- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Кто такие птицы?, 1 класс, УМК Гармония
Конспект урока по окружающему миру Кто такие птицы?, 1 класс, УМК Гармония
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аликина Т.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Выполнила: Аликина Татьяна Владимировна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1класс
Тип урока: изучение нового материала
УМК: «Гармония»
Данный урок - пятый урок в разделе «Многообразие животного мира», после изученных тем «Млекопитающие», «Насекомые». Этот урок позволяет начать осваивать умение наблюдать, видеть и понимать причинно- следственные связи в окружающем мире, даёт возможность расширить представление о разнообразии природы, в частности о разнообразии животного мира, систематизировать полученные знания и выработать свое отношение к окружающему миру.
Технологическая карта
Тема
Кто такие птицы?
Цель
Выделение птиц среди других групп животных с опорой на существенные признаки
Задачи
-
Расширить представление о многообразии птиц.
-
Выделить существенные и отличительные признаки птиц.
-
Показать умение приспосабливаться разных птиц к среде обитания
-
Развивать умение наблюдать, анализировать, описывать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
-
Воспитывать эстетическое отношение
Формируемые УУД
Личностные: Выражать положительное отношение к птицам через восприятие гармонии окружающего мира.
Регулятивные: Работать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Давать эмоциональную окраску своей деятельности.
Познавательные: Различать представителей групп животных.
Описывать характерные особенности представителей групп животных.
Группировать по признакам.
Анализировать птиц с выделением существенных и отличительных признаков.
Наблюдать, объяснять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Использовать схемы для получения информации.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль на уровне одного предложения.
Вступать в беседу на уроке.
Уметь договариваться при выполнении групповых заданий.
Основные понятия
Существенный признак птиц, оперение птиц - пуховые, покровные, маховые перья; лесные, болотные, водоплавающие птицы, среда обитания птиц и способ питания.
Ресурсы:
Презентация к уроку, учебник, карточки, сигнальные значки у детей, для изготовления лебедя - шаблоны птицы, перо.
Формы обучения
классная, индивидуальная, групповая
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Организацион-ный момент
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие детей.
Самоконтроль готовности к уроку, осознанное вхождение в пространство учебной деятельности.
Во время приветствия - концентрация внимания перед началом урока.
Регулятивные:
Самоконтроль готовности к уроку
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Слайд 2.(щелчок)
Животный мир богат и разнообразен. Мы продолжаем с ним знакомство. А каким животным посвящен наш урок, если выполните задание.(чтение стихотворения)(слайд3)
На поляне солнце светит,
Мир прекрасный, озорной.
Кто же мне, друзья, ответит:
- Где же лишний здесь герой?
- Назовите группы животных, которые мы уже знаем. (щелчок) (млекопитающие, насекомые)
Работа в парах
- Закройте кружочками млекопитающих, квадратиками - насекомых.
- Назовите млекопитающих. Проверяем!(щелчок)
- Назовите насекомых. Проверяем!(щелчок)
- Всех ли животных закрыли? (щелчок)
Подготовка к открытию нового знания.
Анализируют, сравнивают и классифицируют группы животных. Обобщают сведения.
Фиксируют затруднения.
Строят речевое высказывание, работают в парах
Повторение изученных групп животных, их классификация, выделение с помощью фишек (кружочков и квадратиков), нахождение «лишнего, оставшегося»
Анализ, сравнение, обобщение, классификация групп животных
Регулятивные:
Выполнение учебного действия;
Коммуникативные: построение речевого высказывания, учет разных мнений.
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
- Кто-нибудь догадался, какая тема урока у нас будет? Слайд 4
- Какие задачи поставим? Чему будем учиться? (Познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки)
- Для чего это нужно? (Чтобы находить птиц среди других групп животных)
Определяют тему, задачи урока совместно с учителем,
Строят речевое высказывание
Вопросы учителя
Анализ, обобщение полученной информации
Регулятивные: постановка учебной задачи, темы урока
Коммуникативные: построение речевого высказывания,
IV. Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Ознакомление с существенными и отличительными признаками птиц
Слайд 5
Перед вами птицы разных стран,
Здесь целый город птичий,
Слайд 6(щелчок)
Вот розоватый пеликан,
Под клювом у него карман
Для пойманной добычи.
(щелчок)
Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
(щелчок)
А рядом голубой павлин
Раскинул хвост узорный.
(щелчок)
Вот попугай на вас глядит,
Горбатым клювом щелкая,
(щелчок)
И тут же перепел сидит
С рябою перепелкою.
- Найдите на карточках птиц.
- По каким признакам вы определили? ( 2 ноги, песенки поют, несут яйца, летают, тело покрыто перьями.)Слайд 7
- как вы думаете, какой из этих признаков будет главным?
Сейчас я вам расскажу одну историю. Слайд 8 (щелчок)
Вот солнышко стало садиться.
За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая всех кур на насест.
Большая ночная бабочка пролетела, бесшумно размахивая крыльями.
С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.
- Какие разные животные и все умеют летать! Наверное, это птицы?- подумал наш герой.
(щелчок)
-Прав ли он? Всех ли летающих животных можно отнести к птицам?
- Вывод: Умение летать - это неглавный признак.
Слайд 9
- Сравните, что общего у всех этих птиц? (перья ) (щелчок)
- Пуховые перья - сохраняют тепло птицы, покровные - защищают тело от ветра и влаги, а маховые перья - помогают летать.
- Какой признак является главным?
- Так кто такие птицы?
Сделаем вывод: (щелчок) птицы - это животные, тело которых …. покрыто перьями.
Выделение существенных и отличительных признаков.
Сравнивают группы животных по какому- либо признаку
Наблюдают за группами животных, многообразием птиц,
анализируют полученную информацию, составляют речевое высказывание, отвечают на вопросы, вступают в диалог.
Классифицируют птиц , работают с разрезными карточками, делают выводы.
Рассматривание иллюстраций, работа с разрезными карточка, нахождение признаков сходства и различия среди одной группы животных.
Слушают текст, рассматривают иллюстрации, сравнивают животных по одному признаку, делают выводы
Выделяют общий признак,
сравнивают перья,
делают выводы
Анализ, сравнение, классификация
Установление причинно - следственных связей
Коммуникативные: вступление в диалог, ответы на вопросы, построение речевого высказывания.
Личностные:
Осознание ответственности.
Физминутка.
Цель: Снятие напряжения, профилактика зрения
Зарядка для глаз.
Слайд 10, 11,12,13(автоматически)
Следят глазами за передвигающимися предметами
Выполняют упражнения для глаз
Регулятивные:
Выполнение учебного действия;
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в определении особенностей птиц в соответствии с местом их обитания
Слайд 14. (щелчок)
- Где можно встретить птиц?
Откройте учебник на стр.42. Назовите птиц, которых можно встретить в лесу, на болоте, у воды, на открытой местности?
- Что подсказало вам, какие птицы живут у воды?.....в лесу?....на открытой местности?
( У птиц, обитающих в открытой местности, крылья большие и мощные. У лесных птиц - они более короткие, а когти острые, цепкие, что помогает им держаться за ветви деревьев. У водоплавающих птиц- между пальцами есть перепонки, что помогает им плавать. Нередко клюв длинный)
Наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья
Сравнение птиц по какому - либо признаку.
Нахождение групп птиц по заданному признаку.
Работа с учебником, рассматривание и сравнение иллюстраций, выделение признаков в соответствии с местом обитания, питания
Анализ, сравнение, классификация
Установление причинно - следственных связей
Коммуникативные: вступление в диалог, ответы на вопросы, построение речевого высказывания.
Личностные:
Осознание ответственности.
Физминутка.
Цель:
Снять напряжение
Слайд 15. (щелчок)
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел.
Чик- чирик, чик - чирик,
Я хороший ученик!
Концентрация внимания, выполнение упражнений
Выполнение упражнений в соответствии со словами
Регулятивные:
Выполнение учебного действия;
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении признаков птиц, самоконтроль усвоения знаний.
Слайд 16. (закончить по щелчку)
- Изготовление птицы лебедя.
моделируют собственную птицу
Наклеивание на шаблон перьев.
Моделирование модели
Личностные:
Эмоциональное оценивание
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Слайд 17.
- Проверим, как вы знаете птиц? (кроссворд) (щелчок)
-
На болоте обитает
И лягушек поедает.
Слайд 18(щелчок)
-
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Слайд 19. (щелчок)
-
Зимою краснеют на голых ветвях,
Весенней порою от нас улетят.
Слайд 20. (щелчок)
-
На шесте дворец,
Во дворце - певец.
Слайд 21. (щелчок)
-
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая сварливая. (щелчок)
- Какое слово получилось?
Слайд 22.
- Что нового узнали?
Фиксация нового содержания.
Разгадывание кроссворда.
Использование знаково-символических средств
Коммуникативные: построение диалога, ответы на вопросы
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Что было самым интересным?
- Что было самым трудным?
- Оцените свою работу на уроке.
Самооценка собственной деятельности.
Высказывание детей.
Оценка своей деятельности при помощи сигнальных карточек (солнышко, туча) с последующим комментированием.
Регулятивные:
Контроль, оценка, самооценка деятельности
Коммуникативные: выражение своих мыслей,
Личностные: понимание причин успеха или неуспеха
IX. Д/з.
Нарисовать понравившуюся птицу