Корень. Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект урока русского языка по теме

«Корень слова. Однокоренные слова.»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Карпунихинская СОШ Уренского района

Шабарова Мария Фёдоровна

Квалификационная категория - 1

Стаж работы учителем начальных классов - 35 лет























Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Авторы учебника:В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М-Просвещение, 2012г.Часть1. Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: Учащиеся знают:понятие родственные слова; Учащиеся умеют:находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; работать в группе и паре, слушать собеседника, говорить , соблюдая правила речевого этикета.

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».

«Открыть» способ действия по нахождению в слове корня. Организовать усвоение нового материала учащимисяв условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт.

Развивающие:развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова;

развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;

формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи. Воспитывающие :принимать и осваивать социальную роль ученика; определять общие для всех правила поведения; осознавать роль языка и речи в жизни людей. Ожидаемые результаты: предметные - познакомятся с понятиями корень, однокоренные слова; научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи;

Оборудование: - учебник по русскому языку 2 класс,

Компьютер, мультимедийный проектор



Этапы урока и хронометраж: 1.​ Организационный момент, мотивация -2 мин. 2.​ Актуализация знаний о родственных словах - 2мин. 3.​ Постановка учебной задачи - 8 мин. 4. Решение учебной задачи, введение понятий «корень», «однокоренные слова»- 10 мин.

5.​ Физкультминутка - 1 мин.

6.​Упражнения на развитие мышления -12 мин.

7.​ Самостоятельная работа- 5 мин.

8. Итог урока-2 мин.

9.​ Рефлексия деятельности -2 мин.

10.Домашнее задание- 1 мин.

Ход урока:

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1.



2.





3.













4.



5.

6.







7.



8.



9.

10.

Организационный момент, мотивация















Актуализация знаний о родственных словах.

































Постановка учебной задачи, введение понятий «корень», «однокоренные слова»



























Решение УЗ





Физминутка

Упражнения на развитие мышления







Самостоятельная работа



Итог урока.





Рефлексия деятельности

Д/З

Проверка готовности к уроку

Минутка чистописания

Запись на слайде:

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Почему нужно писать без ошибок, правильно.

Оцените свою работу

(На полях ученик кружком различного цвета оценивает свою работу:

-зеленый - я молодец

- желтый -будь внимателен

- красный - стоит задуматься)

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .







Проверка д/з (придумать и записа 5 родственных слов). Самооценка.

- Какие слова мы называем родственными?

Ребята, помогите мне пожалуйста дополнить высказывания.

-Все на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капелек, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, предложенияиз слов, а слова-….

Слова сделаны из своего «строительного» материала, из маленьких «кирпичиков». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла.

- Назовите эти «кирпичики»?

- Какая тема урока?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

А для чего вам это нужно?

- Где в жизни пригодятся вам эти знания и умения?

Сегодня мы с вами познакомимся с одним «кирпичиком», из которого состоит слово. Послушайте сказку.

- Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…

Много ростков появилось от этого слова. (На доске модель дерева. Учитель поочередно выставляет карточки со словами -перелетный, летчик, вылет, самолет, летать).

-Что интересного вы заметили?

Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло!

Может быть, вы мне сами назовете главный «кирпичик», общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова?

Открывается корень лет.

Как мы называем эти слова?

Что такое родственные слова?

Докажите.

Спишите слова в тетрадь, выделите общую часть по образцу.

И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем.

-Как называется наш первый «кирпичик»?

- Что такое корень слова?

- Для чего нужны нам знания о корне?

- Чем же похожи эти слова?

- Попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. начало, источник чего-либо;

  4. часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений .

А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

- Давайте еще раз закрепим это понятие и узнаем, что учёные думают по этому поводу. Прочитаем правило.

- Как можно назвать слова, произошедшие от одного корня? (однокоренные)

- С какими понятиями мы познакомились?

-Какую задачу мы поставим перед собой? -

Работа в группах (6 групп)

- Ребята, а вы хотите вырастить такое же дерево?

Каждая группа получает свой корень (ход, лед, лес, род, дом, цвет).

Работают по алгоритму.

Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

Проверка.

- Так что же вы сделали, чтобы правильно выделить корень? (подбирали однокоренные слова)

- Как по-другому можно назвать однокоренные слова? (родственные)

2.Работа в парах

1.Давайте проверим наши знания, выполнив упр.88 на с.62.Спишите любые три пары слов по выбору, выделите корень. Проверьте задание, оцените.

1.Кроссворд

Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.

-небольшая мелкая рыба (рыбка)

-рыбная ловля (рыбалка)

-человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

-ловить рыбу (рыбачить)

Прочитайте слова, сравните их, что в них имеется общего?

Поработайте в паре

-Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?

- Составьте предложение - ответ, используя не менее 2х родственных слов.

-Запишите предложение. Отметьте все орфограммы.Оцени.

Самоконтроль.

2. Наблюдение за словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными.

Рис - рисовать гора - горе

(Устно) Найти корень.

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите?

3.Текст на слайде.

В тайге растет кедр. Кедровник - любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки.

Ответить на поставленные вопросы. Вопросы написаны ниже.

1. Прочитать.

2. Найти однокоренные слова. Поставить ударение в них. Выделить корень.

3. Одинаково ли звучит гласный в корне?

4. Какие слова являются проверяемыми, а какие проверочными?

5. Сделайте вывод: для чего мы учимся подбирать однокоренные слова?

Дифференцированная работа

Даны три группы слов (на слайде)

Гора, горный, пригорок, гореть.

Лес, лесной, лесенка, лесник.

Вода, водяной, водитель, подводник.

Iуровень

  1. Найти лишнее слово.

  2. Выписать однокоренные слова, выделить корень.

IIуровень

1.Найти лишнее слово.

2.Выписать однокоренные слова : сначала проверочное, потом проверяемое

- Ответили ли мы сегодня на поставленные вопросы:

- Что такое корень слова?

Выберите верное утверждение:

Корень - общая часть предложений

Корень - общая часть всех слов

Корень - общая часть однокоренных слов

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)



-Чему мы научились на уроке?

- Что не получилось и над чем нужно поработать?

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой.

(работа с «Волшебной линеечкой»)

-Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Я знаю, что вы любите фантазировать, сочинять стихи. Дома вы можете попробовать сочинить сказку про корень (по желанию),

стр. 62 упр. 87


Подготовка класса к работе





( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

Чтобы люди тебя понимали.

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки



















Участвуют в диалоге.



(предполагаемые ответы детей: из.букв, из слогов,..)



(затрудняются ответить) формулируют тему урока,

Определяют задачи (узнать о частях слова)

Больше узнать о составе слов , о родном языке

Для грамотного письма, для общения.









У всех есть одинаковая часть.







Читают слова, называют общую часть -лет-.



- Родственные. Проговаривают правило.

Слова близкие по лексическому значению и имеют общую часть.

Один ученик выполняет у доски, остальные в тетради





Корень слова.

Общая часть родственных слов.

Научиться находить и выделять корень, подбирать слова с одинаковым корнем, грамотно писать.

Все слова близкие по значению и имеют общую часть.



- Корень - это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова.

Находят информацию в словаре, работают в паре, зачитывает выписку из толкового словаря.











-Читают правило на с.61

- Читают вторую часть правила.

-Корень,

Однокоренные слова

Научиться образовывать однокоренные слова и выделять корень.

Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух



Выделяют признаки (все слова родственные, имеют общую часть) оценивают работу

Выполняют задание.

Взаимопроверка.



По одному человеку выходят к доске, вписывают слова. Остальные ученики записывают в тетрадь, выделяют корень.

(Рыбак поймал золотую рыбку)





Один ученик у доски, остальные выполняют в тетради по алгоритму.



Для проверки безударной гласной.

Выбирают задание, выполняют.

Выполняют задание.

Проверяют консультанты

(на каждом ряду -ученик-консультант и учитель)



Ответы детей

.



Оценивают свою работу




К.-взаимодействие учителя с учеником;

Л.-положительное отношение к уроку;

- самоопределение - формирование мотивации к

изучению новой темы;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей; Р.-положительное отношение к уроку;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Р. - целеполагание

П.- формулирование познавательной цели

Л.- выдвижение гипотез и их обоснование





Л.- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- установление значения результатов своей деятельности





К.-взаимодействие учителя с учеником - участвовать в коллективном обсуждении проблемы; П.- логические - анализ с целью выделения признаков; -построение логической цепи рассуждений; - общеучебные - поиск и выделение информации; - подведение под понятие,выведение следствий; - формулирование познавательной цели.

Р.- умение контролировать результаты своей деятельности; - целепологание - постановка учебной задачи;

П.- умение ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную ввиде текста;

Р.- умение контролировать результаты своей деятельности

и деятельности партнёра, вносить коррективы;

- целепологание - постановка учебной задачи;

К.- умение работать в паре и группе;

П.- формирование действия классификации и умения делать умозаключения





Р.- - умение контролировать результаты своей деятельности

- целепологание -

- оценка - выделение и осознание того, что уже усвоенои что ещё подлежит усвоению, осознание качестваи уровня усвоения; П.-формирование действия анализа; К.-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками































Р.- умение самостоятельно организовывать работу; оценивать; П.-формирование действия классификации;











К.- умение точно выражать свои мысли











Р.- оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению, осознание качества

и уровня усвоения;

Л.- - установление значения результатов своей деятельности

для удовлетворения своих потребностей.







© 2010-2022