- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственное направление В мире прекрасного
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственное направление В мире прекрасного
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яковенко В.П. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Направление рабочей программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки реализации программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " В мире прекрасного " направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, рассчитана на 1 год обучения ( 1 раз в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса В соответствии с расписанием и учётом праздничных дат (Постановление правительства РФ «О переносе выходных дней в 2015 году») календарно-тематическое планирование данного курса в 2015-2016 учебном году рассчитано на 34 занятия.
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Актуальность реализации данной программы заключается в том, что является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа «АРТ-студия» направлена на то, чтобы разбудить творческую активность детей и желание выражать свои чувства и эмоции. Рисование развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность.
Цели и задачи курса.
Реализация курса внеурочной деятельности " В мире прекрасного " направлена на достижение следующих целей и задач: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение; воспитательная - формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая - развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; техническая - осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Виды деятельности. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Основными видами художественной деятельности обучающихся являются: - художественное восприятие, - информационное ознакомление, - изобразительная деятельность, - художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта; - выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Планируемые результаты.
В результате реализации данной образовательной программы будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности; повысится статус ребенка в группе; сформируется умение планировать свою работу; разовьется творческое воображение, эстетический вкус учащихся. Обучающиеся получат возможность узнать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;
- правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
- Обучающиеся научатся
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3-й класс «Мы учимся быть художниками» На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Наименование раздела
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Личностные результаты
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Основы художественной грамоты
12
Беседы, просмотр фильмов, посещение театральных представлений, театрализация, игры, общественно-полезные практики.
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи.
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Выразительность средств в рисовании
17
Наше творчество
4
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
1 четверть - 9 часов
Основы художественной грамоты - 9 ч.
1
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
1
04.09
2
Рисунки на тему «Я и моя семья»
1
11.09
3
Конкурс на самый красивый фантик.
1
18.09
4
Портрет Зайчика - огородника.
1
25.09
5
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
1
02.10
6
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
1
09.10
7
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
1
16.10
8
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»
1
23.10
9
Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»
1
30.10
2 четверть - 7 часов
Основы художественной грамоты - 3 часа
10
Рисунки на тему «Братья наши меньшие»
1
13.11
11
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».
1
20.11
12
Конкурс рисунков на тему: «Птицы - наши друзья».
1
27.11
Выразительность средств в рисовании - 4 ч.
13
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
1
04.12
14
Рисунки на тему «Я и моя семья»
1
11.12
15
Конкурс на самый красивый фантик.
1
18.12
16
Портрет Зайчика - огородника.
1
25.12
3 четверть - 10 часов
Выразительность средств в рисовании - 10 часов
17
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
1
15.01
18
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
1
22.01
19
Рисование на тему: «Подводное царство»
1
29.01
20
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
05.02
21
Конкурс рисунков «Слава армии родной!».
1
12.02
22
Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»
1
19.02
23
Рисование на тему: « Красота вокруг нас».
1
26.02
24
Рисунок-декорация «Сказочный домик»
1
04.03
25
Рисунки на тему «Любимые герои»
1
11.03
26
Рисование на тему: «Люблю природу русскую»
1
18.03
4 четверть - 8 часов
Выразительность средств в рисовании - 4 часа
27
Рисование на тему «Родина моя».
1
01.04
28, 29
Изготовление праздничной открытки.
2
08.04
15.04
30
Конкурс рисунков: «Слава Победе!»
1
22.04
Наше творчество 4 ч
31
Иллюстрация к сказке «Гуси - лебеди».
1
29.04
32
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино»
1
06.05
33
Рисование на тему: «Весенние картины»
1
13.05
34
Фантастические персонажи сказок: Баба - Яга, Водяной, Кощей - Бессмертный.
1
20.05
Итого
34
Информационно - методическое и материально-техническое обеспечение.
-
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.
-
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.
-
Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.
-
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. - М.,2003г.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.
-
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.
-
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.
-
Орлова Л.В. Хохломская роспись. - М.,1998г.
-
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.
-
Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.
-
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
-
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
-
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
-
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.
-
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.
-
Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. Мультимедийные средства обучения