Рабочая программа

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 10 города Советска Калининградской области




Принято Утверждаю

на заседании МО нач. классов директор МОУ лицея №10

протокол №1 от «__» _______2012г. __________ Соколовский Г.Ф __________Тынянская О.Л. «___»____________2012 года

Рабочая программа

по литературному чтению

в 1 классе

Срок освоения 1 год


Составитель: Буринская Е.В.

учитель начальных классов


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения (приказ №373 от 06.10.2009), Концепции духовно-нравственного воспитания, ООПНОО лицея №10, примерной программы по литературному чтению для 1 класса НО и на основе авторской программы Н.А.Чураковой по УМК «Перспективная начальная школа». Специфика начального курса «Литературное чтение» заключается в тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком, продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в период обучения грамоте. Учебный предмет изучается в 1 классе в рамках предметной области «Филология», рассчитан на 44 часа. Рабочая учебная программа состоит из двух частей - инвариантная часть (80%) - 38 часов и вариативная часть (20%) - 6 часов, включающая следующие модули: промежуточный метапредметный модуль « Инфознайка» - 3 ч, метапредметный итоговый модуль «В поисках клада» - 3 ч. Курс направлен на формирование навыков чтения, свободной и правильной речи, слушания и воспроизведения текста. Данный учебный предмет имеет своей целью: осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений, развитие нравственно - эстетического опыта младшего школьника. Изучение предмета «Литературное чтение» способствует решению следующих задач: - расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; - развитие речевых навыков; - развитие интереса детей к чтению и потребности в нем; - воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей Содержание программы носит системно-деятельный характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, уроки - сценарии, организационно - деятельные игры, работа в группах. При изучении предмета реализуются дидактические принципы:

  1. непрерывного общего развития каждого ребенка;
  2. целостности картины мира, учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
  3. прочности и наглядности;
  4. охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
Методические подходы: системно - деятельностный, дифференцированный, критического мышления, исследовательский, интегративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Итоговый контроль проводится в форме: мониторинга, диагностической проверки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ


Личностные:

  • возможность самому учащемуся предъявить на оценку взрослому (сверстнику) свою работу, предложить ее на публичную «доску достижений»,
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:
  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хре­стоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раз­дел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.


Предметные:
  • ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

  • читать текст «про себя» и понимать прочитанное;

  • находить в тексте слова и словосочетания, необходимых для подтверждения собственного понимания и оценки;

  • слушать сложные произведения в исполнении учителя;

  • читать текст по ролям народных и авторских произведений;

  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы):

  • читать дидактический текст, используя чтецкую партитуру (выделенные ключевые слова и расставленные паузы);
  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;

Регулятивные:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
  • обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с кото­рым он соглашается.
  • удерживать обозначенную цель во время работы, фиксировать конечный результат, стремиться достичь хорошего качества, возвращаться к прерванной работе, доводить ее до конца;

  • оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения текста.
  • умение высказывать и пояснять свою точку зрения,
  • формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;



Требования к результатам изучения

предмета «Литературное чтение»
Обучающиеся научатся:
- читать вслух плавно, по слогам, учитывая индивидуальный темп чтения; - понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них логические части; - читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного; - рассказывать наизусть 3-4 стихотворения; - отличать прозаическое произведение от стихотворного; - различать малые жанры фольклора; - находить средства художественной выразительности в тексте; - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы; - читать по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование; - рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.


Обучающиеся получат возможность научиться:
- находить в разделе «Музейный дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации. - работать с соседом по парте: распределять работу между со­бой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаи­мопроверку выполненной работы; - выполнять работу по цепочке; - понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос; - обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с кото­рым он соглашается.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Для учащихся: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1класс: Учебник. - М.: Академкнига, 2010. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2011. Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Для учителя:

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - 4-е изд., М.: Просвещение, 2010. - 400 с - (Стандарты второго поколения).

-иллюстративный материал;

-дидактический материал к урокам;

-набор контролирующих материалов;

Интернет - ресурсы

Сайт единой цифровой образовательной коллекции. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов,

Электронные версии газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» - nsc.1september.ru;

www/akademkniga.ru


Список используемой литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). - М. Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения)
2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1967г. 3. А.М.Жигулев. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998. 4. «Русская поэзия 19-20 вв.». Составитель Н.И Якушина, Москва, «Художественная литература», 1987 г. 5 Энциклопедия для детей «Русская литература» М., издательство «Аванта», 1999 г., автор М.Д. Аксенова. 6. «Литература» Справочник школьника. М., издательство «Слово», 1995 г., автор В.Я Минков 7. «Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе, как к искусству» М., издательство «Слово», 1982 г. автор З.И. Романовская.

СТРУКТУРА КУРСА



Раздел

Количество часов

1.

На огородах у Бабы Яги

10

2.

Пещера Эхо

6

3.

На пути в Волшебный лес

3

4.

Клумба с колокольчиками

4

5.

В лесной школе

4

6.

Музей Бабы Яги

4

7.

На выставке рисунков Юрия Васнецова

7


Итого (инвариантная часть )

38

1.

Промежуточный модуль «Инфознайка»

3

2.

Итоговый модуль « В поисках клада"

3


Итого (вариантная часть )

6

Итого по предмету

44


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Раздел

Колич.

часов

Содержание раздела

Основные

понятия темы

Страницы учебника

УУД

Форма

контроля

1.

На огородах у Бабы Яги

10 Устное народное творчество и литература. Общее представле­ние о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Докучные сказки, загадка, считалка, скороговорка, закличка, небылица.

Олицетворение

С.3 -23 Ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обо­значений; находить нужный текст по страницам «Содержа­ние» и «Оглавление»; Сравнивать малые фольклорные жанры; называть жанры, характеризовать их. Воспринимать содержание. Участвовать в диалоге.

Текущий.

Фронтальный

Итоговый тематический.

2.

Пещера Эхо

6 Урок - сценарий. Стихотворные произведении, шуточные стихи, литературный герой. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Рифма

С. 24-34 Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Принимать практическое участие

Текущий.

Фронтальный

3.

На пути в Волшебный лес

3

Русские народные сказки. Сравнительный анализ докучных сказок

Сказка-цепочка, сказка-кольцо, повторы

С.35 - 38 Сравнивать малые фольклорные формы; Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста Участвовать в диалоге. Распознавать особенности построения фольклорных форм

Текущий.

Фронтальный

4.

Клумба с колокольчиками

4

Стихи и проза. Звукопись в прозе и поэзии, автор и литературный герой.

Звукопись.

Повторы

С. 39 - 44

Сотрудничать: положительное отношение к иному мнению, учитывать

позицию собеседника.

Отличать поэтический текст от прозаического.

Текущий.

Фронтальный

5.

В лесной школе

4

Стихи - шутки

(звучащие стихи)

Выразительность звукописи

С.45-55

Выбирать наиболее эффективный способ чтения.

Находить различные средства выразительности

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного

Текущий.

Фронтальный

6.

Музей Бабы Яги

4

Что видит и слышит поэт. Секреты поэтического произведения.

Рифма, звукопись, разный смысл повторов. Олицетворение.

с. 56 -64

Анализировать особенности авторских выразительных средств

Использовать знания и умения для самостоятельного чтения книг;

Взаимодействовать в группе.

Текущий.

Фронтальный

7.

На выставке рисунков Юрия Васнецова

7

Сравнение словесного и живописного образа

( подготовка к модулю «Музей в твоем классе»)

Рифма, звукопись, разный смысл повторов. Олицетворение.

С.65 -80

Понимать чувства других людей и сопереживание им. Формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии природы.

Применять и представлять информацию

Текущий.

Фронтальный

Итоговый

8.

Промежуточный модуль «Инфознайка»

3

Восприятие живописного произведения.

Наблюдение художественных объектов.

Графическое изображение.

Альбом,

репродукция

Выражать собственное отношение. Создавать собственный текст на основе худож. произведений. репродукций картин художников.

Фронтальный

Индивид.

9.

Модуль «В поисках клада»

3

Рассказ по «перепутанным картинам». Восстановление нарушенной последовательности.

Сюжет

Использовать знания и умения для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Приобретать навык социального взаимодействия с группой сверстников.

Согласовать условия для применения полученных знаний.

Итоговый

Тематическое планирование по литературному чтению


урока

Тема урока

Дата проведения


Основное

содержание


Основные

понятия


Формы

контроля

Страницы

учебника, рабочей тетради

Использование

ИКТ и

КНШ

Глава 1. На огородах у Бабы Яги (10ч).

1.

Начало пути: Волшебные предметы и помощники

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка.

Фольклор. Дразнилки.

Текущий

Уч.с.3 - 5.

Т. с. 3-4

№1-5

СD

2.

Знакомство с хрестоматией

Общее представление о фольклоре. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Хрестоматия. Малые фольклорные жанры - прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка.

Текущий

Хр.с.3 - 5

3.

Законы докучной сказки «Сказка про белого бычка»

Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки

(сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как докучная сказка.

Жанр устного народного творчества - сказка. Олицетворение.

Фронт.

Уч.с.6-7.

Т. с.5-6

№ 1-3

4.

Законы докучной сказки «Сказка про сороку и рака»

Текущий

Уч.с.8-9.

Т. с.6 № 4

Интернет-ресурсы

5.

Промежуточный модуль «ИНФОЗНАЙКА». Мой дворик

Составление предложений с опорой на картину. Словесное рисование - составление текста-описания дворика. Инсценирование действий героев картины.

Инсценаровка (живая картина).

Предложение. Текст.

Фронт.

Индв.

Репродукция В.Поленова «Московский дворик»

6.

Секреты считалок

Устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора.

Рифма.

Фронт.

Уч.с. 10-11.

Т. с.6-7 №1-2

7.

Древние считалки

Сравнение произведения одного фольклорного жанра.

Рифма.

Фронт.

Индв.

Уч.с. 7-8.

Т.С 6-7 №1-3

8.

Промежуточный модуль «ИНФОЗНАЙКА»

Практическое сочинение малого фольклорного жанра - загадки, используя рифму.

Олицетворение.

Рифма.

Фронт.

Индв.

Репродукция И.Хруцкого «Цветы и фрукты»

9.

Тайны загадок

Различение жанров произведений.

Устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка.

Олицетворение.

Фронт.

Индв.

Уч.с.14-17

Т.с.9-10

№ 1-3

10.

Как устроена загадка

Устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка.

Малые фольклорные жанры - загадка.

Текущий

Уч. с 17-19.

Т.с.11-12 № 1-4

11.

Заклички. Обращение к природе

Устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора.

Малые фольклорные жанры - заклички.

Группо

вой

Уч. с. 20-21

т.с.13-14

№ 1-5

12.

Трудности скороговорок

Различные виды жанров - скороговорки. Особенность народного творчества.

Скороговорка.

Текущий. Индив.

УЧ.С.22-23. Хр. С.15-16.

Т. с.15-17 № 1-5

23.03Глава 2. Пещера эхо ( 6 ч. )

13.

Созвучные «хвосты» слов. Г.Остер «Эхо»

Произведения современной отечественной литературы. Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями.

Рифма.

Текущий

УЧ.С.24-25.

Т. с.17,

№ 1-4

14.

Созвучные «хвосты» слов. Д.Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения.

Рифма.

Фронт.

Инд.

УЧ.С.26-27. Т. с.18-19, №1-4

15.

Рифма и смысл. Н.Носов «Приключение Незнайки» (отрывок)

Произведения современной отечественной литературы. Жанровое разнообразие к изучению произведений: литературная сказка, стихотворение.

Рифма.

Текущий

Уч.с.28-29.

Т. с.19-20, №1-4

16.

Рифма и смысл

Рифма.

Фронт.

Уч.с.30-31. Т. с. 21.№ 5

17.

Шуточные стихи. И.Пивоварова, Э.Успенский, А.Дмитриев

Произведения современной отечественной литературы.

Рифма.

Фронт.

Инд.

Уч.с.32-33.

Т. с.22-23, № 1-3

Интернет-ресурсы

18.

Шуточные стихи. Джеймс Ривз

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Рифма.

Фронт.

Инд

Уч.с.34-35

СD

Глава 3. На пути в Волшебный лес (3 ч.)

19.

Сказка - цепочка. Русская народная сказка «Репка».

Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного произведения.

Кумулятивная сказка.

Текущий.

Уч.с.

35-37.

Т.с. 24-25

№ 1-3

Интернет-ресурсы.

20.

Сказка - цепочка. «Теремок».

С Маршак «Багаж»

Сказка - цепочка, сказка - кольцо.

Олицетворение.

Текущий.

Хр.с. 72-79. Т.с.26 № 4

21.

Сказка - цепочка.

Текущий.Фронт.

Уч.с.38-39; Хр. С. 61-62, 71

Глава 4. Клумба с колокольчиками (4 ч.)

22.

Звучащие стихи. Е.Благинина, А Усачёв, Джеймс Ривз

Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному.

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств - мимики, движений, жестов.

Текущий

Уч.с.39-41, Т.с. 26-27.

№ 1-3

Интернет-ресурсы

23.

Звукопись в поэзии и прозе. А.Усачев «Буль-буль», М. Горький «Воробьишко» (в сокращении).

Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Выразительность звукописи.

Фронт.

Инд

Уч.с. 42-44

Т.с. 28-29

№1-3

24.

В гостях у колокольчиков: звучащие стихи.

Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Выразительность звукописи.

Текущий

Хр. С. 12-13

Т.с. 29, №4

Интернет-ресурсы

25.

В читальном зале: сказочные звуки.

Фронт.

Инд

Хр.с. 7-10

Глава 5. В лесной школе. ( 4 ч.)

26

Считалка, скороговорка или дразнилка?

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, стихотворение. Декламация произведений.

Малые фольклорные жанры - считалка, скороговорка.

Текущий

Т.с.45-47. Т.с. 30 № 1-2

27

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин, Б.Заходер

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Определение серьёзного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Группо

вой

Уч..с.48-51 т.с. 30-31, 3 1-2

28.

Стихи про мальчиков и девочек. В.Лунин, Э.Успенский.

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств - мимики, движений, жестов.

Фронт.

Инд.

Уч. с. 52-53.

Т.с. 32

№ 1

Интернет-ресурсы

29.

Фантазия в литературе. Б. Заходер.

Произведения современной отечественной литературы. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Фантазия в литературе

Тематич..

Уч.с.54-55.

Т.с.32 № 1-2

Глава 6. Музей Бабы Яги. Тайна особого зрения. ( 4 ч.)

30.

Особый взгляд на мир.

И. Токмакова..

Понимание содержания литературного произведения. Тема, главная мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов.

Сравнительный анализ двух образов. Рифма.

Текущий.

УЧ. С. 56-57.

31.

Особый взгляд на мир. С.Козлов.

Уч.с.58-59.

Т.с. 33 №1-2

32.

Что видит и слышит поэт. С Воронин «Необыкновенная ромашка».

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Текущий.

Уч.с.60-63.

Т.с. 34-35, № 1-3

33.

Что видит и слышит поэт.

Текущий.

Уч.с.63-64.

Т.с. 34 №3, с. 36 № 4



Глава 7. На выставке рисунков Юрия Васнецова. ( 7 ч.)

34.

Прибаутка и небылица.

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры.

Прибаутка.

Текущий. Работа в парах

Уч.с.65-67.

Т.с.37-38 № 1-2

35

Дразнилка, прибаутка или небылица.

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Олицетворение. Рифмы.

Группо

вой.

Текущий.

Уч. с.67, 75.

Т.с.39-40 № 1-4

Интернет-ресурсы

36.

Искусство иллюстрации. Что видит художник.

Произведения устного народного творчества. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

Выразительность рифмы.

Фронт.

Уч.с.69-70-

Т.с. 40-41 № 1-2

Интернет-ресурсы

Презентация

37.

Рифмующиеся слова и изображения.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. Установка на постепенное увеличение скорости.

Текущий.

Уч.с.71-80.

Т.с.41-43 № 1-4

38.

Рифмующиеся слова и изображения.

Фронт.

Инд.

39.

Промежуточный модуль «ИНФОЗНАЙКА». Итоговая работа- проект «Этот прекрасный мир живописи»

Создание электронного альбома и печатного журнала «Этот прекрасный мир живописи».

Альбом.

Журнал.

Выставка.

ИтоговыйФронт.

Инд.

40.

Л Толстой «Косточка».

Творчество Л.Толстого.

Уметь работать с иллюстрациями.

Характер героя, его поступки и
их мотивы.

Текущий

Хр. С. 52.

Интернет-ресурсы

41.

Итоговый урок ( урок - праздник ). Мы - юные читатели ( что читать летом ).

Умение использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг.

Текущий

42.

Итоговый модуль «В поисках клада»

Практическое сочинение по «перепутанным картинам». Восстановление нарушенной последовательности и пропущенных событий в сюжете.

Сюжет.

ИтоговыйФронт.

Инд.

43.

Итоговый модуль «В поисках клада»

44.

Итоговый модуль «В поисках клада»

Игра - приключение «Связка ключей»

Коллективное решение в игре.

Итоговый

Фронт.



© 2010-2022