- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебная программа «Барнауловедение» элективный курс для учащихся 2 класса (на 17 часов)
Учебная программа «Барнауловедение» элективный курс для учащихся 2 класса (на 17 часов)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамарова Е.А. |
Дата | 18.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебная программа
«Барнауловедение»
элективный курс для учащихся 2 класса
(на 17 часов)
Составили: Бабарыка Г. В.,
Шамарова Е. А.,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №59» г.Барнаула
Барнаул, 2014
Пояснительная записка
к курсу «Барнауловедение» (2 класс)
на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа составлена для 2 классов на основании следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
- Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
-
Авторской программы «Барнауловедение в начальной школе»: программа и учебно-методические материалы/ отв. ред. Л. А. Кунгуров. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 288 с.
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений города Барнаула (2009 год). Программа курса «Барнауловедение» предполагает воспитание любви к своей малой Родине, а это чувство базируется на знании истории, знаменательных событий, произошедших на родной земле, на осознании своей причастности к этим событиям через связь поколений. Гордость ребёнка за своих земляков: умелых ремесленников, бесстрашных воинов, первооткрывателей неисчислимых богатств алтайских недр, замечательных сказителей и художников - важна для его самоопределения в современном мире. Акцент перенесён на историю Барнаула, которая немыслима без связи с личной историей ребёнка, историей семьи, края, России. Цель курса:
-создание условий для духовно-ценностной ориентации ученика в микромире;
- формирование интереса к изучению истории родного города;
- обеспечение условий для воспитания патриотизма, любви к своей малой Родине. Задачи курса:
- формирование представления о специфике города и грамотного взаимодействия человека с ним;
- умение ориентироваться по карте города;
- знание исторических сведений о городе, районе.
Особенности содержания
Содержание программы включает пять разделов:
- Моя семья
- Моя школа
- Мой район
- Мой город
- Символика района, города, края
Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Барнауловедение» изучается во 2 классе 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
Формы, методы и технологии обучения
Содержание программы предусматривает применение различных методов обучения (репродуктивного, наглядного, поисково-исследовательского). Также предполагается использование активных форм организации учебного процесса (театральные уроки, творческие задания, уроки-путешествия, видео-уроки, очные и заочные экскурсии). Кроме того, в данной программе имеется возможность организовать личное участие каждого ученика в практической работе по сохранению памятников истории и культуры, по благоустройству города, района, школы. Учебный год завершается уроком обобщения. Рекомендуется проводить его в игровой форме (конкурс, викторина) В рамках курса осуществляется итоговый контроль. Успешность освоения курса оценивается при выполнении итогового зачёта в форме теста. Текст тестовой работы для проведения итогового контроля знаний представлен в Приложении. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если решены 5 из 8 предложенных заданий.
Содержание курса
2 класс (17ч) Символика района, города, края Символика города и края. (Что изображено на гербе и флаге? Почему?) Когда появился Алтайский край? Что такое столица? Барнаул - столичный город. Кто управляет городом и краем? Моя семья Мои близкие и дальние родственники. Как моя семья оказалась в Барнауле. Моя семья: как она возникла? Моя родословная. Почему схемы родственных отношений называют родословным древом? Какова глубина моей родовой памяти? Поколение. Потомки. Предки. События в нашей семье. Наши традиции. Вклад моей семьи в развитие города. Профессии и занятия моих родственников. Моя школа Сколько школ в районе. Сколько лет моей школе. История создания родной школы. Традиции нашей школы. Посещение музея школы. Родители - выпускники нашей школы. Мой район Названия пяти районов города. Самый старый и самый молодой районы города. День рождения района, в котором я живу. Экскурсия в музей района. Достопримечательности района. Мой город Что означает название моего города. Как появился мой город. Первые улицы, объекты города. Достопримечательности города. Ленточный бор. Красная книга Алтая. Сады, парки и скверы - лёгкие нашего города. Чистота моего города зависит от меня.
Обобщающий урок. Итоговый зачёт по курсу.
Резервный урок. Экскурсия по городу. Экскурсия в Краеведческий музей.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать: на уровне первоначальных понятий и обобщённых представлений:
- о школе;
- о районе;
- о городе;
- о символах государства и города;
- о семье;
- ориентироваться в здании школы, микрорайоне;
- называть членов семьи их имена, отчества, профессии, занятия;
- узнавать герб и флаг города, края, страны.
Перечень учебно-методического обеспечения
(Материально-техническое обеспечение образовательного процесса)
- Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- электронные носители;
- музыкальные записи к темам программы;
- фотоаппарат.
- Печатные средства обучения:
- таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
-
научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература и периодические издания;
-
методическая литература для учителя.
Список литературы
Для учителя:
-
Барнаул: Летопись города. Барнаул, 1995
-
Барнауловедение в начальной школе: программа и учебно-методические материалы/ отв. ред. Л. А. Кунгуров. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 288 с.
- Акарачкина Л. К. «Рассказы о природе и истории Алтайского края», 2006г
- Лобанова Л.В. « Барнауловедение», 2010г
- Сергеев А. Д. «Барнаул», 2008г
- Старцев А.А. «История Барнаула», 2000г
- Студеникин М. Т., Добролюбова В. И. Методива преподавания истории в начальной школе: метод. пособие для учителей. М.: Владос, 2001
- Худяков А. А. История Алтайского края. Барнаул,1973
- Энциклопедия Банаула. Барнаул, 2001
- Юдалевич М. И. Барнаул (1730-1917). Барнаул,1992
Для учащихся:
-
Кунгуров О. Ф. Пишу историю: учеб. Пособие для 3-5 классов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та», 1995
-
Ромашина С. Я., Шварко Л. И., Никитина Л. А. Моя малая Родина Барнаул. Барнаул: Алтайская неделя плюс, 1999
-
Я познаю мир. Детская энциклопедия. М.: АСТ, 2012
Календарно-тематическое планирование по курсу «Барнауловедение» во 2 классе
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Кол-во
часов
Календарные сроки
Основное содержание
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечания
планируемые
фактические
Символика города и края. (Что изображено на гербе и флаге? Почему?)
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами,
самостоятельная работа
Интернет-ресурсы,
диск «Мой Барнаул»
Кто управляет городом и краем.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Диск «Мой Барнаул»
Мои близкие и дальние родственники. Как моя семья оказалась в Барнауле.
1
Составление рассказа о своей семье
Интернет-ресурсы,
работы учащихся
Вклад моей семьи в развитие города.
1
Составление рассказов о своих родственниках
Презентации , выступления учащихся
Сколько школ в районе. Сколько лет моей школе.
1
Слушание. Работа с Интернет-ресурсами
Интернет-ресурсы
Традиции нашей школы.
1
Обсуждение. Работа с Интернет-ресурсами
Мультимедийная презентация о школе
Посещение музея школы.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Мультимедийная презентация о школе
Названия пяти районов города.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Интернет-ресурсы,
диск «Мой Барнаул»
Самый старый и самый молодой районы города.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Интернет-ресурсы,
диск «Мой Барнаул», иллюстрации
День рождения района. Экскурсия в музей района.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Интернет-ресурсы,
диск «Мой Барнаул»
Что означает название моего города. Как появился мой город.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами,
Работа со справочной литературой
Интернет-ресурсы,
диск «Мой Барнаул», справочники об истории города
Первые улицы, объекты города.
1
Работа с Интернет-ресурсами,
Работа со справочной литературой
Интернет-ресурсы,
диск «Мой Барнаул»,
справочники об истории города
Ленточный бор.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Интернет-ресурсы
Красная книга Алтая.
1
Работа с Интернет-ресурсами,
Работа со справочной литературой
Интернет-ресурсы,
Презентации, справочная литература о природе Алтая
Сады, парки и скверы - лёгкие нашего города.
1
Наблюдение, работа с Интернет-ресурсами
Интернет-ресурсы
Чистота моего города зависит от меня.
1
Обсуждение. Работа с Интернет-ресурсами
Презентации, выступления учащихся
Итоговый зачёт по курсу «Барнауловедение»
1
Выполнение заданий в тестовой форме
Индивидуальны карточки с заданиями
Приложение
Резервный урок. Экскурсия в Краеведческий музей.
1
Наблюдение, обсуждение увиденного
Фамилия __________________________________
Итоговый тест по курсу « Барнауловедение» для 2 класса
- ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ГЕРБЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ?
- ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ГЕРБЕ ГОРОДА БАРНАУЛА?
- КАКОГО ЦВЕТА ФЛАГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ?
- КАКОГО ЦВЕТА ФЛАГ ГОРОДА БАРНАУЛА?
- КАКОЙ РАЙОН ГОРОДА БАРНАУЛА САМЫЙ CТАРЫЙ?
- КАКОЙ РАЙОН ГОРОДА БАРНАУЛА САМЫЙ МОЛОДОЙ?
- НА КАКОЙ РЕКЕ СТОИТ ГОРОД БАРНАУЛ?
- РОДИНОЙ КАКОГО КОСМОНАВТА ЯВЛЯЕТСЯ АЛТАЙСКИЙ КРАЙ?