- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Литературному чтению
Рабочая программа по Литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ефремова Н.Ю. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
города Новоалтайска Алтайского края»
РЕКОМЕНДОВАНО
Руководитель ППО школы
_____________________
«___»__________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Завуч по УВР МБОУ «СОШ № 10 города Новоалтайска Алтайского края»
Протокол №___от___2014
«___ » ___________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 10 города Новоалтайска Алтайского края»
___________С.П. Бажова
«____ » _________2014
г.
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса по адаптированной образовательной программе «Школа России»
на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы, Л. Ф. Климанова «Литературное чтение», для общеобразовательной школы утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Новоалтайск
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка по примерной программе специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида ( Р. Д. Тригер, Ю. А. Костенкова, С. Г. Шевченко и др.), а тематическое планирование составлено на основе авторской программы В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2011 год, для общеобразовательной школы утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального Компонента Государственного стандарта начального образования.
В программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида распределение часов по темам ориентировочное ( примерное). Тем не менее распределение часов по основным темам совпадает. Учебный курс « Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса - обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, видение ребенка в мир художественной литературы. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей: - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; - воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Результаты изучения курса: Личностные результаты:
- формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста пo аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- Работать с различными видами текстов.
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать/уметь:
знать/понимать
-
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
-
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
-
определять тему и главную мысль произведения;
-
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
-
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
-
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
-
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
-
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
-
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
-
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
-
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
-
самостоятельного чтения книг;
-
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
-
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
-
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе (учебник Л. Ф. Климановой )
№ урока
№ п/п
Тема урока
Всего часов
Планируемые образовательные результаты изучения темы
( формирование УУД)
Виды деятельности обучающихся
Средства обучения на уроке
Дата проведения урока
1 четверть(36ч.)
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) 1 1.1
Знакомство с учебником по литературному чтению
1
Предметные: уметь различать произведения УНТ.
Метапредметные:
Регулятивные. Формирование действий контроля и самоконтроля.
Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества. Фронтальная Учебник
«Летописи, былины, жития» (11 часов) 2 2.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Личностные:
- оценивать ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь
на общечеловеческие ценности;
- признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные
действия.
Предметные: уметь правильно осознанно прочитать произведение
Метапредметные.
Регулятивные: - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного,
освоенного и неизвестного.
Познавательные: -использовать поиск необходимой информации Фронтальная Любимые книги.
3 2.2
Летописи.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».События летописи-основные события Древней Руси.
1 Фронтальная Индивидуальная Учебник
4 2.3
«И вспомнил Олег коня своего» Летопись-источник исторических фактов.
1 Учебно-познавательная
5 2.4
«И вспомнил Олег коня своего» сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1 Индивидуальная Учебник
6 2.5
Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» 1
Поиск и выделение необходимой информации, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Фронтальная Индивидуальная Учебник
7 2.6
«Ильины три поездочки» Сказочный характер былины 1 Фронтальная Индивидуальная Учебник
8 2.7
«Ильины три поездочки» Сравнение поэтического и прозаического текстов.
1 Фронтальная Индивидуальная Учебник
9 2.8
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы 1 Фронтальная Индивидуальная Учебник
10 2.9
«Житие Сергия Радонежского» Детство Варфоломея. 1 Индивидуальная Учебник
11 2.10
«Житие Сергия Радонежского».Юность Ворфоломея. 1 Индивидуальная Учебник
12 2.11
Проект: «Создание календаря исторических событий» .Оценка достижений. 1 Индивидуальная Учебник
Чудесный мир классики (22 часа) 13 3.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные: уметь правильно осознанно прочитать произведение
Личностные:-доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов
решения учебных задач.
Метапредметные.
Познавательные:
- использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, Интернета; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-владеть общим приемом анализа
литературного произведения.
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
- участвовать в учебном диалоге;
-аргументировать свою точку зрения. Индивидуальная Учебник
14 3.2
П.П. Ершов.
Подготовка сообщения о П.П. Ершове
1 Фронтальная Учебник
15 3.3
П.П.Ершов «Конёк-
Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. 1 Фронтальная Учебник
16 3.4
П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» мотивы народной сказки и литературной. 1 Учебно- познавательная Учебник
17 3.5
П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» события литературной сказки. Герои сказки. 1 Фронтальная Учебник
18 3.6
А.С.Пушкин.
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
1
Регулятивные:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
. Фронтальная Загадка, портрет писателя, биография.
20 3.7
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» Интонация стихотворения. 1 Работа в парах Учебник
21 3.8
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки и литературной. 1 Групповая работа Учебник
22 3.9
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои пушкинской сказки. 1
Предметные. Уметь определять тему и главную мысль произведения. Понимать скрытый смысл фраз.
Личностные:
- простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;
- объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность
к самоанализу;
-способен признавать свои плохие
поступки и отвечать за них
Метапредметные.
Регулятивные:
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с, учителем одноклассниками и самостоятельно;
-сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека(учителя, одноклассника, родителей).
Познавательные:
-понимать цель чтения и осмысли-
вать прочитанное;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-строить высказывание в устной
и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
- участвовать в учебном диалоге; -аргументировать свою точку зрения. Фронтальная Учебник
23 3.10
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев сказки, отношение к ним. 1 Индивидуальная Учебник
24 3.11
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана. 1 Групповая Учебник
25 3.12
М.Ю. Лермонтов.
Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове 1
Загадка, портрет писателя, биография.
26 3.13
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» картины природы в стихотворении.
1 Проектная Учебник
27 3.14
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. 1 Предметные. Знать название, содержание изученных произв-й; имена, фамилии авторов. Уметь высказывать свое отношение к содержанию произведения. Уметь декламировать стих-я, находить средства худ. выразительности. Уметь заучивать стих-я с помощью иллюстрации и опорных слов.
Метапредметные.
Познавательные:
- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,
Регулятивные:
- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока Коммуникативные:
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия.
Фронтальная Учебник
28 3.15
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Герои турецкой сказки. 1 Проектная Учебник
29 3.16
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Характеристика героев сказки, отношение к ним. 1 Фронтальная Учебник
30 3.17
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом 1 Коллективно- поисковая Учебник
31 3.18
Л.Н. Толстой «Детство» События рассказа. 1 Фронтальная Загадка, портрет писателя, биография.
32 3.19
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» Особенности басни. Главная мысль. 1 Фронтальная Учебник
33 3.20
А.П. Чехов.
Подготовка сообщения о А.П. Чехове
1 Фронтальная Учебник
34 3.21
А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.
1 Фронтальная Учебник
35 3.22
А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.
1 Фронтальная Учебник
36
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений.
1 Парная
Поэтическая тетрадь (12 часов) 37 4.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные. Уметь декламировать стих-я, находить средства худ. выразительности. Уметь последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Уметь понимать содержание текста.
Личностные.
Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.
Метапредметные:
Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),
Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Фронтальная Учебник
38 4.2 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» 1 Парная Загадка, портрет писателя, биография.
39 4.3 А.А. Фет. «Весенний дождь» Картины природы в лирическом стихотворении.
Фронтальная Учебник
40 4.4
А.А. Фет. «Бабочка» Ритм стихотворения. 1 Фронтальная Учебник
41 4.5
Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..» 1 Фронтальная Учебник
42 4.6
Е.А. Баратынский
«Где сладкий шепот...» Передача настроения и чувства в стихотворении. 1 Групповая Учебник
43 4.7
А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения. 1 Фронтальная Учебник
44 4.8
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Изменение картин природы в стихотворении. 1 Фронтальная Учебник
45 4.9
Н.А. Некрасов «Школьник» Выразительное чтение. 1 Групповая Учебник
46 4.10
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» 1 Коллективно-поисковая Учебник
47 4.11
И.А. Бунин «Листопад». Сравнения, эпитеты.
1 Фронтальная Портрет писателя.
48 4.12
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
Фронтальная
Литературные сказки (16 часов) 49 5.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Личностные:
- оценивать ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь
на общечеловеческие ценности;
- признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные
действия.
Предметные: уметь правильно осознанно прочитать произведение
Метапредметные.
Регулятивные: - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного,
освоенного и неизвестного.
Познавательные: - использовать поиск необходимой информации
Поиск и выделение необходимой информации, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Фронтальная Учебник
50 5.2
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности данного литературного жанра. 1 Парная Учебник
51 5.3
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои литературной сказки. 1 Фронтальная Учебник
52 5.4
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Деление текста на части. 1 Фронтальная Учебник
53 5.5
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. 1 Фронтальная Учебник
54 5.6
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герои литературного текста. 1 Фронтальная Учебник
55 5.7
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Главная мысль произведения. 1 Фронтальная Учебник
56 5.8
П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте. 1 Познавательная Учебник
57 5.9
П.П. Бажов «Серебряное копытце» Заглавие. 1 Парная Учебник
58 5.10
П.П. Бажов «Серебряное копытце» Герои художественного произведения. 1 Групповая Учебник
59 5.11
П.П. Бажов «Серебряное копытце» Авторское отношение к героям произведения. 1
Учебник
60 5.12
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» Мотивы народных сказок в литературном тексте.
Учебник
61 5.13
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» Заглавие. Герои художественного текста. 1 Фронтальная Учебник
62 5.14
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» .Деление текста на части. Составление плана. 1 Фронтальная Учебник
63 5.15
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек». .Выборочный пересказ. 1 Фронтальная Индивидуальная Учебник
64 5.16
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. 1 Индивидуальная Учебник
Делу время - потехе час (9 часов) 65 6.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные. Уметь декламировать стих-я, находить средства худ .выразительности. Уметь задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них. Понимать основное содержание изученных лит.произведений.
Личностные. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Метапредметные:
Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия. Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фронтальная Учебник
66 6.2
Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения. 1 Фронтальная Загадка, портрет писателя, биография.
67 6.3
Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» Инсценирование произведения. 1 Фронтальная
68 6.4
В.Ю. Драгунский
«Главные реки» 1 Фронтальная Загадка, портрет писателя, биография.
69 6.5
В.Ю. Драгунский
«Главные реки» Особенности юмористического текста. 1 Групповая
70 6.6
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Пересказ текста от лица героев. 1 Парная
71 6.7
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» .Авторское отношение к изображаемому. 1 Индивидуальная
72 6.8
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Смысл заголовка. 1 Индивидуальная Загадка, портрет писателя, биография.
73 6.9
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Оценка достижений. 1
Страна детства (8 часов) 74 7.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1 Предметные. Уметь декламировать стих-я, находить средства худ. выразительности. Уметь составлять
монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения. Уметь безошибочно читать незнакомый текст
Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Метапредметные:
Познавательные
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. Регулятивные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Коммуникативные Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности. Фронтальная Учебник
75 7.2
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Особенности развития сюжета. 1 Фронтальная Загадка, портрет писателя, биография.
76 7.2
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Герой произведения. 1 Парная Учебник
77 7.3
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» 1 Групповая Учебник
78 7.4
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» Особенности развития событий. 1 Групповая Фронтальная Учебник
79 7.5
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» Герои произведения. 1 Фронтальная Учебник
80 7.6
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения. 1 Фронтальная Учебник
81 7.7
М.М. Зощенко «Елка» .Герои произведения. Пересказ.
1 Групповая Учебник
82 7.8
Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений.
1 Фронтальная Загадка, доп. сведения о слоне, портрет писателя, биография, скороговорка, пословицы и поговорки,
Поэтическая тетрадь (5 часов)
83 8.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1 Предметные. Уметь декламировать стих-я, находить средства худ. выразительности. Уметь составлять
монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения. Уметь безошибочно читать незнакомый текст. Уметь давать оценку прочитанному произведению.
Личностные Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. Метапредметные: Регулятивные Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. Фронтальная Учебник
84 8.2
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Тема стихотворений. 1 Фронтальная Скороговорка, биография поэта, загадки.
85 8.3
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Развитие чувства в лирическом произведении. 1 Фронтальная Скороговорка, биография поэта, загадки.
86 8.4
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» ,»Наши царства»» Тема детства в произведениях Цветаевой. 1 Фронтальная Учебник
87 8.5
Оценка достижений. 1 Фронтальная Пословица, портрет и биография поэта.
Индивидуальная Карточки с заданиями.
Природа и мы (12 часов) 88 9.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные. Уметь создавать небольшой текст на заданную тему. Уметь безошибочно читать незнакомый текст. Уметь давать оценку прочитанному произведению.
Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Метапредметные:
Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре Коммуникативные
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Фронтальная Учебник.
89 9.2
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Анализ заголовка. 1 Фронтальная Кроссворд, портрет и биография писателя.
90 9.3
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» подготовка выборочного пересказа. 1 Фронтальная Учебник.
91 9.4
А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» Герои произведения о животных. 1 Индивидуальная Учебник.
92 9.5.
А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» Поступок как характеристика героя произведения. 1 Групповая Скороговорка, пословицы и поговорки, биография писателя
93 9.6
М.М. Пришвин «Выскочка» Герои произведения. 1 Коллективно- поисковая Скороговорка, пословицы и поговорки, биография писателя
94 9.7
М.М. Пришвин «Выскочка» Характеристика героя на основе поступка. 1 Фронтальная Выставка книг писателя, портрет и биография, пословицы и поговорки.
95 9.8
Е.И. Чарушин «Кабан» Характеристика героя на основе поступка 1 Индивидуальная Выставка книг писателя, портрет и биография, пословицы и поговорки.
96 9.9
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герои рассказа. 1 Фронтальная Устойчивые сочетания, выставка книг, портрет и биография писателя.
97 9.10
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части. 1 Индивидуальная Учебник.
98 9.11
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Выборочный пересказ.
1 Фронтальная Учебник.
99 9.12
Проект «Природа и мы» Оценка достижений. 1 Фронтальная Пословицы, рассказ о глухаре, портрет и биография писателя.
Поэтическая тетрадь (8 часов) 100 10.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1 Предметные. Уметь декламировать стих-я, находить средства худ. Выразительности. Уметь составлять
монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения.
Личностные
Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил.
Метапредметные:
Познавательные
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Регулятивные
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Коммуникативные Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы. Фронтальная Учебник
101 10.2
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» Картины осени в лирическом произведении. 1 Фронтальная Кроссворд, выставка книг С. Я. Маршака, портрет и биография.
102 10.3
С.А. Клычков «Весна в лесу» 1 Фронтальная Учебник.
103 10.4
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Картины весны и лета. 1 Индивидуальная Учебник.
104 10.5
Н.М. Рубцов «Сентябрь» Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. 1 Парная
105 10.6
С.А. Есенин «Лебедушка» Мотивы народного творчества в авторском произведении. 1 Фронтальная Портрет и биография поэта.
106 10.7
С.А. Есенин «Лебедушка».
1 Проектная Конкурсные задания.
107 10.8
Путешествие в мир поэзии .Оценка достижений. 1
Учебник.
Родина (8 часов) 108 11.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные. Понимать содержание текста. Уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Личностные
Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки.
Метапредметные:
Познавательные
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно, наизусть).
Фронтальная Учебник.
109 11.2
И.С. Никитин
«Русь» Образ Родины в поэтическом стихотворении. 1 Фронтальная Учебник.
110 11.3
И.С. Никитин
«Русь» Ритм стихотворения. 1 Групповая Учебник.
111 11.4
С.Д. Дрожжин
«Родине» Авторское отношение к изображаемому. 1 Фронтальная Учебник.
112 11.5
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Тема стихотворения.
1 Фронтальная Скороговорки, биография писателя.
113 11.6
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» 1 Парная Скороговорки, биография писателя.
114 11.7
Проект: «Они защищали Родину» 1 Фронтальная Иллюстрации.
115 11.8
Оценка достижений 1 Фронтальная Иллюстрации.
Страна Фантазия (7 часов) 116 12.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные. Осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения лит.произведений.
Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Метапредметные: Познавательные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Коммуникативные Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы. Фронтальная Учебник
117 12.2
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Особенности фантастического жанра. 1 Фронтальная Журналы
118 12.3
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Необычные герои фантастического рассказа. 1 Фронтальная Учебник.
119 12.4
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» 1 Фронтальная Индивидуальная Учебник.
120 12.5
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра. 1 Индивидуальная Учебник.
121 12.6
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» сравнение героев фантастических рассказов. 1 Фронтальная Индивидуальная Учебник.
122 12.7
Оценка достижений. 1 Фронтальная
Зарубежная литература (15часов) 123 13.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1
Предметные. Уметь определять тему и главную мысль произведения. Понимать скрытый смысл фраз.
Личностные
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Метапредметные:
Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока. Фронтальная Учебник
124 13.2
Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. 1 Фронтальная Учебник.
125 13.3
Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» герои приключенческой литературы. 1 Фронтальная Учебник.
126 13.4
Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» Особенности их характеров. 1 Индивидуальная Учебник.
127 13.5
Г.Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка. 1 Фронтальная Учебник.
128 13.6
Г.Х. Андерсен «Русалочка» Рассказ о Русалочке.Пересказ. 1 Индивидуальная Учебник.
129 13.7
Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 Групповая Учебник.
130 13.8
Г.Х. Андерсен «Русалочка» 1 Индивидуальная Конкурсные задания.
131 13.9
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сравнение героев, их поступков. 1
Фронтальная Учебник.
132 13.10
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Особенности повествования. 1
Фронтальная Учебник.
133 13.11
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы. 1
Индивидуальная Учебник.
134 13.12
С. Лагерлеф «Святая ночь» 1
Фронтальная Учебник.
135 13.13.13.14
С. Лагерлеф «Святая ночь» «В Назарете» 1
Индивидуальная Учебник.
136 13.15
Оценка достижений 1
Групповая Учебник.
137 13.16
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
1
131
Перечень учебно - методического обеспечения
Книгопечатная продукция:
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
- Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.
- Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
- Классная доска.
- Компьютер.
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Список литературы
Учебный комплект Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. М.: «Просвещение», 2009 г.
Рабочая тетрадь. Чтение. 4 класс. Климанова Л.Ф., М.: «Просвещение», 2011 г.
Методическое обеспечение Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., М.: «Просвещение», 2010 г. Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 4 класс. Москва. «Просвещение», 2009г.
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс», Москва «ВАКО», 2007 год; О.В. Узорова «Тесты по литературному чтению. 4 класс. - М.: Астрель: АСТ, 2008год. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., М.: «Просвещение», 2010 г. Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н.Крылова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.