Тема очередного заседания клуба «Ключ и заря» ( урок русского языка): Жизнь корня в составе разных частей речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема очередного заседания клуба «Ключ и заря»

( урок русского языка):


Жизнь корня в составе разных частей речи Цель: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи. Задачи: Образовательные:

  1. Проконтролировать знания и умения обучающихся определять части речи;
  2. Сформировать у обучающихся умения и навыки работы в группах;
  3. Продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков:
    • владение приемами устной и письменной речи;
    • работать с учебником;
    • умение строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,
Воспитательные:
  1. Формирование этических норм поведения;
  2. Формирование у обучающихся через работу в группах коммуникативных компетенций;
  3. Содействовать формированию у обучающихся интереса к знаниям.
Вид урока Клубное занятие

Ход урока

Орг. момент

I. Организационный момент

Настроимся на урок. слайд№1

Я способный!

Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я - хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

слайд№2 Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». Помогут нам его провести Маша, Миша и Анишит Йокоповна. На экране слайд№3( тема заседания клуба) 1. Вступительная беседа учителя: - Прочитайте тему нашего заседания Жизнь корня в составе разных частей речи. - Волшебница спросила у Маши и Миши : О чём пойдёт речь на заседании клуба? -Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос? - Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем. слайд№4 Лесенка( ЗХУ). - Что хотим узнать? - Ну а на последнюю ступеньку, я надеюсь, мы поднимемся в конце урока, если вы будете внимательными и активными. 2.- Анишит Йокоповна предлагает нам такой план нашего заседания: слайд№5 1. Уточнить представление о корне слова, как главной части слова и о частях речи. 2. Исследовать возможность жизни корня в составе разных частей речи. - Кто согласен с таким планом поднимите руку. Прекрасно! Работать мы будем группами по маршрутным листам. 3. Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. слайд№6 Работаем по Маршрутному листу №1 Составьте кластеры «части слова» и «части речи». (Работа в группах). слайд№7 Проверим, командиры, поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный, если есть ошибки. 4. Первый кластер Части речи. слайд№8 И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Каждая группа получает табличку. Вернёмся к кластеру Части слова. слайд№8 Какая часть слова нужна нам сегодня для работы? слайд№9 О чём спрашивает у вас Миша?. На этот вопрос Мише ответит Стёпа. Он подготовил к заседанию клуба доклад. Доклад на тему: «Корень. Родственные слова».

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капелек, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения - из слов.

- Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…

Много ростков появилось от этого слова (веселье, весёлый, весельчак, веселимся). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово)

Прочитайте внимательно слова и назовете главную общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (сад)

Открывается корень сад. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные)

- Чем же похожи эти слова?

- Попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень - это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова).

Слово корень - многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом?

Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке». У слов КОРЕНЬ - это тоже самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.. Что интересного Нового узнали из доклада Стёпы? Учитель: Давайте вернёмся к главному вопросу нашего заседания. слайд№10 к каким частям речи относятся родственные слова на этом словообразовательном дереве? - Какой мы должны сделать вывод? слайд№11 -Миша тоже решил составить словообразовательное дерево. И вот что у него получилось. слайд№12 Выскажите своё мнение. Миша конечно ошибся и вы помогли ему понять в чём. Но он, наверное , хотел напомнить нам об очень важном событии, которое происходит сейчас в нашей стране. Что это? слайд№13 -А вы болеете за наших спортсменов? Молодцы! А что нужно для того, чтобы стать Олимпийским чемпионом? Физминутка давайте мы сейчас хотя бы немного разомнёмся. Продолжим наше заседание. слайд№14 -Прочитайте, что говорит о корнях слов и частях речи Анишит Йокоповна. Так как живут корни? А что для них служит квартирами?

  • Анишит Йокоповна просит вас заняться исследованием «семей» и квартир слов и подтвердить сделанный вывод. Какой?

  1. Работаем по маршрутному листу №2 слайд№15.

Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; Каждая группа знакомится с «семьями» и подчёркивает свою часть речи. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; Учитель: - Время вышло, проверяем. Каждая группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде. слайд№16. Первая группа - высказывания ребят: УЧ: - все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы УЧ: - эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета УЧ: это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета Учитель:Посмотрите на слова в строчках -Какие это слова? Чем они являются для корней? А где квартиры? Гроза грозный погрозить Цвет цветной цветёт Зелень зелёный зеленеет Побелка белый побелить

УЧ: - Корни какие?одинаковые. А части речи? В чём мы ещё раз убедились? слайд№17. -Какая орфограмма чаще всего встречается в корне слова? Есть эта орфограмма в этих словах? Как её проверить? Игра «Проверяйка». Встаёт та группа, чьё слово в строчке будет проверочным. слайд№18. Прочитайте на что хочет обратить ваше внимание Волшебница. Благодаря тому что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется корень в проверочном слове - пишите его так во всех родственных словах. слайд№19 - Переходим к маршрутному листу №3. Цель: учимся выделять корень в родственных словах. определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам, определять части речи.

  1. весёлый, веселье , веселиться.
  2. Посинеть, синева, синий.
  3. Ходить, приход, ходовой.

1.Выделить корень. 2.В каждой строчке подчеркнуть исходное слово, без которого не было бы двух других, определить какой частью речи оно является. Проверка(Выходят к доске, объясняют) Какой группе подарите слово…
Все группы с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу. Работаем по маршрутному листу №4 слайд№20 Анишит Йокоповна всё таки хочет вас запутать и предлагает поиграть в игру «Гонка за лидером».. В каждой строчке нужно найти лишнее слово , назвать часть речи и выделить корень в оставшихся словах. - Кто же победил в этой гонке?Вы рады за них? Поздравим победителей? Давайте все вместе, дружно им скажем «Молодцы»!
На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать окончательный выод. слайд№21 ( Лесенка)Что же мы узнали в ходе нашего заседания?
  • Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.

Итог урока

Какие задания на уроке понравились?

Кто доволен своей работой?

Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?


© 2010-2022