Классный час «Дружба»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Что такое дружба?» для учащихся 4 класса

Подготовила : учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Екатериновка Минибаева Елена Васильевна

Цель : сплотить коллектив, закрепить навык учащихся работать в группах, познакомить с греческими философами Сократом, Аристотелем.

Предварительна подготовка:

1. Разучить стихотворение «Монолог о дружбе» Л. Измайлова

2. Домашнее задание : найти толкование слову «Дружба» в толковом словаре, записать 2 пословицы о дружбе.

3. Разучить песни «Мир похож на цветной луг», « Доброта сердец»

Оборудование: проектор, презентация, цветные карточки для жеребьевки по группам, конверты с пословицами по количеству учеников в группе (заранее разрезанными на две части), аудиозапись рассказа «Друзья»



ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Необходимо вначале поделить детей на 4 группы ( по 4 человека) для выполнения заданий с помощью цветных карточек.

-Что такое дружба?

Выслушиваются ответы учеников.

Слайд 1.

- А теперь прочтите наизусть стихотворение Л. Измайлова.

(дети читают стихотворение по четверостишию)

Монолог о дружбе

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба, - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг -

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает.

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

(Л. Измайлов)

- Что же такое дружба, по мнению автора? С какими мыслями следует согласиться? А с чем вы не согласны?

Выслушиваются ответы детей.

- Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми. Зачитайте свои определение слову «дружба» , которые вы дома нашли в толковых словарях.

- А в «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношение между друзьями благородными и чистыми.

О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Слайд 2.

-Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?

(Дети зачитывают приготовленные дома пословицы о дружбе, объясняют их значение.)

- Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.

Работа в группах или в парах. На столах лежат части пословиц и поговорок. Ученики должны найти и соединить начало и конец.

Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь.

Старый друг лучше новых двух.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Друг познается в беде.

Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

Куда иголка, туда и нитка.

Не в службу, а в дружбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не мил и свет, когда друга нет.

Дружбу помни, а злобу забывай.

Будь с другом и в горе, и в радости.

Приятелей много, да друга нет.

Без друга - сирота.

Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей - узок, как ладонь.

С другом веселее при удаче, легче в беде.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

- соберите эти пословицы, зачитайте, выберите наиболее понравившуюся и объясните ее смысл.

(необходимо, чтобы дети выбрали пословицу для объяснения коллективно, сообща)

- А кто же такой друг и где его взять?

Учитель читает стихотворение

Друг. А что это такое?

Как же нам его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растет на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может, он в цветочной клумбе

Пьет из розочки росу?

Может, он со мною рядом -

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!

- Кто может быть другом? А могут дружить мальчики и девочки? Давайте послушаем спор двух ребят.

Слайд 3.

Исполняется сценка «Мальчишки и девчонки»:

Мальчик 1. Ты где вчера был?

Мальчик 2. Я вчера с Танькой в кино ходил.

Мальчик 1. С Танькой в кино ходил? И не стыдно?

Мальчик 2. А чего вдруг стыдно?

Мальчик 1. Да она же...

Мальчик 2. Чего?

Мальчик 1. Да она же... как ее...

Мальчик 2. Да что?

Мальчик 1. Да она же девчонка!

Мальчик 2. Ну и что?

Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Да потому что девчонки - это...

Мальчик 2. Ну что - девчонки?

Мальчик 1. Да девчонки - они же...

Мальчик 2. Ну, что они?

Мальчик 1. Да они же с косичками!

Мальчик 2. Подумаешь - с косичками! Что же тут такого? А Танька тем более без косичек.

Мальчик 1. А это еще хуже.

Мальчик 2. Почему же хуже?

Мальчик 1. Потому что дергать не за что.

Мальчик 2. А зачем их дергать?

Мальчик 1. А что с ними еще делать?

Мальчик 2. Поговорить можно.

Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки!

Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.

Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.

Мальчик 2. Ничего и не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.

Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Сегодня все стихотворение от начала до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась.

Мальчик 2. Плохо учила, наверное, вот и заикнулась.

Мальчик 1. И вообще все они ябеды и трусихи.

Мальчик 2. Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?

Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав гадючий.

Мальчик 2. Вот ты испугался, а Танька его в руках держала!

Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Мальчик 2. Это почему же?

Мальчик 1. Потому что они... они... плаксы все они...

Мальчик 2. Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел?

Мальчик 1. Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила!

Мальчик 2. Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.

Мальчик 1. Зато в футбол она играть не умеет.

Мальчик 2. Зато она лучше всех в теннис играет.

Мальчик 1. В теннис! Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки! Девичья игра. То ли дело бокс! А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!

Мальчик 2. Подумаешь - шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.

Мальчик 1. Таких глупых?

Мальчик 2. Это почему же глупых? Танька глупая?

Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.

Мальчик 2. Кого же это?

Мальчик 1. Да меня хотя бы.

Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.

Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.

Мальчик 2. Кого, Таньку?

Мальчик 1. Не Таньку, а Таню.

Мальчик 2. Так она же это...

Мальчик 1. Кто?

Мальчик 2. Девчонка.

Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.

Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.

Мальчик 1. Пошли.

- В чем убедились мальчишки?

Дети отвечают.

- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит - настоящий друг? Выберите на доске и запишите на своих листочках три самых важных слова, которыми можно охарактеризовать себя.

На доске:

добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый

(Дети пишут, затем зачитывают свой выбор)

Музыкальная пауза. Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг»

Во время исполнения песни проводится игра «Найди друга»

( Дети поют песню, музыка прерывается , дети становятся в пару и одним словом характеризуют выбранного друга , например, «добрый» и так несколько раз)

Ветер зовет за собой облака

Вдаль, вдаль, вдаль.

Если ты друга не встретил пока,

Жаль, жаль, жаль!

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь,

Другу верен всегда будь!

Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг.

Сделает хмурый денек веселей

Друг, друг, друг!

Припев.

Друг за тебя одолеть сто преград

Рад, рад, рад.

С другом любая беда - не беда,

Да, да, да!

Припев.

- Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом.

ДРУЗЬЯ

Трое приятелей жили по соседству, учились в дной школе и даже в одном классе - в третьем «А». Дружба их началась очень давно, почти с пеленок. Малышами оно любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.

Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:

- Эх, ты! С такой маленькой горки - и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!

Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.

- Вань, ты чего? - испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.

- Больно? - участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.

- Не очень! - мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. - Только нога болит...

- Давай я тебе помогу! - Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. - Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.

- Спасибо! - прошептал Ваня, морщась от боли.

- Да не за что! - отмахнулся Сеня.

- Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! - прокричал сверху Сережа.

Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.

- Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?

Дети отвечают.

- Какая из записанных вами пословиц подходит к этому рассказу?( Друзья познаются в беде.)

- Прочитайте на доске слова Аристотеля о дружбе.

«Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Слайд 4.

-Значит, важно для каждого человека уметь дружить? А чтобы иметь хороших друзей, необходимо иметь доброе сердце.

Звучит песня « Доброта сердец»

- Я предлагаю вам ознакомиться с правилами дружбы (Учитель дает детям текст Правил, который читается детьми по очереди) , эти правила с сегодняшнего дня будут висеть в классном уголке.

Слайд 5.

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ:

Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом - не таи зла на него.

Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Итог.

На деюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам приобрести новых друзей, а самим стать лучше, добрее, терпимее к другим.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на темы «Однажды мой друг…», «Мой лучший друг»

© 2010-2022