Развитие речи. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Волшебница зима»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка УМК «Школа России», 4 класс

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №22 г. Тюмени: Рыкованова Г.В.

Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима».

Цель урока: развитие связной самостоятельной речи через формирование умения писать сочинение по картине.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с творчеством К.Ф. Юона;

  • формировать умение строить текст-описание;

  • научить «читать» картину, осмысливать ее содержание;

  • развивать умение использовать выразительные средства языка/эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения/ для передачи своих мыслей и впечатлений;

  • развивать чувство прекрасного;

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, любовь к природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация учителя « Сочинение по картине В.Ф. Юона «Волшебница зима», презентация ученицы МАОУ СОШ №22 Нефедовой Татьяны «К.Ф. Юон. Творчество». Памятки « Структура сочинения по картине/композиция», карточки-конструкторы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный

момент

Проверка учителем готовности учащихся к уроку.

2.Актуализация знаний

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Сообщение темы урока.


Работа над видами текста.



Работа над средствами художественной выразительности.

А) - Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений - написание сочинений А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона. /слайд1/

- Может , кто-нибудь уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Верно . Сегодня мы будем писать сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

Б) Ваша задача на этом этапе урока вспомнить структуру/или как мы говорим композицию/ сочинения по картине, в чем вам помогут памятки, которые лежат у вас на партах.

В) Как вы думаете, над каким видом текста мы будем работать? /слайд 2/

Текст-повествование.

Текст-описание.

Текст-рассуждение.

Молодцы!

- Каковы задачи описания?

- С помощью чего художник это делает? Какими средствами это делает художник?

- А нам с вами какие художественные средства необходимо использовать, чтобы описание было более красочным и выразительным?

/слайд 3/

Словарь:

  • Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.

Например: «золотые руки», «румяная заря».

  • Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Например: «говор волн», «нос самолета».

Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Давайте вспомним отрывки из некоторых произведений.

/Внимание, советую на своем листочке записывать понравившиеся эпитеты, метафоры и др. средства худ.выразительности/

Инструкция_/слайд 4/

  1. прочитай

  2. назови автора

  3. найди средство художественного изображения.

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Слайд 5

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)

Слайд 6

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна. (С.Есенин)

Слайд 7

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты. (А.Фет)

Слайд 8

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем. (И.Никитин)

Слайд 9

Предполагаемые ответы учащихся: мы будем составлять рассказа-описания, писать сочинения и т.д.

Ознакомление с памяткой.

Предполагаемый ответ - текст-описание.

Описать предмет и передать свое отношение к нему.

Художник передает свое ощущение с помощью красок и освещенности.

Мы должны использовать средства художественной выразительности, такие как эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения. И слова в переносном значении.

Читают отрывок, называю автораи средство художественной выразительности.

Развернутая метафора, олицетворение

/лес стоит/

Эпитет /неподвижною, немою/

Олицетворение

Сравнение

Олицетворение

Сравнение

Олицетворение

Сравнение

Метафора

Фрон тальная




Фрон тальная

Личностные:

Познавательные:

Познавательные:

Устные ответы.




Устные ответы

3.Подготовительный этап.

Знакомство с творчеством художника.



Первичное восприятие картины.


Беседа по содержанию картины.

Замечательно! Теперь пришло время познакомиться с творчеством К.Ф. Юона

Рассказ об этом художнике подготовила к сегодняшнему уроку Нефедова Татьяна.

Красота зимней природы никого не может оставить равнодушным. Мы уже убедились в том, что поэты и писатели, художники посвятили свои произведения описанию зимней природы.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине К.Ф. Юона «Волщебница зима». Обратите свое внимание как ласково художник называет зиму - волшебницей…

Я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину в сопровожении музыкального произведения П.И. Чайковского . «Зима»

Слайд 10 + музыка/

- Каковы ваши первые впечатления от картины? Какие чувства вызывает настроение картины?

- Созвучны ли музыкальное и художественное произведение?

- В чем это по- вашему выражается?

Обычно, на переднем плане художник изображает то, что больше всего ему нравится.

- Перечислите то, что вы видите на картине.

- Уточните, где разворачиваются основные действия? Слайд 11

Словарь.

ОКРАИНА - 1. Край, крайняя часть какой-л. местности, территории.
2. Отдаленная, пограничная область, район государства.

В каком значении употреблено это слово в применении к нашему уроку?

В описании картины мы сможем применить словосочетание ОКРАИНА ДЕРЕВНИ

- Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

- Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

- Какое у них настроение?

- Почему вы так решили? Мы ведь не видим лиц людей и не можем рассмотреть выражение этих лиц?



Мы не видим лиц людей, но о том что им весело и хорошо , и радостно говорит то, что вся деревня высыпала на речку…..У всех свои занятия, но их объединяет одинаковое настроение…Одинаковые чувства

Но все-таки больший интерес, на мой взгляд, вызывает внимание средний план…

- Что особенного вы там заметили?

Верно. Вы правильно заметили это казалось бы несоответствие.

Это прием называется приемом гиперболизации, который используется как в живописи, так и в прозе и поэзии.

- Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима - волшебница.

- Зима - это, прежде всего, снег.

- Как изображает снег художник?

- И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. И это еще раз объясняет название картины.

Деревья в центре картины сказочные не только из-за их величины. Сказочный, величавый, загадочный и просто волшебный вид им придает их …/наряд/.

- Как бы вы описали убранство деревьев?

- Что еще создает образ волшебницы зимы?



- Что мы видим на заднем плане?/за рекой/

Обратите внимание на фон картины. Какой он?

В картине преобладают теплые светлые тона, несмотря на то, что изображена зима. Розовый и серовато-розовый цвета здесь главные. Почему?

Выступление с кратким описанием творчества художника ученицы с использованием ИКТ , презентация

«К.Ф. Юон. Творчество».



Рассматривание картины и слушание музыки.

(Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…)

(Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают)

Люди….

У них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.

Какие?

Очень большие деревья, даже крупнее, чем на переднем плане, чего в принципе не должно быть.

Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.

(Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.)

(Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег. Свежий морозный воздух.)

(Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)

Они помогают нам ощутить красоту природы, свежесть, радость зимнего дня…

Фрон тальная




Познавательные:

общеучебные- выделение необходимой информации;

извлекают необходимую информацию из объяснения учителя;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.


Творческая работа





4. Составление плана работа с памятко конструктором.

Итак, мы с вами познакомились с картиной К.Ф. Юона «Волшебница зима».

А какова основная задача нашего с вами урока?

Вернемся к нашей памятке-конструктору. Как вы видите, примерный вариант плана сочинение уже дан. Может вы хотели бы внести в него какие- то свои изменения и дополнения?

Давайте выберем несколько опорных слов, которые будут по вашему являться главными для описания картины.

/дети подбирают слова, и только потом учитель открывает соответственную строчку на доске/

  1. Во вступлении предложено несколько вариантов, но это не значит, что вы не можете написать по-своему. Творческий подход приветствуется.

  2. Подбираем опорные слова к главным в основной части сочинения., смотрим колонку №3.

/дети подбирают слова, и только потом учитель открывает соответственную строчку на доске/

Зима

Люди.

Животные.

Фон картины.

Сказочные деревья.

Снег

Синеватый лес, церковь на горке.

  1. Заключение



Катаются, играгают, бегают, бросают.

Бегают, скачут.

Розовый, серо-розоватый.

Великаны, как в шубах, принакрылись снегом, укутались снегом…

Серебристый, белый пушистый, осыпал, украсил, лежит ковром…..

Задремал, затаился, наблюдает…

Восторг, очарование, радость…..

Фрон тальная

Индиви дуальная

Познавательные:

общеучебные - выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Устные ответы.



Устные ответы, записи в тетради.

.

5.Самостоятельная работа.

Составление сочинений-описаний на черновик.

Давайте определимся с количеством частей в нашем сочинении.

Частей 3. Назовите их

Может ли быть в основной части несколько частей?/да/

Написание сочинений в черновом варианте.

/напоминаем детям, что описываем только то, что видим и ничего лишнего/

Давайте заслушаем несколько сочинений в черновом варианте.

Составление устных сочинений -описаний.

Самостоятельная работа.

6.Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

-Чему учились на уроке?

-Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным?

Кто уверен, что справится с домашней работой теперь сам - поднимите 2 руки. Кто попросит помощи у родителей - 1 руку.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фрон тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценива ние учащихся за работу на уроке.

7. д/задание

Дома закончить сочинение. Проверить орфографические ошибки. Сдача в понедельник.

Приложение 1.Памятка -конструктор. Работа над сочинением по картине.

  1. Вступление-ввод в тему с указанием предмета описания и общее впечатление о нем.

Волшебница-зима. (об авторе, о картине)

Выберите один из предложенных вариантов вступления или придумайте свой.

  • Передо мной картина К.Ф. Юона «Волшебница зима. Константин Федорович Юон - великий русский пейзажист. Он любил русскую зиму писал красивые зимние пейзажи. Одна из лучших его картин - «Волшебница зима».

  • Я хочу описать картину….

  • Мне очень нравится картина…

  • Сегодня я в первый раз увидел/ла картину К.Ф. Юона - «Волшебница зима». Меня охватило чувство…..

  1. Основная часть - раскрытие темы: описание предмета/картины/ и его элементов.

На переднем плане картины….

На среднем плане/или в центре картины/….

На заднем плане…

Зима

Люди.

Животные.

Фон картины.

Сказочные деревья.

Снег

Синеватый лес, церковь на горке.

  1. Заключение - отношение автора к увиденному: состояние души, природы, чувства восторга, дивления, восхищения и т.д.



© 2010-2022