Статья на тему Условия успешного обеспечения преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ.


Маслова Н.Н., МОУ Заброденская СОШ г. Калач


Одним из важных условий успешного обучения в школе является обеспечение преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования. Дошкольное учреждение и начальная школа - это особый мир, требующий чуткого подхода к детям со стороны воспитателей и учителей. Педагоги детского сада и школы должны быть единомышленниками. Преемственность должна осуществляться в психолого-педагогическом сопровождении ребенка от поступления в школу и до его полной адаптации. Нужно помнить о том, что ребенок приходит к нам из семьи, где он любим, где родители (в большинстве своем) рады сделать все, чтобы их сын или дочь выросли умными, сильными, счастливыми. В большом и сложном деле воспитания родители должны быть союзниками воспитателей и учителей, помощниками во всем. В дошкольном возрасте необходимо проводить совместную работу по повышению уровня умственного, физического, психического развития ребенка, с учетом его интересов и способностей. Нужно отметить, что очень важным фактором в развитии и воспитании будущего первоклассника является его здоровье. В дошкольный период воспитателям совместно с родителями необходимо охранять и укреплять здоровье детей, приучать к правильной осанке, учить хорошо двигаться, закаляться. Воспитанию здорового ребенка способствует правильно организованный режим его жизни. В режиме ребенка готовящегося к школе, должно быть правильное чередование физической, умственной деятельности и отдыха, обязательное пребывание на свежем воздухе, хороший сон, правильное питание (не менее четырех раз в день, причем в одно и тоже время) и ежедневное выполнение утренней зарядки. Следует создавать условия для различной деятельности. Спокойные занятия должны чередоваться с подвижными играми. Нужно помнить, что частые переутомления постепенно истощают нервную систему. Важно учить детей играть в коллективе. Они должны не просто бегать на улице, а надо учить их бросать и ловить мяч, попадать в цель, прыгать через скакалку и т. п.. Также необходимо научить ребенка самостоятельно, быстро и аккуратно обслуживать себя, т.е. мыть руки, одеваться. Особое внимание следует обратить на детали, с которыми должен справляться школьник: шнуровка, застегивание и т.д.. Готовность к школе определяется уровнем развития интеллекта. Но важен не столько объем тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Особое значение в психологической готовности к школе имеют способность или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками». Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и прежде всего для овладения грамотой и счетом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки и рассказы прочитанные взрослыми, связно и последовательно рассказывать о своих играх и прогулках. Надо следить за правильностью речи, поправлять её в случае необходимости. Правильная речь детей во многом зависит от правильной речи взрослых. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок развивает у детей сообразительность и речь. Ребенка нужно научить любить книгу и бережно с ней обращаться. Он должен знать, что над созданием книги трудятся многие люди. Большое значение для развития речи, внимания и усидчивости имеют настольные игры. Важно довести игру до конца, в ходе игры внимательно слушать объяснения ведущего. В подготовке к школе большое значение имеет развитие у детей разнообразных ориентировок в окружающем их мире. Это элементарные знания о нашей стране, своем городе, о своей улице, семье, о правилах уличного движения. Ребенок должен знать наиболее часто встречающиеся в данной местности растения, животных, птиц. Обо всем этом дети узнают во время прогулок по улицам родного города, в природу, из книг, которые им читают взрослые: воспитатели в детском саду и родители дома. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты первоначальные ориентировки в величине (больше, меньше, длиннее, короче, толще, тоньше), в пространственном расположении предметов (ближе, дальше, слева, справа, вверху, внизу). Дети усваивают это с помощью взрослых, при выполнении разнообразных поручений, во время игры. Общеизвестно, что труднее всего дети овладевают письмом. В подготовке к письму помогут разнообразные ручные занятия: лепка, рисование простыми карандашами или красками, штриховка, изготовление игрушек из бумаги и картона, пластилина и природного материала. Хочется ещё раз подчеркнуть важность не объема знаний, а качества мышления, необходимость развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление. Важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для моторики, и особенно движений руки и пальцев. В новые для себя условия и распорядок школьной жизни ребенок войдет быстрее, если у него будут привиты навыки общественного поведения, вежливость, сдержанность, послушание. Средствами воспитания навыков общественного поведения является пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, напоминание о правилах поведения в процессе повседневного общения. Все чаще надо напоминать детям, что они живут среди людей и должны вести себя так, чтобы не мешать, а помогать другим. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, он не сможет установить правильные отношения с детьми и войти в школьный коллектив. От того, как протекает общение взрослого с ребенком, зависит и развитие детского характера. Если детей слишком опекают, за них думают и делают, они становятся безынициативными, безвольными. Также не следует неумеренно хвалить детей, внушать им, что они лучше других. Такие дети как правило привыкают быть в центре внимания, переоценивают себя, а это будет мешать устанавливать правильные взаимоотношения с другими детьми в школе. Итак, только совместная деятельность родителей, воспитателей дошкольного образования и учителей начальной школы помогут добиться действительных успехов при обучении каждого ребенка, сохранить физическое и психическое здоровье

Список литературы.

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991

  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997

  3. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. Н.-Новгород, 1997.

© 2010-2022