• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа с КТП по элементарным математическим представлениям для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 2 класс

Рабочая программа с КТП по элементарным математическим представлениям для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Тип программы: программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, 2 класс. Статус программы: рабочая программа учебного предмета. Назначение программы: 1.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг. 2. Для педагогических работников МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. программа определяет приоритеты в содержании коррекционного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации коррекционного образования. 3. Для администрации МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. программа является основанием для определения качества реализации коррекционного образования. Категория обучающихся: обучающиеся МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. Сроки освоения программы: 1 год Объем учебного времени: 102 часа Форма обучения: очная Режим занятий: 3 часа в неделю Формы контроля: текущий контроль, итоговый контроль







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2011г) под редакцией Бгажноковой И.М. 0 - 4 классы для детей с умеренной степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.). Основной задачей обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Обучение математике выстраивается с учетом особенностей познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей и служит для их компенсации и коррекции. Познавательная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью (F71) особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д. Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т.п.). С позиции этих принципов в программу введены такие темы как «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором». С этими объектами учащиеся встречаются постоянно в повседневной жизни. Практика показала, что при систематической, определенным образом построенной работе, дети с умеренной умственной отсталостью осваивают эти темы. Виды работ расположены по степени доступности («от простого - к сложному») и представлены в разделе «Методический комментарий к отдельным темам» данной программы. Все виды работ по темам даны в том объеме, который может быть усвоен за девять лет обучения. Реализуется обучение по математике в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, оплатив покупку в кассе, покупатель проверяет по чеку соответствие оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчитывает полученную сдачу и сравнивает с суммой сдачи по чеку и т. д.). Ребенок с умеренной умственной отсталостью может определить визуально какое из чисел больше, когда они написаны (например: 20 … 200). Он также легко усваивает сравнение чисел, когда видит их на денежных знаках. Даже самым слабым доступно усвоить, что монета в 1 рубль это больше, чем монета в 10 копеек, а купюра в 100 рублей, меньше, чем купюра в 1000 рублей и т. д. С этой точки зрения, например, неэффективно использовать счеты при изучении нумерации. Для детей с умеренной умственной отсталостью, расположение разрядных единиц числа на разных проволоках счет представляет такое абстрактное математическое действие, что дети не в состоянии представить даже зрительный образ числа, а тем более количество. Поэтому работа с калькулятором доступнее и целесообразнее, чем со счетами. Тем более что в современной жизни счеты практически не используются. Большое значение имеет также использование межпредметных связей. Предел счета, который доступен обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью (F71). Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. В этом случае ученик переводится в следующий класс, но ему предусматриваются дополнительные занятия со специалистом - дефектологом или логопедом, для обеспечения усвоения пропущенного учебного материала. Оценка в школе VIII вида должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки - вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки. Цель программы обучения: - Подготовка учащихся к изучению систематического курса математики. - Готовить детей к повседневной жизни, к труду, т.е. адаптировать к жизни в обществе. Задачи программы обучения: Формирование временных, пространственных, количественных представлений, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса математики; Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Содержание тем учебного материала

  1. Повторение материала 1 класса.
  2. Нумерация в пределах 10.
Чтение и запись чисел. Числовой ряд от 0 до 10. Счет прямой и обратный в пределах 10. Сравнение рядом стоящих чисел. Понятие «столько же». Дай (покажи, возьми, отложи, раскрась, нарисуй) столько же. Добавь (отними), чтобы стало столько же. Состав числа на конкретных предметах. Пересчет предметов в разном расположении. Показ независимости числа предметов от их размера, формы и назначения. Количество как результат пересчета предметов (один, два, три - всего три). Число и цифра 0. Понятие «ни одного» - 0. Числа 4 - 10. Число и цифра 4. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Число и цифра 5. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Число и цифра 6. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Число и цифра 7. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Число и цифра 8. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Число и цифра 9. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Число 10. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Действия. Решение примеров на сложение в пределах 10 по 1 единице. Решение примеров на вычитание в пределах 10 по 1 единице. Решение примеров на сложение и вычитание по единице в пределах 10 на конкретном материале (на предметах и на пальцах) с записью в тетрадь. Составление и решение примеров по рисунку. Задачи. Составление и решение простых задач на нахождение суммы и остатка. Составление задач по практическим действиям на сложение и вычитание по единице в пределах 10 на конкретном материале (предметы ближайшего окружения). Решение задач по рисунку. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках. Понятия: условие, вопрос, действие, ответ (в речи учителя). Меры стоимости. Копейка, рубль. Работа с денежными знаками. Монеты: 1к., 5к., 1р., 2р., 5р., 10р. Купюра - 10р. Распознавание, называние их. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Работа с календарем. Календарь предъявляется на один месяц. Дата и день недели текущего учебного дня в календаре (визуально по записи учителя на доске). Называние и пересчет рабочих и выходных дней недели. Счет прямой и обратный по календарю в пределах изучаемой единицы. Название текущего месяца (со слов учителя). Временные понятия. Ориентировка во времени. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя - 7 дней. Названия дней недели. Год - 4 времени года. Названия времен года. Работа с калькулятором. Знакомство с калькулятором. Нахождение на калькуляторе нужной цифры от 0 до 9. Набор и чтение на калькуляторе нужного числа от 0 до 10. Геометрический материал. Круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Обводка по шаблону и штриховка. Рисование от руки кривой линии. Линейка. Знакомство. Нахождение на линейке изучаемого числа. Вычерчивание по линейке прямой линии. Точка. Постановка точек в уголках тетрадных клеточек. Характеристика учебного процесса. Формы организации учебного процесса. Рабочая программа реализуется через классно-урочную организацию учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в группах. Методы урока: -словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; -наглядные - наблюдение, демонстрация; -практические - упражнения, карточки, тесты. Основной метод работы - задания, которые служат целям закрепления изучаемого материала. Технологии: - технология коррекционно-развивающего обучения; - технология дифференцированного обучения; - информационные технологии; - игровые технологии; - элементы технологии коллективного способа обучения; - элементы технологии индивидуализации обучения. Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, практических работ, тестирования. Итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме контрольной работы. Весь программный материал построен по принципу разноуровневого обучения. Разноуровневый подход - необходимое условие и основа индивидуализации обучения. I уровень - обучающиеся усваивают программный материал, повторяют объяснение за учителем, работают у доски и в тетради самостоятельно после объяснения. II уровень - обучающиеся выполняют фронтальную работу вместе со всеми, повторяют объяснение за учителем, работают у доски и в тетради с помощью учителя. III уровень - все работы выполняют только с помощью учителя. Значительно уменьшается объём работы, исключаются контрольные работы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся могут знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10;

- линии - прямую, кривую;

- единицы (меры) стоимости,: 10 к.,
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Учащиеся могут уметь:

- читать, записывать, откладывать, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 5;

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;

- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

- чертить прямую линию и кривую;

- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным точкам.

- черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
-прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методический комплект

1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. 0 - 4 классы. Изд.

«Просвещение», 2011 г.

Учебный комплект

Учебник не разработан.
































«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

______

«____»_________2014г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

ВО 2 КЛАССЕ

на 2014-2015 учебный год

I ТРИМЕСТР (30 часов)

Учитель: Егорова И.А.


№ урока по программе

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Календарная дата

Фактическая дата

Причины корректи

ровки

дат

урока

фактически

1

Повторение материала 1 класса

3





2 Число и цифра 4. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.


3





3 Число и цифра 5. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.


3





4 Число и цифра 6. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.


3





5 Решение примеров на сложение в пределах 6 по 1 единице.

3





6 Чтение и запись чисел. Числовой ряд от 1 до 6.

1





7 Число и цифра 0. Понятие «ни одного» - 0.

1





8 Решение примеров на вычитание в пределах 6 по 1 единице.

2





9 Круг, квадрат, треугольник.

2





10 Сутки: утро, день, вечер, ночь.

2





11 Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.

1





12 Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.

1





13 Составление и решение примеров по рисунку

2





14 Работа с денежными знаками. Монеты: 10к., 50к., 1р., 2р., 5р., 10р.

2





15

Обобщающий урок

1





Итого

30





















































«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

______

«____»_________2014г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

ВО 2 КЛАССЕ

на 2014-2015 учебный год

II ТРИМЕСТР (33 часа)

Учитель: Егорова И.А.

№ урока по програм

ме

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Календарная дата

Фактическая дата

Причины корректи

ровки

дат

урока

фактически

1 Число и цифра 7. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.


3





2 Решение примеров на сложение в пределах 7 по 1 единице.

2





3 Решение примеров на вычитание в пределах 7 по 1 единице.

2





4 Линейка. Знакомство. Нахождение на линейке изучаемого числа.

2





5 Вычерчивание по линейке прямой линии.

3





6 Круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Обводка по шаблону и штриховка.


3





7 Число и цифра 8. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках


3





8 Решение примеров на сложение в пределах 8 по 1 единице.

2





9 Решение примеров на вычитание в пределах 8 по 1 единице.

2





10 Точка. Постановка точек в уголках тетрадных клеточек.

2





11

Знакомство с калькулятором.

Нахождение на калькуляторе нужной цифры от 0 до 9.

3





12 Неделя - 7 дней. Названия дней недели.

3





13 Год - 4 времени года. Названия времен года.

2





14 Обобщающий урок

1





Итого

33


























































«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_____

«____»_________2014г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

ВО 2 КЛАССЕ

на 2014-2015 учебный год

III ТРИМЕСТР (39 часов)

Учитель: Егорова И.А.

№ урока по программе

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Календарная дата

Фактическая дата

Причины корректи

ровки

дат

урока

фактически

1 Число и цифра 9. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.

3





2 Решение примеров на сложение в пределах 9 по 1 единице.

2





3

Решение примеров на вычитание в пределах 9 по 1 единице.

2





4 Работа с календарем. Называние и пересчет рабочих и выходных дней недели.

2





5 Число 10. Образование числа. Название и обозначение. Счет предметов. Порядковые числительные. Чтение и запись. Соотнесение количества предметов с количеством пальцев на руках.

3





6

Решение примеров на сложение в пределах 10 по 1 единице.

2





7

Решение примеров на вычитание в пределах 10 по 1 единице.

2





8 Решение примеров на сложение и вычитание по единице в пределах 10 на конкретном материале (на предметах и на пальцах) с записью в тетрадь.

2





9 Счет прямой и обратный по календарю в пределах 10.

2





10 Работа с калькулятором. Нахождение на калькуляторе нужной цифры от 0 до 9. Набор и чтение на калькуляторе нужного числа от 0 до 10.

2





11

Круг, квадрат, треугольник.

Обводка по шаблону и штриховка.

2





12 Рисование от руки кривой линии.

2





13 Работа с денежными знаками. Купюра - 10р. Распознавание, называние. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

2





14 Временные понятия. Ориентировка во времени. Сутки: утро, день, вечер, ночь.

2





15 Временные понятия. Ориентировка во времени. Неделя - 7 дней. Названия дней недели.

2





16 Счет прямой и обратный по календарю в пределах 10

2





17 Чтение и запись чисел. Числовой ряд от 0 до 10. Счет прямой и обратный в пределах 10. Сравнение рядом стоящих чисел.

3





18

Повторение пройденного за год

2





Итого

39







© 2010-2022