Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку cоставлена с учетом требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения). При разработке использованы материалы Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Программа рассчитана на 170 учебных часа (34 недели, 5ч в неделю). Программой предусмотрено 9 контрольных диктантов, 3 контрольных списывания.

Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: -познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира; -социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; -освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; -овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; - овладение способами орфографического действия; - развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать; - формирование учебной деятельности учащихся; -формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)). -усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,

Особенности методики преподавания предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.


Методы и формы обучения
Используются такие виды работ, как работа по индивидуальным карточкам, словарная работа, работа с деформированным текстом, списывание текста с заданием, списывание текста с пропущенными орфограммами, различные виды диктантов . Проверка знаний проходит также с помощью тестов по изученным темам. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Дети учатся анализу, оценке, преобразованию полученной информации, а также созданию новых информационных объектов: сообщений, отзывов, писем, поздравительных открыток, небольших сочинений и др.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.



Учебно- тематический план


№ п/п Название раздела Количество часов в рабочей программе

1. Фонетика и орфография

20

2. Морфемика и словообразование

20

3. Морфология и лексика

85

4. Лексикография

изучается на протяжении всего курса

5. Синтаксис и пунктуация

15

6. Развитие речи

30






































Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся: -выполнять звукобуквенный анализ слова.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся: -правильно употреблять приставки на- и о-; -правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся: -сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования; -мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; -обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся: -отличать прямое и переносное значение слова; -находить в тексте синонимы и антонимы; -отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся: -различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог; -различать на письме приставки и предлоги; -изменять существительные по числам и падежам; определять их род; -различать названия падежей; -изменять прилагательные по числам, падежам, родам; -изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем - по лицам. Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся: -находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос; -находить в предложении основу и второстепенные члены предложения; -задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающиеся научатся: -определять орфограммы; -использовать разные способы проверок орфограмм; -писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; -писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; -писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з; -писать слова с суффиксами - ек и - ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; -писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных; -находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся: -Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении; -Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; -Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания; -Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях; -Работать со словарями; -Соблюдать орфоэпические нормы речи; -Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; -Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся:
-свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; -свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию; -работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; - работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.


В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
В рамках инициативного сотрудничества: -работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия: -понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; -находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся научатся:
-осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.





























Основное содержание программы 3 класс (170 ч)
Фонетика и орфография (20 часов)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки -с, приставок на -с, -з- Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (20 часов)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.
Морфология и лексика (85 часов)
Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Синтаксис и пунктуация (15 часов)
Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Словарь Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов)








































Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия

1. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (части 1 и 3) / Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (часть 2) / Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс / Байкова Т.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

4. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 3 класс / Чуракова Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

учебно-методическая литература


  1. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа: в 2-х ч. / Чуракова Р.Г. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Русский язык. 3 класс: методическое пособие / Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: методическое пособие / Лаврова Н.М. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Итоговая комплексная работа. 3 класс. Методические указания по организации и проведении + CD / Чуракова Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  5. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.А. Маркова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
  6. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
  7. Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  8. Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  9. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Е.В. Астафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
  10. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  11. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).



Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Перспективная начальная школа.

© 2010-2022