- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа с КТП по элементарным математическим представлениям для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 2 класс
Рабочая программа с КТП по элементарным математическим представлениям для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егорова И.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Тип программы: программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, 2 класс. Статус программы: рабочая программа учебного предмета. Назначение программы: 1.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг. 2. Для педагогических работников МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. программа определяет приоритеты в содержании коррекционного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации коррекционного образования. 3. Для администрации МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. программа является основанием для определения качества реализации коррекционного образования. Категория обучающихся: обучающиеся МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. Сроки освоения программы: 1 год Объем учебного времени: 102 часа Форма обучения: очная Режим занятий: 3 часа в неделю Формы контроля: текущий контроль, итоговый контроль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2011г) под редакцией Бгажноковой И.М. 0 - 4 классы для детей с умеренной степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.). Основной задачей обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Обучение математике выстраивается с учетом особенностей познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей и служит для их компенсации и коррекции. Познавательная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью (F71) особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д. Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т.п.). С позиции этих принципов в программу введены такие темы как «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором». С этими объектами учащиеся встречаются постоянно в повседневной жизни. Практика показала, что при систематической, определенным образом построенной работе, дети с умеренной умственной отсталостью осваивают эти темы. Виды работ расположены по степени доступности («от простого - к сложному») и представлены в разделе «Методический комментарий к отдельным темам» данной программы. Все виды работ по темам даны в том объеме, который может быть усвоен за девять лет обучения. Реализуется обучение по математике в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, оплатив покупку в кассе, покупатель проверяет по чеку соответствие оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчитывает полученную сдачу и сравнивает с суммой сдачи по чеку и т. д.). Ребенок с умеренной умственной отсталостью может определить визуально какое из чисел больше, когда они написаны (например: 20 … 200). Он также легко усваивает сравнение чисел, когда видит их на денежных знаках. Даже самым слабым доступно усвоить, что монета в 1 рубль это больше, чем монета в 10 копеек, а купюра в 100 рублей, меньше, чем купюра в 1000 рублей и т. д. С этой точки зрения, например, неэффективно использовать счеты при изучении нумерации. Для детей с умеренной умственной отсталостью, расположение разрядных единиц числа на разных проволоках счет представляет такое абстрактное математическое действие, что дети не в состоянии представить даже зрительный образ числа, а тем более количество. Поэтому работа с калькулятором доступнее и целесообразнее, чем со счетами. Тем более что в современной жизни счеты практически не используются. Большое значение имеет также использование межпредметных связей. Предел счета, который доступен обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью (F71). Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. В этом случае ученик переводится в следующий класс, но ему предусматриваются дополнительные занятия со специалистом - дефектологом или логопедом, для обеспечения усвоения пропущенного учебного материала. Оценка в школе VIII вида должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки - вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки. Цель программы обучения: - Подготовка учащихся к изучению систематического курса математики. - Готовить детей к повседневной жизни, к труду, т.е. адаптировать к жизни в обществе. Задачи программы обучения: Формирование временных, пространственных, количественных представлений, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса математики; Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Содержание тем учебного материала
- Повторение материала 1 класса.
- Нумерация в пределах 10.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся могут знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 10;
- состав однозначных чисел и числа 10;
- линии - прямую, кривую;
- единицы (меры) стоимости,: 10 к.,
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся могут уметь:
- читать, записывать, откладывать, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- чертить прямую линию и кривую;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным точкам.
- черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
-прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методический комплект
1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. 0 - 4 классы. Изд.
«Просвещение», 2011 г.
Учебный комплект
Учебник не разработан.
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
______
«____»_________2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
ВО 2 КЛАССЕ
на 2014-2015 учебный год
I ТРИМЕСТР (30 часов)
Учитель: Егорова И.А.
№ урока по программе
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Календарная дата
Фактическая дата
Причины корректи
ровки
дат
№
урока
фактически
1
Повторение материала 1 класса
3
2 Число и цифра 4. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
3
3 Число и цифра 5. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
3
4 Число и цифра 6. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
3
5 Решение примеров на сложение в пределах 6 по 1 единице.
3
6 Чтение и запись чисел. Числовой ряд от 1 до 6.
1
7 Число и цифра 0. Понятие «ни одного» - 0.
1
8 Решение примеров на вычитание в пределах 6 по 1 единице.
2
9 Круг, квадрат, треугольник.
2
10 Сутки: утро, день, вечер, ночь.
2
11 Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
1
12 Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
1
13 Составление и решение примеров по рисунку
2
14 Работа с денежными знаками. Монеты: 10к., 50к., 1р., 2р., 5р., 10р.
2
15
Обобщающий урок
1
Итого
30
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
______
«____»_________2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
ВО 2 КЛАССЕ
на 2014-2015 учебный год
II ТРИМЕСТР (33 часа)
Учитель: Егорова И.А.
№ урока по програм
ме
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Календарная дата
Фактическая дата
Причины корректи
ровки
дат
№
урока
фактически
1 Число и цифра 7. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
3
2 Решение примеров на сложение в пределах 7 по 1 единице.
2
3 Решение примеров на вычитание в пределах 7 по 1 единице.
2
4 Линейка. Знакомство. Нахождение на линейке изучаемого числа.
2
5 Вычерчивание по линейке прямой линии.
3
6 Круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Обводка по шаблону и штриховка.
3
7 Число и цифра 8. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках
3
8 Решение примеров на сложение в пределах 8 по 1 единице.
2
9 Решение примеров на вычитание в пределах 8 по 1 единице.
2
10 Точка. Постановка точек в уголках тетрадных клеточек.
2
11
Знакомство с калькулятором.
Нахождение на калькуляторе нужной цифры от 0 до 9.
3
12 Неделя - 7 дней. Названия дней недели.
3
13 Год - 4 времени года. Названия времен года.
2
14 Обобщающий урок
1
Итого
33
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
_____
«____»_________2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
ВО 2 КЛАССЕ
на 2014-2015 учебный год
III ТРИМЕСТР (39 часов)
Учитель: Егорова И.А.
№ урока по программе
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Календарная дата
Фактическая дата
Причины корректи
ровки
дат
№
урока
фактически
1 Число и цифра 9. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
3
2 Решение примеров на сложение в пределах 9 по 1 единице.
2
3
Решение примеров на вычитание в пределах 9 по 1 единице.
2
4 Работа с календарем. Называние и пересчет рабочих и выходных дней недели.
2
5 Число 10. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.
3
6
Решение примеров на сложение в пределах 10 по 1 единице.
2
7
Решение примеров на вычитание в пределах 10 по 1 единице.
2
8 Решение примеров на сложение и вычитание по единице в пределах 10 на конкретном материале (на предметах и на пальцах) с записью в тетрадь.
2
9 Счет прямой и обратный по календарю в пределах 10.
2
10 Работа с калькулятором. Нахождение на калькуляторе нужной цифры от 0 до 9. Набор и чтение на калькуляторе нужного числа от 0 до 10.
2
11
Круг, квадрат, треугольник.
Обводка по шаблону и штриховка.
2
12 Рисование от руки кривой линии.
2
13 Работа с денежными знаками. Купюра - 10р. Распознавание, называние. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
2
14 Временные понятия. Ориентировка во времени. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
2
15 Временные понятия. Ориентировка во времени. Неделя - 7 дней. Названия дней недели.
2
16 Счет прямой и обратный по календарю в пределах 10
2
17 Чтение и запись чисел. Числовой ряд от 0 до 10. Счет прямой и обратный в пределах 10. Сравнение рядом стоящих чисел.
3
18
Повторение пройденного за год
2
Итого
39