- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Невидимые нити в зимнем лесу
Конспект урока по окружающему миру Невидимые нити в зимнем лесу
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гостищева К.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель Гостищева Кристина Владимировна
19 января (45 минут)
2014 г.
Тема раздела: Природа.
Тема урока: Невидимые нити в зимнем лесу.
Цели урока: познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи.
Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока: комбинированный урок.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Невидимые нити в зимнем лесу»
План урока
-
Организационный момент - 5 минут
-
Основная часть - 35 минут
-
Проверка домашнего задания - 15 минут
-
Физкультминутка - 3 минуты
-
Знакомство с новым материалом - 10 минут
-
Закрепление пройденного материала - 7 минут
-
Заключительная часть - 5 минут
Ход урока
-
Организационный момент.
- Добрый день! Начинаем наш урок!
Я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а
какое это время года, Вы узнаете из загадки:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? слайд 2
- Зимой.
- Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем, слайд 4
Уснул до первых вешних дней.
- Как вы думаете, когда наступает зима?
- По каким признакам мы узнаем приход зимы?
-
холодно, температура воздуха ниже нуля слайд 5
-
реки покрылись льдом, а земля - снегом,
-
часто идет снег,
-
день короткий,
-
птиц не слышно,
-
морозы
- Все правильно! По календарю зима 1 декабря. Ученые счита-
ют началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается
низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий
в году.
-
Проверка домашнего задания.
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни
растений и животных. Как зимуют деревья?
- Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные - стоят слайд 6
зелёные.
- Как зимуют кустарники и травы?
- Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.
-Какие травы уходят под снег зелёными?
- Зелёными уходят под снег земляника, копытень, а также
озимая пшеница, рожь.
- Почему они не замерзают?
- Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче
растениям перенести зимние морозы.
- Здесь мы видим связь живой природы и неживой.
- Как зимуют звери?
- Заяц - ночной житель. День проводит в укромных местах: под
поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные
морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной.
Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток,
более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву. слайд 7
- Лисица ловит зайцев, но главная её пища - грызуны, прежде
всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие
и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах -
где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.
Хорошо видно всё, что происходит вокруг.
- Волк - сильный, умный хищник. Его добычей становятся не
только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки
охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно пресле-
довать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им
трудно бегать, и часто волки остаются голодными.
- Лось - лесной великан. Все его достигает до 400 кг. Такому
зверю нужно много еды. Медленно бредёт лось среди кустов и
молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит повален-
ную осину, обгладывает кору. Весь этот корм малопитатель-
ный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше
1700 веточек!
Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег.
А потом снова за еду.
- Самый заметный зверёк в лесу - белка. В лесу, где много дуп-
листых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит
гнёздо. Главный корм белок - семена хвойных деревьев. Подсчи-
тано: чтобы насытиться зверёк должен за день опустошить
двадцать восемь еловых шишек или 380 сосновых. Белка ещё
отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает
шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка
ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жё-
луди, лесные орехи, грибы.
- Как зимуют птицы?
- Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые
края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,
дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. слайд 8
воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-
ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая
их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают
оставшиеся плоды и семена растений.
- Какие птицы прилетают к нам зимовать с севера?
- Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири
и свиристели. Ягоды рябины для них - лучшее лекарство.
Зима - трудное время в жизни животных, поэтому человек
подкармливает их.
- Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
-Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда слайд 9
корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.
(Обобщая ответы детей, учитель открывает на доске схему)
Как животные готовятся к зиме
слайд 10
-
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя) слайд 11
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движение руками)
-
Отгадай загадки
Среди леса
Кузнецы куют.
(Дятлы)
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(Заяц)
Без крыльев,
А быстрее птицы cлайд 12
С дерева на дерево перелетает.
(Белка)
Какая птица зимой птенцов выводит?
(Клёст)
Что за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
- Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?
- Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.
- Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.
-
Работа по теме урока.
«Невидимые нити в зимнем лесу»
- Что мы называем невидимыми нитями?
- Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в приро-
де повсюду.
Связаны между собой неживая и живая природа, растения и
животные, различные животные.
- Сегодня мы посмотрим эту связь.
Ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего
леса.
- Рассмотрите рисунок.
Как связана жизнь животных с елью?
- Животные питаются семенами ели. cлайд 13
- Прячутся среди ветвей ели, под ними.
- Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми
семенами своих птенцов.
- Но существует также и связь между животными - «друзьями»
ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,
он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Бро-
шенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это
облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом
шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сор-
вать их на деревьях.
Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на пер-
вый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.
На примере только одной ёлочки мы убедились, что она
служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.
- Кто дружит с елью?
Белка. Клесты.
Заяц. Ласка.
Глухарь. Мыши.
- Почему они дружат с елью?
-Ель даёт животным еду, укрывает их от непогоды.
- Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими жи-
вотными.
-В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку
ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.
-Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, бро-
шенные клестом шишки?
- Белка - это облегчит ей поиск пищи.
Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.
-Подумайте, почему можно назвать их друзьями ели?
- Они связаны цепью питания , разносят семена.)
-Как вы думаете, если бы у ели не было таких друзей, смогли бы
семена попасть в землю?
Оказывается шишки ели раскрываются сами, как только февраль-
ское или мартовское солнце начнет их пригревать , и из них высы-
паются легкие крылатые семена, которые подхватывает ветер и
разносит в разные стороны.
-Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она
связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им ук-
рытием, обеспечивает их питанием.
-Какому празднику посвящена эта страничка?
-Как вы думаете, почему елочка не любит этот праздник?
- По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Но-
вого года сотни, тысячи елочек. Человек, стремясь украсить слайд 14
свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, мно-
го деревьев.
-Что это за собой влечет?
-Какой сделаем вывод?
- Надо подумать над тем, стоит ли приобретать настоящую
елочку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусст-
венной?
-Берегите ели!
Вырубая ели, мы лишаем животных дома, крова, корма.
-
Повторение о пищевых цепочках.
Выполнение задания в рабочих тетрадях с. 54
Напишите в клеточках названия животных, которые слайд 15
кортятся семенами ели
V. Итог.
-Что мы называем невидимыми нитями, слайд 16
-Существуют ли они в зимнем лесу?
-
Домашнее задание.
-
Составить пищевую цепочку, начиная с семян ели.
-
Изготовить плакат в защиту елочки от вырубки.
-
Изготовить макет елочки из подручных материалов.
Используемая литература:
Плешаков А.А., Учебник «Мир вокруг нас», I ч. - Москва:
«Просвещение», 2009 г.
Казакова О.В., Н. А. Сбоева. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир. 2 класс» - М. «Просвещение», 2006 г
Плешаков А. А. Зелёные страницы: книга для учащихся
Начальных классов- М.: «Просвещение», 2007 г.
Плешаков. А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. 1 ч.
«Мир вокруг нас» М.: «Просвещение», 2009 г.
9