Конспект урока по русскому языку на тему Собираем родственников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Гармония» 2 класс

Тема: Собираем родственников.

Родственные слова. Корень слова.

Цель : Формирование понятия корень , как главной части родственных слов.

Задачи :

Образовательные - посредством наблюдения над родственными словами сформировать правило , что называется корнем , выявить признаки родственных слов , научиться выделять корень в группе родственных слов.

Развивающие - развивать умение наблюдать , анализировать , сравнивать , развивать познавательную активность.

Воспитывающие - воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки с заданиями для работы в группах, парах.

1.Орг.момент.

-Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право иное название ещё драгоценней самой вещи».

- С чем сравнивает писатель звуки русской речи?

- Давайте и мы с вами будем ценить красоту родного языка. Будем относиться к слову бережно не только на уроках , но и в повседневной жизни.

2.Чистописание.

На доске: комочек

- Эта буква обозначает согласный , мягкий , глухой , непарный по твердости - мягкости , непарный по звонкости -глухости.

-Напишите заглавную ч в соединении со строчной один раз в середине строки.

3.Сообщение темы и цели урока.

- Наш учебник не случайно называется «К тайнам нашего языка».

-Для чего мы открываем эти тайны?

-Сегодня на уроке мы откроем ещё некоторые из них, пополним копилку мудрости новыми знаниями.

-О некоторых словах, например, тех что в скобках упр.280 , можно сказать , что они родственные.

- Как вы думаете, что может означать это название?

-Антон который учится вместе с вами спрашивает :

А сахар и конфета родственные? Конфета ведь сладк ая?

-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, откроем тайну родственных слов.

-В каждом доме есть предмет посуды - сахарница.

-Почему сахарницу так назвали? (в ней хранят сахар)

-Что значит солить? ( посыпать солью)

- Сахарница, сахар, сахарный - родственные слова?( родственные) - Почему?

- Значение одного слова можно объяснить при помощи другого.

- Солить, соль, солонка - родственные слова? Почему? Проверим, правильно ли мы определили признак родственных слов.

-Вывод: 1 признак родственных слов.

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.

-Посмотрите на группы слов. Что общего во всех словах родственниках?

сахар соль

сахарница солить

сахарная солонка

Вывод: 2.Одинаковая часть во всех словах - родственниках.

Вывод по учебнику с. 7

Родственные - это слова, которые можно объяснить помощью одного и того же слова. Часть этого слова есть во всех словах-родственниках.

Вот почему родственные слова - это слова, у которых есть общее значение и общая часть.

-Так сахар и конфета - родственные слова?

-Можем воспользоваться помощью учебника с.7 , голубая рамка.

-Объяснишь ли значение одного слова при помощи другого? (нет)

-Есть ли в словах общая часть? (нет)

-Значит сахар и конфета не родственные слова.

-А соль и солить? (родственные, т.к. выполняются условия 1 и 2.)

Вывод: правило упр.282.

- Вот мы и узнали одну из тайн родственных слов.

Теперь, вы можете применить свои знания при выполнении упр.283.

4 Закрепление изученного.

-Прочитайте задание. Как узнать родственные слова?

(общее значение и общая часть)

-Выпишите родственные слова в 1 столбик.

Рыба ловить окунь

рыбачить

рыбный

рыбка

-Есть ли у слов общее значение. Можно ли объяснить слова при помощи одного и того же слова?

-Есть ли общая часть?

-Что называют слова родственники? ( Предмет , признак , действие)

-Запишите во 2 и 3 столбик слова, которые остались.

- В два столбика запишите только родственные слова.

- Какие слова остались? Почему?

( Нельзя значение одного слова объяснить при помощи другого. Нет общей части.)

-Посмотрите на слова 1 . Кто знает, как называется общая часть родственных слов.

- Прочитаем важные сведения в красной рамке с.8.

-Общая часть родственных слов называется корнем.

- От корня слова растут как ветви от ствола. Чем чаще употребляется корень , тем сильнее его словесное дерево. В науке такие словесные деревья называются словообразовательными гнёздами.

-Корень считают самой главной частью в слове. Почему? (предположение.)

-Найдём ответ в красной рамке.

-Корень хранит в себе общее значение родственных слов.

- Корень принято выделять дугой.

-Отметьте корень в записанных словах.

Работа в группах.

Ваша задача - вырастить словесные деревья.

Найдите «лишнее слово», выделите корень в родственных словах , допишите ряд родственных слов.

1 белка 2колокол 3школа

Беленький колоть школьник

белить колокольчик ученик

4холод 5нос 6зима

холмик носить мороз

холодок носовой зимушка

-Проверка работы в группах.

-Посмотрите на группу родственных слов. Произнесём слова и послушаем: всегда ли в одном корне одинаковые звуки? А буквы?

-Сегодня мы открыли ещё одну тайну русского языка.

-Во всех родственных словах корни пишутся одинаково.

-Антон спрашивает: «А как искать в слове корень?»

--Давайте перечитаем что называется корнем и подскажем Антону как надо действовать.

_Чтобы найти в слове корень , нужно:

1.Подобрать…(родственные слова)

2.Выделить…(общую часть)

-Пользуясь этими знаниями выполните упр.285.(по вариантам)

1.вариант солонка

2.вариант сахарница

-Все ли слова подошли? Выделите корень. Везде ли в корнях одинаковые звуки? А буквы?

-Какие из родственных слов называют предметы, признаки, действия?

-Есть ли у этих слов общее значение? Как докажете?

Работа с карточками. (Дифференциация по степени сложности) Кто хочет получить за работу четыре , выберите к.№1 ,на 5 -к.№2

Карточка№1

Прочитай, найди и подчеркни лишнее слово. Выдели корень в родственных словах.

Весёлый, радость, веселье, весело, веселить.

Карточка№2

Замени одним словом, запиши родственные слова с корнем - вар- выдели корень, дополни ряд родственных слов.

-ягоды, сваренные в сахаре;

-тот, кто готовит пищу.

5 Вывод по уроку по таблице.

6.Д.з. упр287 правила с.7-8

© 2010-2022