УМК «Начальная школа XXI века» Урок русского языка в 3-в классе Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка в 3-в классе

Учитель: Латникова Е.Н.

Блок: Как устроен наш язык.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Характеристика деятельности учащихся:

  • формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных

  • побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов

Задачи:- активизировать ранее изученную лексику

- употреблять имена существительные в нужных падежах, в постановке вопроса

- определять грамматические признаки имени существительного

- учить работать в учебном диалоге

- работать над грамотной развернутой речи

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, запись композиции П.И Чайковского «Времена года. Зима.», карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока: 1. Организация начала урока.

Тренинг-настрой: Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки!

Теперь тихонько сядем

-Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнём,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведём.

Руку левую на стол,

Сверху правую кладём.

2. Постановка цели урока.Слайд1

- Сейчас вы услышите музыкальную композицию известного композитора П.И Чайковского «Времена года. Зима». Какие картины зимней природы вы смогли «увидеть» во время слушания музыки?

- На протяжении всего урока нас будет сопровождать зимняя тематика. Но основной учебный материал будет связан с частью речи. Определите, с какой:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

Слайд2

- Правильно, сегодня на уроке мы будем продолжать говорить об имени существительном. И повторим основные признаки одушевленных и неодушевленных имен существительных.

3. Подготовка к усвоению материала. Что вы знаете о имени существительном?
Имена существительные относятся к одному из трёх родов (мужскому, женскому или среднему) и изменяются по числам и падежам. Имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего является подлежащим или дополнением.
Игра «Продолжи фразу».- слайд 3

  • Имя существительное обозначает …
  • Имена существительные отвечают на вопросы … и …
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

-Какие показатели одушевлённости и неодушевлённости вы знаете слайд4 -Давайте вспомним алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. определяю, обозначает живой или неживой предмет Игра «Найди лишнее…»слайд5 -Ребята, посмотрите перед вами слова, поиграем в игру найди лишнее.
4. Формирование способов практических действий. Минутка чистописания. - А сейчас откройте тетради:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

-Отгадайте, какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания: -Зябко зайчику зимой По земле поземка, Заскользил по льду косой от лисы и волка. -Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения? -Охарактеризуйте звук [з]. Письмо: Зз Слайд6 зима заяц земля - Что объединяет эти слова? - Выберите «лишнее» слово, подчеркните его зелёным карандашом. Объясните свой выбор. Словарная работа.

- Посмотрите, что объединяет все эти слова? песок девочка ягода кастрюля воробей мама картофель дождь щука багаж бабочка -Какие недавно изученные слова вам встретились? (словарные слова) -Посмотрите внимательно на доску, запомните их. А теперь по памяти мы их с вами напишем. (2 человека у доски: один пишет, второй консультант, проверяем) - Назовите данные слова одним словом.(имена существительные, одушевленные, неодушевлённые) Распределите данные слова в 2 столбика.
- Вспомните уроки окружающего мира и скажите, какие изменения происходят в жизни леса зимой? Орфографическая минутка. - слайд 7 З.ма Сн.жок (работа по вариантам, 2 учащихся у доски) хол.д в.терок сн.говик л.док - Какое правило нужно применить, чтобы выполнить задание? -Поменяйтесь тетрадями, проверяйте работу соседа. Оцените работу соседа при помощи сигнальных карточек. - Определите: одушевленные или неодушевленные имена существительные?

- Сегодня мы продолжаем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила для вас задания, которые помогут совершенствовать ваши умения.

Работа по учебнику. (самостоятельная работа)

-Ребята откройте учебник на стр.61, из упр1 выпишите самостоятельно все неодушевлённые имена существительные

-Встаньте те у кого получилось5 имён существительных. Докажите свой выбор.


  • В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в парах. Слайд8

Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.


  • Какие у вас затруднения, вызвало это задание (у некоторых слов два лексических значения)- Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по рядам.

1 ряд - мышка - одушевленное

2 ряд - мышка - неодушевленное

3 ряд - гусеница - одушевленное

4 ряд - гусеница - неодушевленное

5 ряд - роза - одушевленное

6 ряд - роза - неодушевленное

- Проверим несколько предложений (сначала - взаимопроверка, а потом - вместе).

- Оцените свою работу в паре. Перед вами лежат сигнальные карточки, покажите как работала ваша пара, а ваша?

Физкультминутка: Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто и что?

Отвечать оно должно.

На вопрос кто?- хлопок

На вопрос что?- присесть и встать.

-Люстра, мальчик, гром, карась, окно, жираф, мама, книга.

Зрительный диктант. - Слайд 9 (письмо по памяти) Трещат морозы. Снег укутал деревья. Медведь спит в берлоге. - Найти в предложении имена существительные. Определить склонение, род, одушевленные и неодушевленные. -Запишите по памяти любое предложение. (Взаимопроверка, сигнальными карточками оценивают друг друга)
Работа по карточкам: Определить, одушевленные и неодушевленные. Слайд10 - Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам

Карточка №1


Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные: Берег, горох, снеговик, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2


Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные: Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Во дворе стоит снеговик На ветке нахохлился воробышек.
Давайте проверим. Слайд11 Оцените свою работу. Какое слово вам встретилось, которое вызвало затруднение на прошлом уроке? (снеговик) -Какое это имя сущ.? (одушевлённое)- Почему? Называют неживые предметы, но склоняются как одушевл. имена сущ., при склонении во множественном числе у них совпадают родительный и винительный падежи) Гимнастика для глаз «Снеговик» -Давайте при помощи наших глазок слепим снеговика
Работа в группах - Перед вами картина о зиме.(слайд 12) Ваша задача выбрать одушевленные и неодушевленные имена существительные. (по окончании работы группы зачитывают свои варианты)


Домашнее задание: с.63 упр.4 слад 13 Итог урока. Ребята, К какому выводу мы придём исходя из нашего урока? Рефлексия. - При помощи сигнальных карточек оцените свою работу на уроке Слайд14 -Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим. -Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь. - Я считаю, что было трудно на уроке. -А теперь покажите своё настроение. Ребята, мне очень понравилось как вы работали и хочу подарить на память сову. Скажите пожалуйста, почему именно сову?

- Сова - символ мудрости и знаний

- А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда в нем самом!

























© 2010-2022