятия , посвященные звукам животных, мы сыграли мою любимую пьесу«В мире животных»,«Очень сильно полюбила музыку, посещая данные занятия», «Данные занятия делают нашу жизнь интересней». Изюминка дополнительного образования как раз и состоит в том, что его программы предлагают детям выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. В заключении необходимо подчеркнуть, что идея проведения тематических циклов просветительских программ является актуальным направлением деятельности образовательного учреждения в контексте ФГОС


© 2010-2022