Доклад + презентация на тему Пути реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пути реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности

Оскудела любовь, и плачут иконы,
Нет покоя в умах и сердцах.
Слишком много ворон у дворовых помоек,

Слишком мало тепла в опустевших глазах.
Духом полнилась Русь в изначальные веки,
Прорастая корнями родимой земли.
Плавно воды несли родниковые реки,
Мощной силой, питая народы свои.
Что мы сделали с миром, что нас окружает,
Чем душе нашей греться и жить,
Что мы внукам своим в наследство оставим,
В песнях и сказках о чем говорить?
(Людмила Цыркина) Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности». В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
  • Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки. Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами: Принцип гуманистической направленности При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. Принцип системности Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между: - всеми участниками внеурочной деятельности; - основными компонентами организуемой; - урочной и внеурочной деятельностью; - региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников. Принцип вариативности В образовательном учреждении используется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней. Принцип креативности Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством. Принцип успешности и социальной значимости Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения. Реализация внеурочной деятельности в современной школе позволяет также решить ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - снизить учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Создатели методического конструктора внеурочной деятельности считают, что в школе целесообразно использовать такие виды деятельности: 1) игровую деятельность; 2) познавательную деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность); 7) трудовую (производственную) деятельность; 8) спортивно-оздоровительную деятельность; 9) туристско-краеведческую деятельность. Перечисленные формы внеурочной деятельности в современной школе должны способствовать формированию: - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов; - эстетических потребностей, ценностей и чувств; - навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - установки на безопасный, здоровый образ жизни; Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов. Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через: - учебный план образовательного учреждения; - дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения; - образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; - организацию деятельности групп продленного дня; - классное руководство; - деятельность иных педагогических работников. Для организации внеурочной деятельности необходимо взаимодействие:
  • со школой;
  • с учреждениями дополнительного образования;
  • учреждениями культуры и спорта;
  • средствами массовой информации.
Внеурочная деятельность играет важную роль в духовно-нравственном воспитании детей: - удовлетворяется потребность в общении; - учатся самовыражаться; - самоутверждаются в коллективе сверстников; - создаются благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности; - развиваются творческие способности. Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности, учителя нашей школы проводят классные часы по духовно-нравственному воспитанию, посещение школьной библиотеки и детской библиотеки «Сказка», посещение музеев, выставок, экскурсии в природу, экологическая акция «Покорми птиц зимой!», организация выставок поделок и рисунков и т.д. В результате реализации программы и проведения мероприятий, при выходе из начальной школы мы должны получить выпускника со следующими личностными характеристиками:
  • Любящего свой народ, свой край и свою Родину
  • Уважающего и принимающего ценности общества
  • Любознательного
  • Готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
  • Доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
  • Выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Закончить свой доклад хотелось бы народной мудростью:

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на десять лет вперед - сажайте лес,

Если же на сто лет - воспитывай детей.


© 2010-2022