- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру для 1 класса «Кто такие птицы»
Урок по окружающему миру для 1 класса «Кто такие птицы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тумакова Е.А. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
[Введите текст]
МКОУ «Волчихинская средняя школа №1» учитель начальных классов Тумакова Елена Александровна
Автор урока Тумакова Елена Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Волчихинская СШ № 1»
УМК: «Школа России»
Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Кто такие птицы?
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи:
Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока: 35 мин.
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Оборудование урока: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?», картинки-пазлы птиц,
Конспект урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Примечание
I. Организационный этап. Мотивация.
Цель - проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, эмоционально настраивает на урок.
-Поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошего настроения на весь учебный день.
- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Приветствие учителя и гостей.
.
Установление эмоционального контакта.
1 мин.
II. Этап повторения изученного.
Цель - выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы».
-Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками рыб являются…
-Кто придумал загадку о рыбах и сделал рисунок?
Молодцы.
… рыб.
… акула, окунь, сом...
… чешуя, дышат с помощью жабр...
Загадывают загадки, делают выставку из рисунков, защищают проект
Умение отвечать на поставленные вопросы.
Умение оформлять мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
3мин.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель - активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
- Ребята, Муравьишка Вопросик прислал письмо: «Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного. Предлагаю вам познакомиться с моими друзьями».
- Отправляемся в лес.
- Как Вы думаете, какие друзья Муавьишки могут жить в лесу?
- Кого вы слышали в лесу?
- Пообщайтесь в парах и сформулируйте тему урока.
- Тема урока: «Кто такие птицы?»
.
Высказывания детей
Голоса птиц
. Умение слушать и понимать речь других.
звучит музыка «Пение птиц»
работа в парах
2 мин
IV. Этап актуализации знаний.
Цель - выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.
-Что вы о них знаете?
- Поставьте учебную задачу на урок. Что вы хотели бы узнать о птицах?
- Мы узнаем, кто такие птицы; особенности строения тела птиц; чем питаются; пользу или вред приносят птицы; есть ли у них враги.
- Какие умения будем отрабатывать?.
- В течение урока мы будем контролировать правильность наших ответов и оценивать свои знания, работу групп.
Дети называют признаки птиц.
наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
1-2 мин.
V. Этап изучения новых знаний..
Цель - сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.
- Рассмотрите картинки, определите птиц.
- По каким признакам вы определили, что это птицы?
- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
Откройте учебник на с. 24. Проверим правильность нашего вывода.
.Перья:
Для чего птицам перья? Обсудите в паре свои предположения.
Обобщение: Перья крепятся одним концом глубоко к коже, другим плотно прилегают друг к другу. Они предохраняют тело птиц от намокания и переохлаждения. Для полета перья имеют первостепенное значение.
- Рассмотрите оперение разных птиц. От чего зависит окраска перьев?
Молодцы, вы справились с заданием
Крылья:
- У птиц 2 крыла. Все ли птицы летают? Послушайте сказку про страуса.
Сказку читает учитель :
Жил-был Страус, который очень боялся Опасности.
Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза, и быстро прятал голову в песок.
Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше.
Но однажды ему повстречался другой Страус.
- Послушай, друг, - спросил тот, - а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит.
- А ведь верно, - подумал наш герой и стал бегать от Опасности.
- Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков! - однажды остановившись, подумал Страус.
Но прошло еще немного времени, и Страус встретил Орла.
- Послушай, птица, почему ты все время бегаешь? - спросил тот. - У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя.
- Страусы не летают, - с сожалением ответил наш герой.
- Но у тебя есть крылья, - повторил Орел, - значит, ты можешь летать! Только попробуй. Посмотри, как я это делаю.
И Орел поднялся в высокое голубое небо.
- Ух, ты! - восторженно воскликнул Страус и тоже сделал робкую попытку взлететь. Но крылья его не послушались.
- Ну вот, я так и знал, - грустно сказал он и продолжил убегать от Опасности.
- Почему страусы не летают?
- Пингвин, птица, которая тоже не летает, зато хорошо плавает.
- Почему страус и пингвин - птицы?
Ноги:
- У птиц разные ноги.
- Посмотрите, от чего это зависит?
Игра «Где чьи ноги?»
- Контролируем правильность выполнения задания.
Физминутка.
«Птица - не птица»
- Если назову птицу - руки поднимаем вверх, не птица - приседаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Мухи и стрижи, аисты, ерши,
Комары, кукушки, совы и ватрушки.
Клюв:
- Рассмотрите клювы у птиц, сравните. Какой вывод сделаете?
- Почему клювы разные? От чего это зависит?
- Чем в основном питаются птицы?
-Синица за день съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Вред или пользу приносят птицы?
- Кто основной враг птицам?
С приходом зимы птицы нуждаются в помощи человека.
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает?
Как вы можете помочь птицам?
Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.
Появление птиц:
Как появляются птицы?
- Мы рассмотрели все особенности птиц.
выделение особенностей внешнего вида
Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.
Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.
Высказывают предположения
- от места обитания
Продолжают читать сказку хорошо подготовленные ученики
Слушают сказку, анализируют
- тело покрыто перьями
Высказывают предположения.
Сравнивают, делают вывод
-От среды обитания
Контроль действий
- От того, какой пищей питается птица
- насекомыми, семенами растений…
.
Дети высказывают свои мысли.
Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …
- Птенцы появляются из яиц.
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.
Выявление существенных признаков.
Сопоставление фактов.
Сравнивают, обобщают, делают вывод
Сравнивают, обобщают, делают вывод
Умение нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Сравнивают, обобщают, делают вывод
Слайд 1
Схемы:
Работа в паре
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
игра
Слайд 5
Слайд 6
15 мин
VI. Этап контроля и самоконтроля.
Цель - проверить усвоение материала.
Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)
Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).
Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?
- В группах составьте пазлы птиц и определите их название.
Работают в тестовых тетрадях.(Кто такие птицы?)
Взаимопроверка.
Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.
Достают из конверта фото-пазлы птиц, составляют, определяют названия.
Сопоставляют фото и картинку на экране
Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Контроль
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
работа в группах
Слайд 7,8,9,10,11.
6 мин.
VII. Этап подведения итогов занятия
Цель - подведение итогов, формулирование вывода.
. С какой группой животных мы познакомились сегодня?
Какая отличительная особенность у этих животных?
Где нам пригодятся знания, полученные на уроке?
Птицы.
Есть перья.
Синтез как составление целого из частей.
5 мин.
VIII. Этап рефлексии.
Цель - вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
Оцените свою работу на уроке,
работу вашей группы.
Покажите смайликом, понравился ли вам урок?
Работа детей со смайликами самооценки.
Осознание качества и уровня усвоения.
умение соотносить цели и результаты собственной деятельности
1 мин.