• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Подбор оптимальных коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения глухих и слабослышащих школьников со сложными нарушениями в развитии

Подбор оптимальных коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения глухих и слабослышащих школьников со сложными нарушениями в развитии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I, II вида»









Подбор оптимальных коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения глухих и слабослышащих школьников со сложными нарушениями в развитии








Учитель начальных классов

1 кв.категории

Митрофанова Мариана Исламовна







Подбор оптимальных коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения глухих и слабослышащих школьников со сложными нарушениями в развитии.


В настоящее время среди воспитанников коррекционных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Поэтому проблема помощи таким детям остается одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной сурдопедагогике. К данной категории относятся дети, которые имеют помимо снижения слуха, одно или несколько первичных нарушений в развитии. Это дети с ЗПР, недостатками интеллекта, ДЦП, нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы. Группа детей с недостатками слуха при комплексном нарушениями в развитии очень разнообразна в связи с различным характером, выраженностью и сочетанием отклонений в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, рассчитанных на глухих и слабослышащих школьников без комплексных нарушений, что обуславливает поиск новых форм организации коррекционной работы и новых педагогических технологий. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны быть адекватными их возможностям.
Во 2 классе обучается 5 детей. Все они имеют осложненные формы основного диагноза - нейросенсорной тугоухости, а именно ЗПР, ЗРР, снижение зрительного восприятия, церебро-сосудистую недостаточность, ДЦП и т.д. Двое ребят (Андрей и Зарина) обучаются по программе VIII вида. Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в первую очередь нарушениями мышления тугоподвижностью, неспособностью к отвлечению. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, трудностью сосредоточения, а также переключения. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения, подкрепленные конкретными примерами. Недоразвитие моторики проявляется в письме, в недостаточно точных движениях, медлительности. Очень много времени у нас ушло на то, чтобы научить детей держать в руках ручку, обводить по контуру, они не могли разукрашивать картинки, заштриховывать фигуры. У них не было никакого навыка пользования письменными принадлежностями. Они не понимали, что писать нужно с начала строчки, их привлекала середина. Зарина не обращала внимание даже на точки, которые ставились в тетради им в помощь. Что касается поведения, то выраженных нарушений не наблюдается, но у некоторых ребят (Саша, Зарина) имеют место вспышки агрессии, уход в себя. У Равиля расстройство эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной возбудимости, немотивированного колебания настроения, нарушения контакта с окружающими. Таким образом, расстройство слухового анализатора, осложненное дефектами, отрицательно влияет на компенсаторные и адаптивные возможности детей в классе и усложняют их обучение. Исходя из этого, я ставлю три основные задачи: дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду), а также скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Важно учесть, что дети с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности даже при включении не только в социум слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих. Строя учебно-воспитательный процесс в классе, стараюсь подойти к нему особенно, учитывая, что формы и методы работы должны быть адекватными возможностям каждого ребенка со сложными нарушениями в развитии.
Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями в развитии по обычным программам для детей с недостатками слуха неэффективно. Для них требуется особая организация учебно-воспитательного процесса:

  1. В классе 5 человек. Это даёт возможность системной целенаправленной работы с каждым ребёнком;
  2. Возможность ежедневной индивидуальной работы по разделам программы (развитие речи, формирование математических представлений);
  3. Обучение ребенка в темпе, присущем ему;
  4. Проведение воспитательно-развивающей работы в соответствии с возможностями детей.

Поделюсь некоторыми моментами, которые применяю в организации учебно-воспитательного процесса.
Всем известно, как велика роль дидактической игры в развитии любого ребенка. Что касается слабослышащих детей с ЗПР, с умственной отсталостью, то можно с уверенностью сказать, что дидактическая игра более важна в развитии их познавательных способностей, чем в развитии любого другого ребенка. В течение двух лет я провожу в классе работу по активизации познавательной деятельности через дидактические игры. У ребят со сложными дефектами на этапе адаптации возникали проблемы организации поведения. Одни были очень импульсивны, расторможены, плохо фиксировали внимание на действиях педагога, другие наоборот - заторможены, пассивны, безучастны. Для установления хорошего контакта использовала дидактические игры «Лови шарик», «Потанцуй с куклой». Большую часть времени мы проводили не за партами, а в игровой зоне класса. У троих ребят было особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Как известно, с мелкой моторикой, с её развитием тесно связано речевое развитие. Таким образом, в процессе обучения детей считала очень важным использовать дидактические игры на развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия: * «Мозаика» (много работали с мелкими деталями) * «Коврик для мамы» * «Собери игрушку сам» (игрушки с отстегивающими элементами) * «Зашнуруй ботинок и жилетку»
Для преодоления трудностей в процессе восприятия, анализа, неумения выделять основные элементы предмета, соотносить их в пространстве, складывать целое из частей, я часто использую разрезные картинки. Например, игра «Разрезанные буквы». Если Женя и Саша из разрезанных букв составляли слова (т.е. сначала собирали из разрезанных частей буквы, а потом слова), то Зарина и Андрей составляли из частей сами буквы.
Детям было трудно узнавать предметы на ощупь: определять форму, температурные свойства, фактуру материалов. Мною были апробированы различные игры и дали неплохой результат. Игра "Что лежит в мешочке» Цель: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов - названий предметов, величины, формы, а при обучении грамоте - проговаривание букв. При затруднениях в назывании дети всегда пользуются табличками. Игра «Холодно-горячо».При изучении темы по развитию речи «Теплый, холодный, горячий» дети с удовольствием играли в эту игру. Сначала дети прикасались к каждой бутылке с водой, им предъявлялась табличка со словом. А затем вода переливалась в чашки, и дети определяли, из какой бутылки налита вода в каждой чашке. Игра «Ощупай и слепи». Эту игру я использовала при подготовке к открытому уроку на тему «Осень», при изучении темы «Овощи и фрукты». Цель игры: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета. Ребёнок ощупывает в мешочке предмет и лепит такой же. А потом мы сверяем его по образцу и называем.
У детей наблюдались особенности восприятия цвета, формы, величины. Было апробировано множество игр на развитие восприятия. Игры шли по принципу от простого к сложному, например, по цвету. Дети сначала учились отличать цвета, узнавать их, затем классифицировать предметы по цветовому признаку, наконец, использовать заместители. Игра «Шарики» (подбирать к шарику ленту такого же цвета) Игра «Цветные картинки» (подбирать к предметам заместители по цвету) Игра «Три медведя» (выделять величину предмета) Образная, предметная память у слабослышащих детей с комплексными нарушениями развита неплохо. Они способны запоминать предметные изображения и их местоположение в таблице, узнают знакомые игрушки, замечают их замену. Я же стараюсь особое внимание уделять развитию словесной памяти таких детей, т.к. они испытывают значительные трудности в усвоении, запоминании речевого материала. Например, игра «Послушай и запомни». Работа ведётся только на словесном материале, с использованием табличек и устного проговаривания.
К любой игре стараюсь подойти творчески, тщательно продумывая игру, адаптируя к своим детям. В первом классе широко использовала игровые методики, созданные на основе конструктора ЛЕГО. Конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО в системе коррекционного обучения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии позволяет коррегировать и развивать речевые, сенсомоторные, эмоционально-волевые и познавательные процессы, повышать мотивацию к обучению. У каждого ребенка повышается коммуникативная активность, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти, мышления и речи. Педагог выполняет легопостройку, а дети по памяти воспроизводят. В конце проводится анализ результатов. Очень нравилось детям составлять из конструктора буквы. Подобные игры и приёмы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения детей к собственным неудачам, что говорит даже о терапевтическом эффекте.
Я уже говорила, что одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно-практической деятельности. Наблюдения природы обогащают личный жизненный опыт учащихся и позволяют использовать его в практической деятельности. Знакомясь с различными предметами и явлениями природы, учащиеся узнают разнообразие животного и растительного мира, у них возникает интерес к отдельным объектам природы. Среди множества различных форм наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающей среды выступает экскурсия со школьниками в природу. В программах школы для детей с нарушениями слуха подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса. А для детей со сложными нарушениями, экскурсии необходимы вдвойне. На экскурсиях усваиваются природные явления и объекты, формируются представления о природе, как о едином целом, отражающими взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Систематическое проведение экскурсий вырабатывает у школьников навыки использования индивидуальной слуховой аппаратуры не только для восприятия речи, но и для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей побуждается любознательность, что выражается в повышении речевой активности. Мы ходили на экскурсию в лес осенью для того, чтобы ребята увидели изменения, которые происходят в природе в различное время года. Они видели раннюю осень, золотую осень и позднюю осень. Каждый раз я старалась вызвать у детей интерес к изучению новых явлений, обращала внимание на изменения в природе. Закрепление полученных знаний мы осуществляли в процессе предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, дидактические игры) и, конечно, в речевой деятельности (беседы, рассказывание). Экскурсионная работа при правильной организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания.
В своём классе я использую элементы интегрированного подхода на уроках. Интеграция - это не смена деятельности и не просто перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой. Это использование на одном уроке различных видов деятельности (межпредметная связь) для лучшего усвоения материала. Например, на уроке по развитию речи на тему «Осень» мною были использованы такие виды деятельности как лепка (ребята лепили овощи и фрукты), аппликация (в своих работах ребята отразили жизнь животных в зимнюю пору), были использованы элементы ритмики, дидактические игры. Различные виды деятельности на уроках способствуют лучшему запоминанию и осмыслению предлагаемого материала.
Серьёзное значение в деле коррекции психофизических недостатков уделяю физическому развитию детей. Как уже отмечала выше, у учеников моего класса наблюдаются изменения основных показателей психофизического развития: ослаблены память и внимание, снижен мышечный тонус, нарушена осанка и мелкая моторика, дискоординация движений, соматическая ослабленность. Опираясь на диагностику, дифференцированно подхожу к планированию режима дня детей, разумно чередуя во времени и объеме физическую и умственную нагрузку. Большое значение уделяю физминуткам. Детям со сложной структурой дефекта они просто необходимы. Причем для возбудимых детей применяю спокойные упражнения, для спокойных (Зарина) - динамичные, но учитывая сопутствующие заболевания.
Хочу сказать, что развивающий коррекционно-направленный образовательный процесс в сочетании с медико-реабилитационными процедурами и системой психолого-педагогической поддержки создают особую социокультурную среду, позволяющую личности каждого ребенка максимально развить и реализовать свои потенциальные возможности и творческие способности.
Учитывая физическое развитие моих детей, социальное, предметно-ролевую деятельность и учебную, ещё раз убеждаюсь, что ребята моего класса нуждаются в особой организации образовательной работы.
© 2010-2022