Статья Как научить ребёнка писать грамотно

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как научить ребенка писать грамотно.

Одна из низких причин грамотности учащихся (а отсюда -и многих взрослых) -в нацеленности обучения на знание правил , а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает , что знание и умение их применять в практической деятельности- это далеко не одно и то же. «Понятие, правило не переходит сразу из головы учителя в голову ученика», - писал в свое время В.П. Шереметевский . Иногда навык отрабатывается путем проб и ошибок , но при этом ученики не получают ясного представления о том , какие операции и в какой последовательности должны быть произведены при применении орфографического правила . Значит , центр тяжести должен быть перемещен с усвоения , Заучивания правил в плоскость их применения. Ученику нужно знать , как воспользоваться правилом , и учитель должен дать ему ориентир , рекомендации , инструкции по применению правила . Иногда это опорная схема , приемы-секреты , а чаще всего-алгоритм.
Особого внимания заслуживает также проблема , связанная с овладением школьниками способами действия , обеспечивающими осознанное применение изученных орфограмм.
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: « Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять , школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали , что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально,-70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав собственный опыт , а также работы известных методистов , я пришла к некоторым выводам:
- работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;

-ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;

-орфографические правила вводить выполнением нужных упражнений , а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками;

-развивать фонематический слух;

- обучать правильному списыванию текста;

- прививать интерес к чтению;

-интегрировать уроки русского языка и чтения;

-развивать словарный запас детей.

Ребенку , пришедшему в 1 класс , очень трудно разобраться в написании слов и многом другом , так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то , что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.
Первый этап.
Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие ,где написание не расходится с произношением. Например : рыба . парта, куст ,Нина ,Ната ,и т. д.
Второй этап.
Ввод слов , где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного-«опасного места» в слове. Безударный произносится слабее , тише ударного, слышится неясно. (Трава , доска , занесло , травяной)
Третий этап.
Отработка навыка правописания безударной гласной. Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных гласных, но я думаю , что лучше их писать карандашом или подчеркивать.(Моросил, задремали , осенний ,на спине и т.д.)
Четвертый этап.
Отработка умения проверять безударную гласную . Дети знакомятся с орфограммой , когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв.(Г(о/а)ра, с(о/а)ва, с(о/а)сна, тр(о/а)па,гр(о/а)за)
Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.
Пятый этап.
Восприятие орфограммы на слух.
Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.

Во 2,3,4 классах проводится отработка навыка проверки слов. Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом : знакомлю детей с правилом и тут же указываю место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками . Эта памятка должна быть у всех учащихся своя и общая большая в классе.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.
1. Очень активизируют работу перфокарты. 2. Работу в парах провожу следующим образом. 3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы , поэтому необходимо применять практически на каждом уроке.
4. Объяснительные и предупредительные диктанты.
5. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко. Положительные результаты дают такие приемы:
1) проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки ;
2) письмо по памяти (связного стихотворения , прозы);
3) выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной;
4) работа с текстом , записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне);

5) выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а , Запись их, проверка ;
6) запись однокоренных слов в определенном порядке ( с ударением в корне , приставке , суффиксе);
7) выбор проверочного слова ;
8) запись нескольких проверочных слов.

Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку « Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку .Например, слово каток или слово девочка . И так поступает с каждым словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые 2 года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов , в которых были допущены ошибки.
В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова , в которых допущена ошибка и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенными ошибками. При проверке тетрадей . обнаружив ошибку , к примеру в слове поля провожу следующую работу :
1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:
Кругом пшеничные п..ля .П..левые работы идут каждый день. Мыши-п..левки приносят вред.
Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради , а в памятке « Мои ошибки» вписывает слово поля.
Трудно перечислить все приемы с памяткой « Мои ошибки».
Этот процесс творческий , Трудоемкий , отнимающий много времени , но такой труд окупается более высокой грамотностью.

При обучении орфографии немаловажное значение имеет характер дидактического материала. Важно , на какой лексике отрабатывается правило. Упражнения по орфографии должны включать материал , содержащий не только орфограммы в их очевидном и ясном для ученика виде , но и такие , в которых существенные признаки орфограмм окажутся « замаскированными» и неясными для учеников. Орфографические правила должны отрабатываться на дидактическом материале разной степени трудности. Следует изучать ошибки учащихся и включать в упражнения слова , часто вызывающие ошибки.

Все эти приемы позволяют предупредить ошибки , развивают орфографическую зоркость навык звуко-буквенного анализа , самоконтроль. Подобная система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты , минуты поэзии , вносящие элементы занимательности в учебный процесс ,помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Все это я стараюсь использовать на уроках при изучении грамматических тем. Любой урок рассматриваю с точки зрения его эффективности. Основной результат- то , что дал он учащимся , насколько продвинулись они в усвоении материала. Но не только… Считаю , эффективным станет урок , который даст высокий учебно-воспитательный результат , поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии. Необходимо постоянное пристальное внимание к нравственным проблемам , способствующим развитию душевных качеств детей , и не только на специальных внеклассных мероприятиях , но и на уроке .





© 2010-2022