• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с задержкой психического развития по русскому языку (2 класс, УМК Школа России)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с задержкой психического развития по русскому языку (2 класс, УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено:
на заседании МО

протокол № 1

от «__» _________ 2015 г.

__________________

Согласовано:

зам. директора по УВР

Золтуева М.В.

от «__» _________ 2015 г.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы

Крылова Т.А.

приказ №___

от «__» ________ 2015 г.

_________________


Адаптированная основная общеобразовательная программа

для учащихся с задержкой психического развития

Область: Филология

Предмет: Русский язык

Класс: 2




Составитель:

Коновалова Е.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории





2015 -16 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2009 г.), авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России»), авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной «Русский язык», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.). В авторскую программу внесены дополнения для реализации модуля «Содружество языков», направленного на знакомство со словами, разговорной речью народов Республики Бурятия. Для реализации программного содержания используются:

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 2 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение», 2012 г.
  • Канакина В.П. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях, издательство Москва «Просвещение», 2012 г.
  • Логинова О.Б., Яковлева С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс». М.: Просвещение, 2011 г.

  • CD Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык 2 класс». М.: Просвещение, 2012 г.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям младшего школьного возраста. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как: - формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей; - обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности - учебной, умения рационально использовать время на уроке; - овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге как источнику знаний. При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся. Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.

Место курса в учебном плане
Курс «Русский язык» в начальной школе рассчитан на 560 ч. В 1 классе на изучение русского языка отводится 50 ч (5 ч в неде­лю, 10 учебных недель), во 2-4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Общая характеристика курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуника­тивных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятель­ности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: - формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; - уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; - развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); - формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; - усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка). Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Особенности курса «Русский язык» для детей с ЗПР

При обучении русскому языку учащихся с задержкой психического развития необходимо придерживаться следующих правил:

  • новый материал следует преподносить предельно развёрнуто;
  • значительное место отводить практической деятельности учащихся;
  • систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
  • используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира;
  • выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Содержание курса «Русский язык»
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Морфология. Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Глагол. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • разделительный ь; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание частицы не с глаголами; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов

в том числе на:

контрольные

работы

проекты

развитие речи

1

Наша речь

3




2

Текст

4




3

Предложение

12

1


1

4

Слова, слова, слова...

18

1


1

5

Звуки и буквы

59

2

2

4

6 Части речи

58

4

1

5

7 Повторение

16

1




Итого

170

9

3

11



Содержание программы

Наша речь (3 ч) Язык и речь, их значение в жизни. Речь - главный способ общения людей. Язык - средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:
  • Язык, речь - средство общения людей.
  • Понятия «устная и письменная речь».
  • Текст и предложения - единицы речи.
  • Правила оформления предложения на письме, в устной речи.

Уметь:
  • Строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме.
  • Передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом.
  • Выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме.

Использовать в практической деятельности для:

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.

Текст (4 ч) Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:
  • Отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей.
  • Связь по смыслу предложений в тексте.
  • О видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), распознавание их.
  • Структура текста - повествования; (части текста).
  • Понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова».

Уметь:
  • Определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему.
  • Делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения).
  • Устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей).
  • Писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов.
  • Писать сочинение по серии картинок под руководством учителя
  • Составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации.
  • Употреблять при записи текста красную строку.
  • Употреблять в речи «волшебные» слова.


Использовать в практической деятельности для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Предложение (12 ч) Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:
  • Признаки предложения и использование их в речи.
  • Как оформлять предложения на письме. Логическое ударение.
  • Первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении.
  • Понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.

Уметь:
  • Устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое.
  • Составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам.
  • Употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце.
  • Распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.

Использовать в практической деятельности для:

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

Слова, слова, слова (18 ч) Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово - общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе - гора, смелый - храб­рый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:
  • Понятия синонимы, антонимы и их роль в речи.
  • Признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня.
  • Общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».
  • Слогообразующую роль гласной в слоге.
  • Об ударении, ударном и безударном слогах.

Уметь:
  • Различать однокоренные слова среди других слов.
  • Отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов.
  • Определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.
  • Определять ударение в слове.
  • Показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове.
  • Переносить слова с одной строки на другую.

Использовать в практической деятельности для:

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике

Звуки и буквы (59 ч) Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:
  • Названия букв русского алфавита.
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  • Гласные ударные и безударные.
  • Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
  • Правила переноса слов.

Уметь:
  • Правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре.
  • Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.
  • Обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,и и мягким знаком (ь).
  • Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт.
  • Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж.
  • Писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота,
  • Писать слова с разделительным мягким знаком (ь).
  • Писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса.
  • Правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз).
  • Правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно).

Части речи (58 ч) Слова - назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать, иметь представление

  • Понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
  • Различать имена собственные.
  • Понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени глагола.
  • Понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе.
  • Роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами.
  • Понятие «местоимение», их роль в тексте.

Уметь

  • Писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных.
  • Правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
  • Различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?

Повторение изученного за год (16 ч) Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы, название темы

Кол-во

часов

Дата

проведения

Наша речь (3ч)

1

Виды речи

1


2

Наша речь

1


3

Диалог и монолог

1


Текст (4ч)

4

Текст

1


5

Тема и главная мысль текста

1


6-7

Части текста

2


Предложение (12 ч)

8

Предложение как единица речи

1


9

Знаки препинания в конце предложения

1


10

Связь слов в предложении

1


11

Главные члены предложения (основа)

1


12 Второстепенные члены предложения

1


13 Входная диагностика. Тест.

1


14-15

Подлежащее и сказуемое - главные члены пред­ложения

2


16-17

Распространённые и нераспространённые пред­ложения

2


18

Связь слов в предложении

1


19 Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

1


Слова, слова, слова (18 ч)

20-21

Лексическое значение слова

2


22

Однозначные и многозначные слова

1


23

Прямое и переносное значение слов

1


24

Синонимы

1


25

Антонимы

1


26

Синонимы и антонимы

1


27 Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам

1


28

Родственные слова

1


29-30

Корень слова. Однокоренные слова

2


31

Выделение корня в однокоренных словах

1


32 Слог как минимальная произносительная еди­ница

1


33

Словесное и логическое ударение

1


34

Ударение

1


35

Перенос слов по слогам

1


36 Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова»

1


37

Работа над ошибками

1


Звуки и буквы (59 ч)

38

Звуки и буквы

1


39

Русский алфавит, или Азбука

1


40 Употребление прописной (заглавной) буквы

1


41

Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З. Е Серебряковой «За обедом»

1


42-43

Гласные звуки

2


44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1


45

Особенности проверяемых и проверочных слов

1


46

Проверочные слова

1


47

Проверочные слова. Правописание однокоренных слов

1


48-50

Способы проверки написания букв, обозначающий безударный гласный звук в корне слова

3


51-52

Безударные гласные звуки.

2


53-54

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

2


55-57

Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы

3


58

Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

1


59

Диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1


60

Согласные звуки

1


61

Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

1


62-63

Слова с удвоенными согласными

2


64

Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам.

1


65

Проект «И в шутку, и всерьёз»

1


66

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1


67

Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я, и

1


68 Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласного на письме

1


69-70

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова

2


71-73

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками чк, чн, чт, щн

3


74

Промежуточная диагностика. Тест

1


75

Работа над ошибками

1


76 Проект «Рифма»

1


77-79

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу

3


80

Обобщение знаний об изученных правилах письма

1


81

Звонкие и глухие согласные звуки

1


82

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

1


83

Особенности проверочного и проверяемого слова для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

1


84-86

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова

3


87-89

Правописание слов с парными согласными

3


90

Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах

1


91-92

Правописание гласных и согласных в корне слова

2


93-95

Разделительный мягкий знак

3


96

Развитие речи. Составление поздравительной открытки

1


Части речи (58 ч)

Имя существительное (22ч)

97-98

Части речи

2


99-101

Имя существительное как часть речи

3


102-105

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные

4


106

Собственные имена суще­ствительные

1


107

Нарицательные имена суще­ствительные

1


108

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей

1


109

Правописание имён, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных

1


110

Правописание кличек животных и географических названий

1


111

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»

1


112-113

Число имён существительных

2


114-117 Обобщение знаний об имени существительном

4


118

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1


Глагол (12ч)

119-121

Глагол как часть речи и употребление его в речи

3


122

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

1


123-124

Число глагола

2


125

Правописание частицы не с глаголом

1


126-127

Обобщение знаний о глаголе

2


128

Контрольная работа по теме «Глагол»

1


129-130

Текст-повествование и роль в нём глаголов

2


Имя прилагательное (13ч)

131

Имя прилагательное как часть речи

1


132

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении

1


133-134

Значения имён прилагательных

2


135

Сравнение как одно из выразительных средств языка

1


136

Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного)

1


137-138 Единственное и множественное число имён прилагательных

2


139 Обобщение знаний об имени прилагательном

1


140-142 Текст-описание и роль в нём имён прилагательных

3


143 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1


Местоимение (4ч)

144-145 Местоимение как часть речи

2


146 Текст-рассуждение

1


147 Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными

1


Предлоги (7ч)

148-150 Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными

4


151 Проект «В словари - за частями речи!»

1


152 Развитие речи. Восстановление деформированного текста

1


153 Контрольная работа по теме «Части речи»

1


Повторение изученного за год (16 ч)

154


Речь. Виды речи

1


155-156 Текст. Виды текстов

2


157 Предложение. Виды предложений по цели высказывания

1


158 Главные и второстепенные члены предложения

1


159 Слово и его лексическое значение

1


160 Итоговая диагностика. Тест

1


161 Работа над ошибками

1


162 Слог. Деление слов на слоги

1


163 Ударение. Постановка ударения в словах

1


164-165 Правописание слов с безударной гласной в корне

2


166-167 Правописание слов с сомнительной согласной в корне.

2


168 Правописание слов с мягким знаком

1


169 Части речи

1


170 Итоговый урок «Что узнали? Чему научились?»

1



Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 2 класса учащиеся научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать, слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно, употреблять прописную букву.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Планируемые результаты изучения курса


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; - подробно и выборочно пересказывать текст; - правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; - делить слова на части для переноса; - правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; - писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; - видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; - писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; - находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; - обращать внимание на особенности употребления слов; - ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; - составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; - предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; - составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3-4 классах возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3 - 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.


Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.


Списывание текста

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» - ставится, если в работе 1 - 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«3» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«2» - ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 - 4 кл.);
«1» - ставится, если в работе допущено более 4 орфографических ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 - 4 кл.).


Словарный диктант
«5» - нет ошибок;

«4» - 1 - 2 ошибки;
«3» - 3 - 4 ошибки;
«2» - 5 - 7 ошибок;

«1» - более 7 ошибок.


Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия

Автор

Название

Год

Издательство

1.

Плешаков А.А. и др.

Сборник рабочих программ «Школа России»

2011

М.: Просвещение

2.

Крылова О.Н.

Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык. 2 класс».

2014

М.: Экзамен

3.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г.

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения)

2011

М.: Просвещение

4.

Синякова В.А.

КИМ Русский язык. 2 класс.

2012

М.: ВАКО

5.

Крылова О.Н.

КИМ Русский язык. 2 класс.

2014

М.:Экзамен

2. Информационно-коммуникационные средства


1. CD Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык 2 класс». М.: Просвещение, 2012 г. 2. CD Электронная тетрадь «Русский язык. 2 класс». Проект «Видеоурок», 2015
3. Материально-технические средства
1. Классная доска 2. Компьютер 3. Интерактивная доска 4. Видеопроектор



© 2010-2022