Тема» Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 2 класс(по системе Л.В.Занкова)

Учебник :Н.В.Нечаева «Русский язык» 2 кл.

Тема»Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цели: образовательные(главная) озн-ие с новой ролью мягких знаков-показатель женского рода имен сущ-ых;

(вспомогательные) Совер-ть умения правильно писать слова с соч-ми ча-ща,чу-щу,жи-ши,с безуд.гласными,парн.согл-ми,закрепить умение сущ-ых:число ,род.закрепить умение выделять одн-ые слова,

Развивать умение правильно оформлять предл-ие на письме и верно дополнять текст,выделять главную мысль,озаглавливать его.

Развивающие:

Развивать связную речь,память,воображение,мышление,сообразительность,наблюдательность,речевые и аналитико -синтетические способности

Воспитывающие:

Формировать интерес к урокам русского языка,прививать любовь к природе и бережному отношению к ней;

Показать семейные ценности ,а так же акцентрировать внимание на то,что отношения в семье строятся на дружбе и взаимопонимании.

План урока:

1.Орг.момент

1) Введение

2)Оформление работы

2.Повторение пройденного

Чистописание.

1)Работа с комп-ом

2)Введение в тему,запись соединений

3)Выделение шипящих

4)Повторение орфогр.правил

5)Группировка слов

6)Запись слов,выделение одн-ых слов

7) Итог повторения

2.Работа над темой урока

1)Работа с текстом-выдел.имен сущ.ж.и м.р,мягких зн.после шипящих ж.р.

2)Вывод уч-ся ,выделение темы

3.Закрепление пройденного

1) Работа с правилом

2) Работа с упр.143 с 66

Физ.минутка

3)Работа с тн=екстом на карточках

1.Дополнение текста

а)Работа с лекс.знач.сл.глушь

2 Озаглавливание текста

3Запись текста уч-ся

а)Работа на карт.индив-ая

4Проверка запис-ых слов

5Беседа о бережном отнош.к животным

6Работа над лексич.значением слова семья

5.Итог

6.Д/з

Ход урока:

1 Орг.момент

1)Введение

-Ребята ,у вас и у меня необычный урок сегодня:мы с вами впервые будем работать,а так же на уроке присутствует много гостей,обернитесьи поприветствуйте их улыбкой

-А теперь внимание-начинаем

Подскажите какой сейчас урок?

Учите русский-

Годы к ряду,

С душой,с усердием,с умом!

Вас ждет великая награда,И та награда-в нем самом!

Тихо сели.

Открыли тетради ,посмотрели на доску

2) Оформление работы

На доске: Двадцать седьмое ноября

Классная работа

-Проч.число

В написании числа внимание-опасные места.

-Числительноесостоит из двух слов.Проч.их,какая общая орф-ма в этих словах?(ь знак_

-Какова роль ь знака здесь?( смягчает согл)

(Прочитываю :двадцать седьмое -Какое проверочное слово?(семь)

-И словарн.слова:ноябрь,класс,работа

-В конце предл.ставится точка

2 Повторение пройденного

1 Чистописание

-Начнем урок с минутки чист-ия

1)Работа с компьютером

-Вам веселый карандаш приготовил изображение,посмотрите внимательно

Какая буква встречается чаще ,чем другие?( ь знак)

-сколько раз?(6 раз)

-какую букву будем писать?( ь знак)

-Что вы можете о ней сказать?( не обозначает звука)

-Какова роль ь знака может быть в словах?( может быть как показ-ль мягкости согл.звука)

-Приведите примеры

-А еще(раздел.ь зн.,разделяет согл.от гласн.)

-Привед.примеры:

2) Введен.в тему,запись соединений

-Сегодня вы узнаете о новых сюрпризах ь знака

-Давайте напишем нашу букву-имен-цу в соединениях

-Рассмотр.образец

-Ск-ко раз ь знак встретился в каждом случае?

-Запишите наклонную линию с закругл.внизу с мягк.зн.,соблюдая последовательность

2.Выделение шипящих

-А теперь я посмотрю какие вы внимательные.Какие еще буквы кроме ь знака были на слайде?

(же,че,ша,ща)

-Произнесем эти звуки( ж,ш,ч,щ)

-Что их объединяет?

-Разделите эти звуки на 2 группы

-веселый Карандаш приготовим для вас слова с шипящими

-Прочитайте их про себя

3.Группировка слов

Щуки

Еж

Ч.чело

Ежонок

Ч.йка

Еж.ха

Ежи

Лягу.ка

Ч.рвяк

-К какой части речи относ.эти слова?

-Выберите и зачитайте в форме един-го числа

Еж

Чучело

Ежонок

Чайка

Ежиха

Лягушка

Червяк

-Разделите их на 3 группы

(подск.-по родов.признакам)

(Дети наз-ют)

Какие вспомог-ые слова будете подставлять про себя?

Ж.р. м.р ср.р.

-Наз.вспомог.слова

Она он оно

Моя мой мое

Чайка еж чучело

Ежиха ежонок

лягушка червяк

-Молодцы!

(Напом.о посадке)

4.Повторение орфогр.правил

-Какие орф-мы спрятались в словах?

(жи-ши,ча-ща,чу-щу)

-Как проверить безуд гл.?

-Вам предстоит записать слова в 2-а столбика ,а вот по какому признаку,наш Веселый Карандаш пригласил к вас в гости на урок зверька

-Кто это? Картинка ежа

5.Выделение и запись родств-ых слов

-Вы догадались какие слова запишите в первый столбик?

-Как наз-ся такие слова?

-а во второй?

(Дети записывают)

Еж чучело

Ежонок чайка

Ежиха лягушка

Червяк

-Кто закончит первым поднимите руку

-Зачитайте группу родст.слов

Отметки

Физ.минутка

Утром ежики проснулись,

Потянулись,улыбнулись,

Раз-росой они умылись,

Два-изящно покружились ,

Три -в клубочек вмиг свернулись,

И под горкой очутились

У реки остановились

И водицею напились

6. Итог повторения

-Давайте подведем итог проделанной роботе

-Какую букву прописывали?

-Какие согласные звуки повторили

-К какой части речи относятся слова с кот.работали?(им.сущ.)

-В каком числе были сущ-ые?

-Все это на уроке нам очень пригодится.

3 Работа над темой урока

1)Работа с текстом -выделение им.сущ-х ж.и м.рода,ь знак после шипящих ж.р.

-Далее вас,ребята,ждет очень интересная работа.Веселый карандаш зашифровал слова,а вы попробуйте их отгадать,чтобы текст получился полным

(Читает текст учитель)

Наступила темная ночь.В ночном небе пролетела летучая мышь.Ночная тишь раздражала своей таинственностью и хотелось дневного шума.Недолго пришлось ждать.Нарушитель тишины был колючий еж.Он пробирался на охоту через высокий камыш

(Дети читают)

Ночь

Мышь -Что вы заметили?

Еж -к какой части речи относится?

Камыш -какие согл-ые на конце?

-в каком числе употреблены?

-Какое еще сущ-ое с шипящим на конце встретилось в тексте?

-Разделите эти слова на 2-е группы(подсказка-по родовым признакам)

(Дети отв-ют)

Ж.р. м.р.

Ночь еж

Тишь камыш

Мышь

-Что заметили в написании?Какая особенность в напис.сущ.ж.р.после шипящих

М.р. ж.р.

Еж ночь

Камыш мышь

Тишь

2)Вывод уч-ся

-Какое правило мы открыли

(у им.сущ-х с шипящими на конце ж.р.пишется ь знак)

-Молодцы! Тема!-Какова тема урока?(на голубом)

Мягкий знак у сущ.ж.р.после шипящих

-Какое правило привезеш?

-А что скажете о сущ-ых с шипящими на конце мужского рода?

-Я думаю,что Веселый Карандаш остался доволен проделал работе.

4 Закрепление пройденного

1. Работа с правилом

-А теперь прочитаем вывод в учебнике с.66

(Читают дети правило с 66)

-Найдите и запишите из правила им.сущ-ые,в которых ь знак после шипящих указывает на грамматическую форму слова

(Дети выписывают)

-Какие слова выписали?Подчеркните шипящий одной чертой,ь знак -двумя

-К какому роду отн-ся?Подпишем род.

(Показ.на д/с ж.р. мышь,мелочь)

2Работа с упр.143 с 66

-Проч.группу слов над правилом

-Какими бы словами продолжили начатую группу

(Дети читают)

Речь

Дрожь

Ночь

Ложь Почему?

-Создайте вторую группу.Какие будут там существительные?

(Дети читают)

Богач

Багаж -К какому роду отн-ся?(м.р.)

Ковш -Пишется ли ь знак?

Малыш

-Добавьте к группе ж.р. 2 слова и запишите рядом группу м.р. из 3-х слов

-Какие слова выписали

(Дети читают)

-Что записали на конце слов ж.р.

Физ.минутка

3 Работа с текстом на карточках

На изображении ежа с обратной стороны текст с пробелами)

Слова для справок : глуш.,еж,ключ,камыш

Однажды мы зашли в л.сную глушь….Тишина.Только в овраге журч.л ключ…Вдруг где то зашуршал камыш.Это на прогулку вышел еж… со своей еж.хой и ежатамиДружная у них сем.я

1)Дополнение текста

-Откройте последнюю страницу тетради-вас ждет сюрприз!

-Этот ежик приготовил вам задание

-Давайте прочитаем слова для справок,которые нужно использовать в тексте/Ребята,что такое глушь(глухое заросшее место в лесу).К какому роду относится,какие вспомог.слова поставим?

-А теперь прочитайте текст про себя и вставьте нужные слова(дети читают)

-Прочитайте текст ,дополняя предложения словами для справок

2)Озаглавливание текста

-Какова главная мысль текста?

( дружное семейство вышло на прогулку)

-Как можно озаглавить текст?

(семейная прогулка)

-Запишите в тетради название,

На д/с Семейная прогулка.

И спишите текст,вставляя пропущенные слова и орфограммы.У сущ-ых с шип-ми подпишите род и подчеркните шипящий и ь знак,если его вставили

-СХЕМА!-Как пишем сущ.ж.р.с шипящ.на конце?

3) Запись текста уч-ся

Проверка запис.слов

-Как написали слова для справок?Почему объясните.

(Дети отвечают)

Беседа о бережном отнош.к животным

-Отложите карточки с изобр.ежика в сторону и помните,что эти животные и многие другие нуждаются в охране и защите человека.Любите и берегите природу!

Работа над лексическим значением слова семья

-Вы сейчас написали текст «Семейная прогулка»

-А знаете ,почему мы эту группу животных можем назвать семьей?

-По толковому словарю С.И .ожегова семья-это группа живущих вместе близких родственников

Или

-объединение людей,сплоченных общими интересами

Или

-группа животных,птиц,состоящая из самца,самки и детенышей

-Скажите ,а можно ли вас назвать семьей?

( да у нас общие интересы: мы вместе учимся,играем,общаемся)

-Да правильно

-А знаете ли вы,что этот год в России объявлен годом семьи

Эмблема

-Так вот я желаю вам и вашим семьям здоровья,счастья,благоп-ия и любви

5 ИТОГ

-спасибо за урок,вы замечательно работали.отличных вам побед в знаниях

И у меня к вам последний вопрос:

-Какое правило вы сегодня открыли?

6 Д/З Откройте дневники ,запишите дом.задание

Пр.с 66,упр 144

Отметки Я поставила


© 2010-2022