- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Собираем родственников
Конспект урока по русскому языку на тему Собираем родственников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дадушина Е.Г. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УМК «Гармония» 2 класс
Тема: Собираем родственников.
Родственные слова. Корень слова.
Цель : Формирование понятия корень , как главной части родственных слов.
Задачи :
Образовательные - посредством наблюдения над родственными словами сформировать правило , что называется корнем , выявить признаки родственных слов , научиться выделять корень в группе родственных слов.
Развивающие - развивать умение наблюдать , анализировать , сравнивать , развивать познавательную активность.
Воспитывающие - воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки с заданиями для работы в группах, парах.
1.Орг.момент.
-Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право иное название ещё драгоценней самой вещи».
- С чем сравнивает писатель звуки русской речи?
- Давайте и мы с вами будем ценить красоту родного языка. Будем относиться к слову бережно не только на уроках , но и в повседневной жизни.
2.Чистописание.
На доске: комочек
- Эта буква обозначает согласный , мягкий , глухой , непарный по твердости - мягкости , непарный по звонкости -глухости.
-Напишите заглавную ч в соединении со строчной один раз в середине строки.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Наш учебник не случайно называется «К тайнам нашего языка».
-Для чего мы открываем эти тайны?
-Сегодня на уроке мы откроем ещё некоторые из них, пополним копилку мудрости новыми знаниями.
-О некоторых словах, например, тех что в скобках упр.280 , можно сказать , что они родственные.
- Как вы думаете, что может означать это название?
-Антон который учится вместе с вами спрашивает :
А сахар и конфета родственные? Конфета ведь сладк ая?
-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, откроем тайну родственных слов.
-В каждом доме есть предмет посуды - сахарница.
-Почему сахарницу так назвали? (в ней хранят сахар)
-Что значит солить? ( посыпать солью)
- Сахарница, сахар, сахарный - родственные слова?( родственные) - Почему?
- Значение одного слова можно объяснить при помощи другого.
- Солить, соль, солонка - родственные слова? Почему? Проверим, правильно ли мы определили признак родственных слов.
-Вывод: 1 признак родственных слов.
Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.
-Посмотрите на группы слов. Что общего во всех словах родственниках?
сахар соль
сахарница солить
сахарная солонка
Вывод: 2.Одинаковая часть во всех словах - родственниках.
Вывод по учебнику с. 7
Родственные - это слова, которые можно объяснить помощью одного и того же слова. Часть этого слова есть во всех словах-родственниках.
Вот почему родственные слова - это слова, у которых есть общее значение и общая часть.
-Так сахар и конфета - родственные слова?
-Можем воспользоваться помощью учебника с.7 , голубая рамка.
-Объяснишь ли значение одного слова при помощи другого? (нет)
-Есть ли в словах общая часть? (нет)
-Значит сахар и конфета не родственные слова.
-А соль и солить? (родственные, т.к. выполняются условия 1 и 2.)
Вывод: правило упр.282.
- Вот мы и узнали одну из тайн родственных слов.
Теперь, вы можете применить свои знания при выполнении упр.283.
4 Закрепление изученного.
-Прочитайте задание. Как узнать родственные слова?
(общее значение и общая часть)
-Выпишите родственные слова в 1 столбик.
Рыба ловить окунь
рыбачить
рыбный
рыбка
-Есть ли у слов общее значение. Можно ли объяснить слова при помощи одного и того же слова?
-Есть ли общая часть?
-Что называют слова родственники? ( Предмет , признак , действие)
-Запишите во 2 и 3 столбик слова, которые остались.
- В два столбика запишите только родственные слова.
- Какие слова остались? Почему?
( Нельзя значение одного слова объяснить при помощи другого. Нет общей части.)
-Посмотрите на слова 1 . Кто знает, как называется общая часть родственных слов.
- Прочитаем важные сведения в красной рамке с.8.
-Общая часть родственных слов называется корнем.
- От корня слова растут как ветви от ствола. Чем чаще употребляется корень , тем сильнее его словесное дерево. В науке такие словесные деревья называются словообразовательными гнёздами.
-Корень считают самой главной частью в слове. Почему? (предположение.)
-Найдём ответ в красной рамке.
-Корень хранит в себе общее значение родственных слов.
- Корень принято выделять дугой.
-Отметьте корень в записанных словах.
Работа в группах.
Ваша задача - вырастить словесные деревья.
Найдите «лишнее слово», выделите корень в родственных словах , допишите ряд родственных слов.
1 белка 2колокол 3школа
Беленький колоть школьник
белить колокольчик ученик
4холод 5нос 6зима
холмик носить мороз
холодок носовой зимушка
-Проверка работы в группах.
-Посмотрите на группу родственных слов. Произнесём слова и послушаем: всегда ли в одном корне одинаковые звуки? А буквы?
-Сегодня мы открыли ещё одну тайну русского языка.
-Во всех родственных словах корни пишутся одинаково.
-Антон спрашивает: «А как искать в слове корень?»
--Давайте перечитаем что называется корнем и подскажем Антону как надо действовать.
_Чтобы найти в слове корень , нужно:
1.Подобрать…(родственные слова)
2.Выделить…(общую часть)
-Пользуясь этими знаниями выполните упр.285.(по вариантам)
1.вариант солонка
2.вариант сахарница
-Все ли слова подошли? Выделите корень. Везде ли в корнях одинаковые звуки? А буквы?
-Какие из родственных слов называют предметы, признаки, действия?
-Есть ли у этих слов общее значение? Как докажете?
Работа с карточками. (Дифференциация по степени сложности) Кто хочет получить за работу четыре , выберите к.№1 ,на 5 -к.№2
Карточка№1
Прочитай, найди и подчеркни лишнее слово. Выдели корень в родственных словах.
Весёлый, радость, веселье, весело, веселить.
Карточка№2
Замени одним словом, запиши родственные слова с корнем - вар- выдели корень, дополни ряд родственных слов.
-ягоды, сваренные в сахаре;
-тот, кто готовит пищу.
5 Вывод по уроку по таблице.
6.Д.з. упр287 правила с.7-8