- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа воспитания Жизнь в многоликом мире 1-4 классы
Программа воспитания Жизнь в многоликом мире 1-4 классы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабийчук Е.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«ЖИЗНЬ В МНОГОЛИКОМ МИРЕ».
Пояснительная записка
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности и уважения прав других людей. Данная программа состоит из двух курсов: «Учимся жить вместе» - для учащихся первых-вторых классов и «Учимся быть самостоятельными» - для учащихся третьих-четвёртых классов. Воспитание младших школьников осуществляется не через совместные мероприятия, общие дела, а через рефлексивную деятельность детей, через размышления, дискуссии и т. д. Вся воспитательная система направлена на развитие самосознания учащихся. Именно эта направленность определяет атмосферу, стиль и тон жизни классного коллектива не только во время специальных занятий, но и вне их: на уроках, переменах, внеурочных встречах детей. Оба курса, осуществлённые последовательно, помогают детям пройти путь от умения не конфликтовать с другими до умения так выстраивать своё поведение, чтобы не быть в конфликте с собой и добиваться признания, успеха в сотрудничестве с другими. Умение младшего школьника быть самостоятельным позитивно влияет на успешность его обучения в начальной школе и помогает ему подготовиться к переходу в среднюю школу, легче и быстрее адаптироваться к новому образу жизни и возросшему уровню требований.
Цель: Развитие духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей у детей, обучение способам толерантного взаимодействия между людьми разных культур, взглядов, традиций и конструктивного разрешения конфликтов с целью предотвращения насилия.
Задачи:
-
успешно адаптироваться к новой ситуации своего развития, к школе, классу, товарищам;
-
формирования негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
-
формирования признания себя и других людей; уважения к себе и окружающим;
-
научиться принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
-
помочь классу стать дружным коллективом;
- обогащение эмоционального мира детей.
Прогнозируемый результат:
- Учащиеся успешно адаптировались к школе, классу, товарищам.
- Умеют сотрудничать; понимать себя и другого человека; принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему.
- Толерантное поведение детей в их практической деятельности.
- Класс - дружный сплочённый коллектив.
«Жизнь в многоликом мире»
1 - 2 класс «Учимся жить вместе»
Цель: Научить детей жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичными и общительными, помочь классу стать дружным коллективом.
Класс
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия
1 класс
1
Учимся жить вместе
Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями
2
Кто я
Подтолкнуть процесс осознания ребёнком своих социальных ролей.
3
Как я выгляжу Осознание своей индивидуальности, своей внешней непохожести на других людей.
4
Расскажу о себе Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни.
5
Моё поведение
Понять свой характер
6
Чем я богат
осознать свой характер и его значимость для других людей.
7
Мои чувства Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии (способность поставить себя на место ругого человека)
8
Моё настроение Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.
9
Другой человек Обобщение преставлений детей о своём Я, поддержка положительной установки на другого человека
2 класс
10
ТЫ - это Я
Осознать взаимную связь людей
11
Настроение другого человека Развитие эмпатии, укрепление гуманистической направленности детей.
12
Моя мама
Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.
13
Наша семья
Осознать, что семья - это люди, связанные МЫ-чувством и ответственностью друг за друга.
14-15
Наш класс
Укрепить МЫ-чувство в классе.
16-17
Мы договариваемся Подкрепить стремление детей договариваться, выработать соглашение класса «Мы договорились, что…»
18
Я - ТЫ - МЫ Закрепление основных идей курса: Я - индивидуальность, ТЫ - это Я (все люди взаимосвязаны и взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям).
3 - 4 класс «Учимся быть самостоятельными»
Цель: Научить детей принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему.
Класс
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия
3 класс
1
Мы учились жить вместе. Зачем?
Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда учились жить вместе.
2
Чем мы будем заниматься в этом году
Осознать значимость и необходимость умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.
3
Как человек принимает решение Осознать, что не всякое решение целесообразно, овладеть смыслом слов: компетентность, компетентный, компетенция.
4
Принимать решение нелегко Прийти к пониманию, что принятие решения - трудное дело; овладеть смыслом слов: вариант, жизненный опыт.
5-6
Ограничение и самоограничение
Прийти к пониманию: жизнь людей организуется по писаным и неписаным законам, их соблюдение требует от каждого человека умения самостоятельно принимать решения, которые ограничивают его, ставят в определённые рамки.
7
Каждый выбирает по себе
Убедиться, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.
8-9
Я учусь быть самостоятельным Осознать, что в определённом смысле каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельными.
4 класс
10
Я отвечаю за свои поступки
Убедиться, что всякий человек несёт ответственность за своё поведение.
11
Как разрешить конфликт Осознать, что для решения конфликта необходимо проявлять терпимость.
12
Сильный человек
Осознать, в чём сила человека.
13
Оценка решения
Выработать некоторые критерии оценки самостоятельного решения.
14-15
Как влиять на поведение другого человека
Понять, как важно убедительно аргументировать своё мнение.
16-17
Решительное поведение Понять, что решительное поведение свойственно самостоятельному человеку.
18
Учимся принимать самостоятельное решение Овладеть алгоритмом принятия решения.