Рабочая программа курса Экономика - первые шаги

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Аннинский муниципальный район

Воронежская область


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
протокол № от « » августа 2014 г.

Утверждена педагогическим советом

школы

протокол № от « » августа 2014 г.

«Утверждаю»_________

Директор школы

Е.В.Азовская

приказ №

от « » августа 2014 г.


Рабочая программа

курса «Экономика - первые шаги»

для 4 - х классов


на 2014 - 2015 учебный год









Составитель: учитель начальных классов

Толстолуцкая Ирина Игоревна




п.г.т.Анна

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Количество недельных часов - 1 Количество часов в год - 34
Уровень рабочей программы - базовый
Классификация рабочей программы - модифицированная

Цели программы: изучение ряда базовых понятий, экономических категорий из которых складывается фундамент будущего изучения экономики.

Задачи программы:

1. С помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
2. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
3. Формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
4. Развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием


Данная программа составлена на основе авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» - Самара: Издательский дом «Федоров» 2009.

Типовая государственная программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 ч в год.







Содержание тем учебного курса
Ценовая политика. Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка. Основные виды и формы торговли. Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и потребитель конечный. Амортизация. Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления. Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник. Налоги. Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление. Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как специальное место, где торгую акциями и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.
Понятие о земельной ренте. Аренда арендаторы, арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков. Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте, квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства. Соотношение собственных затрат и результатов. Развитие производства.

Работа над задачами:
Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид экономического задания.
Текстовая экономическая задача.
Экономическая задача в схематическом изображении.
Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.
Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних.
Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями.
Выбор верного решения из нескольких предложенных.



Основные требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

Экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.

Учащиеся должны уметь:
- за внешними формами видеть суть экономического явления,
- отличать формальную логику от экономической,
- выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор,
- работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять таблицу,
- пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость прибыль = цена).


Результаты изучения курса

Предметные результаты:

- определять источники формирования богатства;

- сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

- различать материальные и нематериальные ценности;

- обосновывать важность меценатства и милосердия;

- объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Личностные результаты:

- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

- осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

- различать виды ресурсов;

Метапредметные результаты:

- обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

- уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.






Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:

Торговля, посредничество, услуги;

- о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ,
- о производителе, о том, кто производит товар,
- о потребителе, о том, кто потребляет товар,
- о собственных затратах,
- о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг,
- о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар,
- о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю,
- о торговле как особом роде деятельности,
- о торговой прибыли,
- о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах),
- о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи,
- о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой,
- о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос,
- об услугах как особой форме коммерческой деятельности,
- о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности.

Аренда
- о собственности и о праве ей распоряжаться,
- об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату.

Банк. Кредит
- о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности,
- о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы.
- о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег,
- о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам.

Производство
- о производстве, как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ,
= о производителе, о собственных затратах производителя,
- о прибыли производителя,
- об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает,
- о материальных затратах,
- о трудовых затратах,
- об увеличении прибыли за счет снижения затрат,
- о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта,
- о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств,
- о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями.

Акционерная форма капитала
- о капитале как о деньгах, приносящих прибыль,
- об акциях, об акционерных компаниях,
- о курсе акций и их номинальной стоимости,
- о контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля,
- о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов.

Экономические циклы
- о монополии и монополиях, их формах и видах,
- о конкуренции на уровне монополий,
- об экономических циклах и их фазах.

Налоги, пошлины, платежи
- о налогах,
- о видах налогов и налоговых поступлениях,
- о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу,
- о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.






















Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема занятий

Дата план

Дата факт

1

Путешествие в сказочный лес Белки и её друзей

2

Этика и мораль предпринимательства

3

Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль

4

Реклама как коммерческая информация.

5

Формы и этические нормы рекламы.

6

Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.

7

Понятие о товаре.

8

Собственные затраты; цена и прибыль.

9

Материальные и трудовые затраты.

10

Контракт как способ юридического оформления сделки.

11

Убытки

12

Расчет

13

Акционерная форма капитала.

14

Слияние капиталов и образование акционерных обществ.

15

Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители.

16

Понятие налога. Виды налогов.

17

Бюджет семьи

18

Источники налогов

19

Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.

20

Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.

21-22

Внутренняя торговля.

23-24

Внешняя торговля

25

Прибыль производителя.

26

Прибыль производителя

27

Урок - игра «В гостях у Пыхти»

28-29

Обобщение изученного

30

Экономическая викторина

31

Игра-соревнование «Экономический калейдоскоп»

32

Экскурсия в банк.

33

Выпускной бал юных экономистов

34

Обобщающее повторение



Литература



Учебное пособие для учащихся:

  1. Т. В. Смирнова "Новые приключения Белки и ее друзей":Учебное пособие для 3-4 классов.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005
  2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Путешествие в компании "Белки и ее друзей".Задачник - рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. 2-3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  3. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007
Методическое пособие для учителя: 1. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 3.Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2013







Подпись учителя:__________________И.И.Толстолуцкая



© 2010-2022