- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Открытие деятельности нервной системы. Занков (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру Открытие деятельности нервной системы. Занков (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева О.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Краткая аннотация к уроку окружающего мира
в системе развивающего обучения Л. В Занкова:
Класс: 4 класс
Предмет: окружающий мир
Тема: «Открытие деятельности нервной системы».
Тип урока: комбинированный.
Цель: продолжить изучение достижений науки в познании человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
− строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
− проводить сравнение и обобщение по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
− принимать учебную задачу соответствующую этапу обучения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
− адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Личностные УУД:
− учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
− установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные УУД:
− адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
− формулировать собственное мнение и позицию;
− договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
− задавать вопросы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о нервной системе; об органах чувств и их роли в жизни человека.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Методы: наблюдение, опыты, поиск информации, сравнение, чтение.
Основные понятия: нервная система, органы чувств.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Ход урока
-
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Актуализация знаний. Кроссворд
3. к
1. у
о
5. я
х
ж
з
о р
2. г
а
4. н
ы
л
о
к
а
с
з
- Прочитайте ключевое слово, которое получилось. - Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (об органах) - Об органах чего? (чувств, органах чувств) - Соотнесите понятия: Глаза Вкус Уши Осязание Кожа Обоняние Язык Зрение Нос Слух - Проверяем хором (язык это орган вкуса, ухи это орган слуха …)
- Почему органы чувств работают слажено, мы узнаем в ходе урока! (проблемный вопрос - записан на доске)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемы
-
Вопрос
В начале урока
В конце урока 1. Ваши уши играют важную роль в том, чтобы держать вас в равновесии.
2. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
3. При помощи языка можно всегда определить вкус пищи.
4. Кожа - это орган дыхания.
5. Глаза дают человеку информации больше чем другие органы
- Применение знаний и умений в новой ситуации
(за доской картинки иллюзии, на учительском столе толковый словарь) - Рассмотрите рисунки. - Что на них изображено? - Эти рисунки вызывают у нас зрительные иллюзии. - Сейчас, ХХХ, прочитает нам определение этого слова в толковом словаре. ИЛЛЮЗИИ - обман чувств, нечто кажущееся, (болезненное состояние - ошибочное восприятие предметов, явлений) - Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. - Дадим нашим глазам отдохнуть, проведём физкультминутку для глаз.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Нарисуйте глазами восьмёрку. Сильно зажмурьтесь. Открываете глаза.)
2.Орган слуха. Игра «Угадай голос». - Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Угадай голос». - ХХХ, пройди к доске. - Повернись спиной к классу. Тот кого я попрошу, будет громко и чётко произносить имя «ХХХ». Твоя задача угадать, кто говорит. (игра повторяется 2-3 раза)
- Что помогало ведущим угадывать? (слух) - Какой вывод мы можем сделать? (с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.) 2.1 Орган равновесия. - Учёные выделяют ещё один орган чувств. Иногда его называют скрытым. - О нём вы прочитаете в учебнике. - Откройте 26 (двадцать шестую) страницу. - Прочитайте дополнительный материал.
- О каком органе чувств вы прочитали? (орган равновесия) - Что о нём узнали? (что он даёт нам возможность не падать, сообщает о малейших отклонениях тела, иногда может подвести и вызвать головокружение, его можно тренировать) - К какому органу чувств мы его отнесём? (органу слуха) - Почему? (находится во внутреннем ухе) - Нервные окончания, через ухо, передают звуковые сигналы мозгу. Поэтому мы слышим и можем сохранять равновесие. - Давайте проверим ваш вестибулярный аппарат. - Встаньте. Положите руку на пояс, поднимите одну, согнутую в колене, ногу к коленному суставу второй, опорной ноги. В таком положении, с закрытыми глазами, нужно продержаться 16 секунд. - Закройте глаза. Начали. (на доске рисунок А3)
- Вот видите, не все смогли удержаться. Поэтому вестибулярный аппарат нужно тренировать. - С некоторыми упражнениями я вас познакомлю.
ФИЗМИНУТКА 1 упражнение. Пятки вместе, руки опущены вдоль туловища. Наклоны головы вверх и вниз, из стороны в сторону, круговые движения головой. 2 упражнение. Пятка правой ноги прижата к носку левой ноги. Руки в стороны. Поочерёдные наклоны в правую и левую стороны по 5-6 раз.
3. Орган обоняния.
- Следующее задание.
- К доске выйдут ХХХ и ХХХ. - Закроете глаза и попробуйте, определите, что это? (Апельсин, кофе, чеснок) - Как узнали? - Какой орган чувств помогает почувствовать запах? - Когда ты делаешь вдох, на нервных окончаниях носа собираются частицы, образующие запах. Они посылают сообщения в мозг. 4.Орган вкуса (На столе пробирки с солёной и сладкой водой) - Следующее задание. - ХХХ, ХХХ подойдите ко мне. - У меня на столе две пробирки с солёной и сладкой водой. - Посмотрите и определите, в какой вода солёная? - Понюхайте. Что вы почувствовали? (ничего) - Что нужно сделать? (попробовать) - Нервные окончания языка, которые передают сигналы мозгу, отвечают за восприятие вкуса. (картина языка) - Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое - боками, а горькое - корнем.
5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?» - Поиграем в игру «Узнай, что это?» - Выходите ХХХ и ХХХ. - Сначала этим предметом дотронься до руки, на которую надета рукавичка, затем к другой руке. (бутылка с замороженной водой, расчёска, пёрышко) (каждый раз спрашиваем об ощущениях учащегося с закрытыми глазами) - Что чувствуешь рукой в рукавичке? А сейчас? - Что помогает определить, какой это предмет? - Какой вывод мы сделаем? (с помощью кожного покрова мы можем определить свойства предметов: температуру, поверхность) - Нервные окончания при прикосновении к коже мгновенно «докладывают» об этом мозгу. Одни нервные окончания отвечают за холодное, другие за острое и т.д.
Поиск информации (книжная выставка) - Сейчас мы поработаем с информацией, которую я подобрала из этих книг. - Внимательно посмотрите. - Прочитаете мне информацию о слухе. - О зрении нам прочитает ХХХ.
- Вернёмся к нашей игре «Верю - не верю». - Возьмите игровую карточку и в графе «конец урока» поставьте знаки «+» или «-», исходя уже из полученных знаний. - Так какое утверждение не верно? Ударение на е - Правильно. Всё остальные утверждения - верны.
- Обобщение и систематизация знаний
- Надо беречь свои органы чувств, т.к при потере большинства органов чувств внешняя информация не отправляется в мозг, не поступают никакие приказы, поэтому человек всё время спит. - Мы понаблюдали, провели небольшие опыты, результатами которых будут памятки по сохранению органов чувств.
- Откройте конверты, которые лежат на ваших столах. Выберите и правильно разместите информацию на ваш буклет. (пять столов - 5 органов чувств. Картинки и правила ухода за глазами, ушами, носом, кожей, языком на двухстороннем скотче)
- Кто закончил, закрепите вашу памятку на доску. - Эти буклеты останутся в вашем уголке здоровья, и вы сможете подробно с ними ознакомиться.
- Учитывая конечный результат, который все видят. Я ставлю всем вам за урок пятёрки.
Рефлексия - Так о каком открытии IХ-ХХ веков мы говорили на уроке? (об открытии деятельности нервной системы) - Где вам может пригодиться информация, полученная на уроке?
- Встаньте, на правую ладонь, мысленно, кладите знания, с которыми пришли на урок, на левую - те, что получили на уроке. По моей команде ладошки соединим в хлопке. Наши знания объединились. Скажем хором «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке. Домашнее задание Учебник стр. 24-26. Прочитать параграф.
?
Можно вызвать угадывать 2 - 3 детей? Кого угадал, тот выходит?