Л. Н. Толстой Акула (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
16.11.15. 3-Б класс Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой «Акула». Цель: -продолжить ознакомление с творчеством Л.Н. Толстого; -обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных в произведении; -формировать прочные навыки беглого, осознанного чтения, прививать любовь к чтению. Предметные задачи урока: - создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели; -создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного; -создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении; - способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов и антонимов в речи; -способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов; - учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам. Метапредметные задачи урока: Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.
Оборудование:
1. Словарь чувств. 2. Авторская выставка книг (произведений Л.Н.Толстого) 3. Карточки - цветовые сигналы. 4. Задания на карточках для работы в группах. 5. Презентация к уроку. 6. Компьютер









Ход урока.

1.Мотивация.

Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать. (представлена на слайде №1 презентации)

-Теперь тихонько сели.

2.Актуализация

Речевая разминка

Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели

Учитель. К какому виду устного народного творчества относятся эти строки?

Дети. Это скороговорка.

Учитель. Прочитаем нашу скороговорку по слогам в медленном темпе.

-Прочитаем громко. - Прочитаем в ускоренном темпе, выделяя слова.

Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова "Осень" (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

3.Самоопределение

-А теперь постарайтесь вспомнить, о чём писал Л. Н. Толстой.

( Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.) (представлена на слайде №2 презентации)

- Вы читали его рассказы в 1-м и 2-м классах. Я хочу проверить ,что вы помните.

- Мы поиграем в игру «Волшебный ящик».

- Из этого ящика на экран будут появляться картинки, а вы будете называть рассказ (слайд 3,4,5,6,7)

- 1-я картинка (кружка и ложка ) «Старый дед и внучек».

- 2-я картинка (буквы ) «Филлипок».

- 3-я картинка (слива ) «Косточка»

- 4-я картинка (котята) «Котенок»

- 5-я картинка (медведи) «Три медведя»

- Молодцы, вы все правильно вспомнили

-Сформулируйте тему урока. С творчеством какого писателя познакомимся? Используйте для этого слайд.

(представлена на слайде №9-11 презентации)

Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»

2) учиться правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его

3) составлять _________ пересказа произведения

4.Формирование темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

(слайд №12 презентации)

Ученик читает информацию о писателе.

Прием «Корзина идей».

-Я хочу проверить что вы знаете об этом писателе. (Учитель вынимает из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю).5 , 22, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна.

5 - В семье Л.Н. Толстого было 5 детей.

22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть.

82 - Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Спорт - писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука - Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Ясная поляна-место жительства Л.Толстого

Прием «Предположение».

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа. (представлена на слайде №13 презентации) (Тема: о животных.)

-Как бы Вы озаглавили? ( Хищные животные, морские животные)

-Что знаете об этих животных?

Информацию об акуле читает ученик

5.Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Учитель. Тема урока Л.Н. Толстой « Акула ». (представлена на слайде №14 презентации) В тексте нам встретятся такие слова: артиллерист, пустыня, ропот, фитиль, хобот, застлал (представлена на слайде №15-20 презентации)

Давайте дадим им объяснение.

Артиллерист - военнослужащий войск с огнестрельным орудием.

Пустыня - большое песчаное незаселенное пространство.

Ропот - неясные, негромкие голоса.

Фитиль - горючий шнурок для воспламенения зарядов.

Хобот - задняя устойчивая часть пушки.

Застлал - закрыл туманом, пеленой.

-Что может произойти в рассказе с таким названием? (Акула убивает человека. Человек убивает акулу.) Давайте же скорее начнем читать и узнаем много интересного.

1.) Чтение рассказа

а) Читаем 1,2 абзаца учителем.

- Где происходит действие?

- Где купались матросы?

б) 3,4 абзац - хорошо читающий ученик

- А где решили купаться мальчики?

- С кем их сравнивает Толстой?

в) 5 абзац - 2 ученик

- Какие чувства были у отца? (Любовался).

г) Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)

- Кто испугался больше всех? (Артиллерист).

- Почему? (Он - отец мальчика).

-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

(Все эти действия могут произойти с человеком, когда он в шоковом состоянии).

Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте. -Посмотрите, как его изобразил художник? (представлен на слайде №27 презентации.) На доске открывается портрет артиллериста. -Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение? На экране появляется характеристика героя:
сильный духом

мудрый

мужественный

опытный

находчивый

решительный

смелый

бывалый

2.) Работа в тетрадях на печатной основе (стр. 40 задание 1)

(записываем в тетрадь слова)

Приём «Дерево предсказаний»

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится текст?

3.Как могут развиваться события?

-Озвучить свои мысли. (Мальчиков спасут, всё будет хорошо, дети погибнут)

д) Дочитайте до конца и узнайте для кого и как закончилась эта история.

3.) Мозговой штурм.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ? (Художественный)

- Что поразило?

- Что хотел показать нам автор этим рассказом?

( Показать переживание отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей)

4.) Физминутка

Вдох глубокий, выдох полный,

Разгулялись в море волны.

Мы с приятелем вдвоём

Через речку поплывём.

Мы плывем с ним стилем брасс.

Здорово! Вот это класс!

6.Закрепление нового материала.

1.) Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

- Где и когда происходили описываемые события?

( У берегов Африки).Какая была погода?

Какую команду услышали матросы?

-Как мальчики оказались в открытом море?

Как они соревновались друг с другом?

Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

-Когда отца охватил страх?

Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? 4. -Когда он стал действовать?

Почему все замерли от страха?

Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Почему он так повёл себя?

Учитель. Какова завязка сюжета?

( Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.) -Как мы озаглавим первый и второй пункт плана? (Остановка корабля. Купание мальчиков.)

Учитель. Как дальше развивались события?

( Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.) -Следующий пункт плана?(Появление акулы.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?

(Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу). -Третий пункт? (Артиллерист стреляет из пушки.)

Учитель. Какова развязка сюжета?

(Точным выстрелом акула была убита, а мальчиков на лодке привезли на корабль) -И последний пункт? (Спасение мальчиков.)

(представлен на слайде №28 презентации.) 1. Остановка корабля.2. Купание мальчиков.3. Появление акулы.4. Артиллерист стреляет из пушки. 5. Спасение мальчиков. Крики радости.

2.) Работа в группах сменного состава.

Первое задание

1 группа.

Найдите синонимы к слову смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

2 группа.

Найдите синонимы к слову веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

3 группа.

Найдите синонимы к слову страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

4 группа.

Найдите синонимы к слову мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

5 группа.

Найдите синонимы к слову решительный

душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

(представлены на слайде №29 презентации.)

Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

7. Рефлексия.

Учитель. Чему мы учились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

Работа со словарём чувств.

-Выберите слова, которые показывают наши чувства при чтении рассказа «Акула»

Словарь чувств


Радости Удивления

Нежности Стыда

Обиды Торжества
Волнения Беспокойства
Тревоги Ужаса
Страха Любви

Какое настроение было у вас на уроке?

От чего зависят наши чувства?

8. Подведение итогов урока. (представлено на слайде №30 презентации.)

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

Зелёный - урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

9.Домашнее задание

1. Пересказать текст,

2 Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду

(представлено на слайде №31 презентации.)

- Спасибо за урок! (представлено на слайде №32 презентации.)



© 2010-2022