Проведение педагогических мастерских в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1

Проведение педагогических мастерских в начальной школе

В наше время современными образовательными технологиями уже никого не удивишь. Издаются книги, повсеместно проводятся тренинги и семинары. Это - норма, а не исключение и данная тема остаётся по-прежнему актуальной. Меняются дети и их интересы, и мы вынуждены искать новое, чтобы идти в ногу со временем, но при этом не следует забывать и о старых технологиях, проверенных временем, которые направлены на развитие личности учащихся, на умение открывать новые знания и пользоваться ими.

Технология «Педагогические мастерские» - один из способов организации деятельности младших школьников.

Почему мастерские оказались нужны современному учителю? Почему они стали актуальны при переходе на стандарты второго поколения?

Слайд 2

  • Во-первых: Интерес к учебному предмету возникает у всех, кто становится участником мастерской.

  • Во-вторых: Мастерские «запускают» ассоциативное мышление, которое нужно для проявления собственных представлений, чувств и мыслей.

  • В-третьих: Мастерские способствуют развитию творчества, инициативы, самовыражения учащихся, умения находить нужную информацию и работать с ней; развивают навыки проблемно-поисковой деятельности, диалогового общения и успешного разрешения конфликтных ситуаций.

  • В-четвёртых: Являясь рефлексивной технологией, мастерские на практике вызывают и развивают способность к аналитической деятельности - это к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; а также к самоанализу и самоконтролю.

Недаром, технологию мастерских называют технологией школы нового поколения, она развивает интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, учит познанию себя и воспитывает уверенность в себе.

Слайд 3

Цель мастерской - создать условия для открытия каждым участником новых знаний и нового опыта путём самостоятельной и коллективной работы.

Слайд 4

Результат_работы в мастерской - это знания, умения и создание творческого продукта.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм, который при возможной коррекции, должен сохраняться.

Слайд 5

Первый этап мастерской - индукция, предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения данной задачи используется набор индукторов - индикаторов, которые «наталкивают» ребенка на осознание проблемы, заставляют задуматься и заинтересоваться поисками вариантов ее решения. В качестве индуктора, могут быть, использованы и неизвестное понятие, и термин; и изображение незнакомого предмета, животного, человека, и памятника архитектуры, картины, исторического события; стихотворение; и непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; и запах, цвет, графический знак, загадка; и необычное задание....

Учитель: создаёт проблемную ситуацию, будит чувство, мысли, эмоции.

Слайд 6

Второй этап. Самоконструкция, следующий этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима для каждого участника мастерской, поэтому первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные знания и опыт. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, так как, каждый ученик - индивидуальность, одна и та же информация вызывает у учащихся разный отклик и разное понимание.

Слайд 7

На третьем этапе организуется парная или групповая работа, осуществляется социоконструкция. Формирование пар или групп должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему или по желанию самих участников. Работа в парах и в группе обеспечивает интеграцию идей, вопросов, проблем, совместную корректировку гипотезы, разработку модели и оформление общего проекта.

Слайд 8

Следующий этап мастерской - социализация - это процесс рассмотрения гипотез, идей и защита мнения группы, т. е. представление всем участникам мастерской промежуточного результата своей работы. Социализация позволяет понять направление и способы деятельности других участников, а так же соотнести свои результаты с результатами других групп.

Слайд 9

Пятый этап. Разрыв (инсайт - озарение) - именно так определяется суть данного этапа, который предполагает возникновение у ученика внутреннего противоречия, эмоционального конфликта между имевшимися у него знаниями и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, учащимся требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. Источниками могут служить: карточки, материал в учебнике, в энциклопедии, в дополнительной литературе, информация в интернете и т.д. Путем «озарения» школьники приходят к качественно новому повороту истины. Происходит восхождение от старого знания к новому.

Слайд 10

Шестой этап. Реконструкция - групповой процесс восстановления знания на новом этапе, где происходит поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона и т. д.

Слайд 11

Седьмой этап. Афиширование - это «презентация» полученных новых знаний в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов... Основная задача этапа - обеспечить, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение и формирование творческого коллективного опыта.

Слайд 12

Восьмой этап. Рефлексия - очень важный момент работы, когда ученики говорят и учатся говорить о своих чувствах, возникающих в процессе работы, это отражение своего проживания мастерской и выход на новую систему проблем. Это богатейший материал рефлексии для самого педагога, для усовершенствования им мастерской в дальнейшей работе.

Слайд 13

Есть ли какие-то ограничения по применению технологии мастерских? Конечно же, нет! Установка на то, что все способны, позволяет использовать данную технологию при освоении любой предметной области и на занятиях как урочной, так и внеурочной деятельности.

© 2010-2022