КТП по литературному чтению. 2 класс. УМК Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса литературного чтения, на основе автор­ской программы Н.Ф. Виноградовой (На­чальная школа XXI века, 2011г.). Обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования на 2015-2016 учебный год. Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Задачи курса «Литературное чтение»: обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя); систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, поль­зоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и про­смотровым); включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова; расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он спосо­бен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фак­тов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т д.); вос­создавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подроб­но, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются сле­дующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины по­нимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование, литературоведческих представлений, которые необходимы школь­нику для освоения литературы как искусства слова,
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соот­ветствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читатель­скими умениями.
  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произве­дениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особен­ностей.
  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  4. Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как осо­бым объектом изучения.
  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноцен­ное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. Во втором классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художест­венной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полу­ченных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика:
  • на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рас­сказов, сказок) о героях литературных произведений;
  • на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произве­дений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным про­изведениям;
  • на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произве­дений;
  • на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изу­ченным произведениям или разделам);
  • на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.
Составной частью предмета «Литературное чтение» является интегрированный курс «Язык и литература коренных малочисленных народов Севера». Данный курс способствует воспитанию любви к литературному наследию нашего края, патриотизма и гражданственности, формированию у учащихся личной ответственности за сохранение этой культуры и ее преумножение. В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год ра­бочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю. Во 2 классе - 134 часов. В связи с праздничными днями: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая (праздничные дни) - в рабочую программу внесены изменения ( - 2 часа). Количество часов в год - 136. Количество часов в неделю - 4. Количество часов в I четверти - 36. Количество часов во II четверти - 28. Количество часов в III четверти - 38. Количество часов в IV четверти - 32. В классе обучается интегрировано один ребёнок с диагнозом ЗПР. В связи с этим на уроках ведётся работа: дифференцированная, самостоятельная, индивидуальная и в парах. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
  1. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных уч­реждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).
  2. Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразователь­ных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).
  3. Литературное чтение: 2 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразо­вательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014. - (На­чальная школа XXI века).
  4. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литера­турные диктанты, тексты доля проверки навыка чтения, диагностические задания : В 2ч. 4.1. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 208с.

Учебно-тематический план

№ п/п Содержание программного материала Количество часов 1. О нашей Родине

5 2. Народная мудрость

5 3. О детях и для детей

19 4. Уж небо осенью дышало

5 5. Снежок порхает, кружится

18 6. Праздник новогодний

8 7. Произведения о животных

14 8. Зарубежные сказки

10 9. Рассказы, стихи, сказки о семье

13 10. Весна, весна красная...

23 11. Волшебные сказки

7 12. Резерв

9

Итого

136


Содержание программы (136 часов) Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении лю­дей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде. О нашей Родине (5 ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Сави­нова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева. Народная мудрость (5 ч.) песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины. О детях и для детей (19 ч.): произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсе­на, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара. Уж небо осенью дышало... (5 ч.): произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребиц- кого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка. Снежок порхает, кружится... (18 ч.): произведения фольклора; произведения Н. Не­красова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, 3. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина. Праздник новогодний (8 ч.): произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара, С. Михалкова. Произведения о животных (О братьях наших меньших) (14 ч.): произведения фольк­лора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм. Зарубежные сказки (10 ч.): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р. Кип­линга. Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я) (13 ч.): произведения фольклора, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина. Весна, весна красная... (23 ч.): произведения фольклора, произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима. Волшебные сказки (Там чудеса...) (7 ч.): русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро. Резерв1 (9 ч.). Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Соз­дание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реак­ция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего от­ношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произве­дения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравст­венных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения. Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и со­ставление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения. Круг чтения Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, .скоро­говорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, про­изведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворе­ния, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины. Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о вре­мени написания произведения. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольк­лор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, бы­лина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, на­звание произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продол­жения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных ска­зок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уро­ков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр. Чтение: работа с информацией Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Планируемые результаты освоения предмета Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение» У второклассника продолжится:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду­ховным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение» У второклассника продолжится:
  1. овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника­ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по­знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избира­тельности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказы­вание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сто­рон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение» У второклассника продолжится:
  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со­хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нрав­ственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на­учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться спра­вочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения предмета «Литературное чтение» является осмысление и учащимися системы ценностей. • Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). • Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. • Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. • Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, • близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. • Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. • Ценность гражданственности и патриотизма - чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции: социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого уче­ника требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей); воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовле­чение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы); образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осоз­нает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить); эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полу­ченный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную моти­вацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше). Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников ре­шать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолже­ния образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интер­претируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безус­ловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ве­дётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежу­точного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итого­вая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второ­классниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, со­ставляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарас­тающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней форми­руемых учебных действий. Это: комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки); литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности); тесты по изученному произведению, теме, разделу; тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и за­даниями на понимание прочитанного; диагностические задания и тесты для проверки сформированное™ учебной и чита­тельской деятельности; тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каж­дого полугодия); комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия); итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ); контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого полу­годия во 2 классе). Начиная со второго полугодия во 2 классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу». Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной): «5» - ученик набрал 9-10 баллов; «4» - ученик набрал 7-8 баллов; «3» - ученик набрал 5-6 баллов; «2» - ученик набрал менее 5 баллов. Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответ­ствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соот­ветствуют второму и третьему уровням подготовки. Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сум­ме верных ответов: «5» - если все задания выполнены верно; «4» - если выполнено не менее 1/4 всех заданий; «3» - если выполнено не менее 1/2 всех заданий; «2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий. Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:

  • Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые со­провождают тексты произведений в учебниках.
  • Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультур­ные понятия.
  • Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, име­на героев произведений.
Количество слов во 2 классе - 5-10. Проверка диктантов проводится учащимися само­стоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки: «5» - если в работе нет ошибок; «4» - если в работе одна ошибка; «3» - если в работе две ошибки; «2» - если в работе более двух ошибок. Во 2 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочета­ниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту). Вре­мя проверки не менее трех минут. О замере времени учащимся не сообщается. Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые сло­ва, темп чтения не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зави­симости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Отметка «4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при по­мощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок. Отметка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в ми­нуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя. Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3». «Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения. Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте. Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, вырази­тельного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста). Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания. Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осущест­вляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каж­дым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов). Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений. Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст. Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фрон­тально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали. Второклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. Во втором классе - 8-10 стихотворений, 2-3 от­рывка из прозы. Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитан­ный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.

Материально-техническое обеспечение программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных уч­реждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века). Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразователь­ных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века). Литературное чтение: 2 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразо­вательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014. - (На­чальная школа XXI века). Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литера­турные диктанты, тексты доля проверки навыка чтения, диагностические задания : В 2ч. 4.1. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 208с. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с.

2. Печатные пособия Словари:

  • 1.Толковый словарь русского языка автор Ожигов С.И.
  • 2.Справочник ученика начальной школы, Е.А.Арбатова,
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению в цифровом формате. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

3. Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. Мультимедийный проектор Колонки Интерактивная доска Ноутбук Тhink Pad Нетбуки для учащихся Документ-камера Ken-a-vision 7880 Auto Focus Vision Viewer мультимедийный проектор BenQ MX613ST Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» 4. Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Слайды (презентации), соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 5. Игры и игрушки Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. 6. Оборудование класса Ученические столы 2 местные с комплектом стульев. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
1



© 2010-2022