• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Обобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьниковОбобщение передового педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьников



ОБОБЩЕНИЕ

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

ПО ТЕМЕ:



« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.»

Семыкиной Натальи Григорьевны, учителя начальных классов

МБОУ « Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Курского района, Курской области.



2015г.

Содержание

Раздел 1. Информационный -3

Раздел 2. - 6

а. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая

целесообразность ( значение

б. Педагогическая технология -10

Раздел 3. Результативность опыта. -16

Библиографический список. -18

Приложение к опыту. -19





Раздел 1. Информационный

1. Тема опыта: « Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе младших школьников.»

2. Сведения об авторе опыта. Ф.И.О.: Семыкина Наталья Григорьевна. Год рождения: 1954 Домашний адрес: Курская область, Курский район, д. Селиховы Дворы, ул. Центральная, дом № 56. Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания. КПУ 1972г. и КГПИ 1989г. Специальность по диплому: учитель физического воспитания общеобразовательной школы; учитель начальных классов. Образовательное учреждение, должность: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Селиховская средняя общеобразовательная школа» Курского района, Курской области, учитель начальных классов. Звания, награды: две почетных грамоты Курской областной Думы.( 2005 и 2010 г.г.) Результативность аттестации: первая квалификационная категория. Стаж педагогической аттестации: 42года. Занимаемая должность : учитель начальных классов. Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме, теме: « Духовно- нравственное воспитание младших школьников» ( на школьном уровне). Имеются ли публикации: да ( приложение № 1)

Адрес сайта.

http// учительский сайт.( Семыкина Наталья Григорьевна) - сертификат №41591 от 31.10.2014г.

и Творческий Образовательный Проект ШКОЛА

Свидетельство № n-009/2015 от 20.02. 2015г

Авторские разработки Семыкиной Н.Г. ( приложение 1)

открытый урок по физической культуре во 2 классе на тему " Гимнастика с элементами акробатики"

Цель урока: развитие интереса к гимнастике и универсальных способностей посредством двигательного опыта обучающихся в спортивной и игровой деятельности, овладение элементами акробатики, закрепление группировок….

свидетельство о публикации № 0413936 от 27.02.2015г.

Предметная неделя по окружающему миру на тему " Береги свою планету."

Цели и задачи: Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края…

свидетельство о публикации № 0347278 от 28.01.2015г.

Анализ работы ШМО учителей начальных классов

Школьное методическое объединение учителей начальных классов работает над темой « Практическое использование современных технологий в учебной деятельности начальных классов».

свидетельство о публикации №0295987 от 13.01. 2015г.

Презентация " Прощай, начальная школа! Здравствуй, 5 класс!"

Представляем наш 4 класс! Шустрые, спортивные. Смелые, активные Сообразительные, любознательные, в общем, привлекательные! …

свидетельство о публикации № 048415 от 09.01.2015г.

Презентация ШМО учителей начальных классов

Презентация ШМО учителей начальной школы. Проблема нашего ШМО МБОУ « Селиховская СОШ» «Практическое использование современных технологий в учебной деятельности начальных классов»...

свидетельство о публикации № 048182 от 09.01.2015г.

Открытый урок по ОРКСЭ- 4 класс на тему " Христианская семья"

-Итак, тема нашего урока «Христианская семья» - Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся и мы ему ….

свидетельство о публикации №046830 от 08.01. 2015г.

Педсовет на тему « Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целеустремленность и эффективность» (из опыта работы учителя начальных классов Семыкиной Н.Г.)

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, ….

свидетельство о публикации № 046770 от 08.01.2015г.

Доклад на педсовет " РАБОТА С СЕМЬЕЙ и ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ" ( из опыта работы)

Ранняя профилактика правонарушений в начальных классах

свидетельство о публикации №046709 от 08.01 2015г.

Открытое мероприятие на экологическую тему в начальных классах

МБОУ « Селиховская средняя общеобразовательная школа» Открытое районное мероприятие по экологическому воспитанию , посвященное Дню Земли " Земля - наш общий дом!"

свидетельство о публикации №046340 от 08.01. 2015г.

Достижения

Сертификат №41591, подтверждающий, что Семыкина Наталья Григорьевна
создал(а) личный учительский сайт.



3. Актуальность проекта.

ВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ
«Здоровье - утверждал академик И.П. Павлов - это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек».

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, так как у ребенка происходят кардинальные изменения в привычном укладе жизни, он осваивает новую социальную роль «ученик».

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. К сожалению, мы замечаем, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается.

В настоящее время только 10% школьников можно назвать здоровыми.
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

Плохое состояние здоровья у слабоуспевающих детей - главная причина отставания в учебе. Из-за болезни часто пропускаются уроки, ощущается недомогание и во время занятий, повышается утомляемость, теряется интерес к происходящему на уроке.

Поэтому, если не мы, учителя начальной школы, то кто заложит фундамент для формирования у школьников необходимости ведения здорового образа жизни. Научит делать первые шаги для укрепления их здоровья и повышения успешности обучения.

4. Требованиями к результату проекта является то, чтобы:

Обеспечить формирование у учащихся начальной школы знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья, что соответствует портрету выпускника начальной школы по ФГОС.

Это:

*Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. *Повышение приоритета здорового образа жизни.

*Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

*Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

*Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

*Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.

*Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

* Анализ и мониторинг на каждом этапе проекта.


Раздел 2 Цель педагогического опыта

Цель моего опыта: это воспитать физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание единого здоровьесберегающего пространства и практической деятельности для учащихся начальной школы.

Для достижений целей я поставила перед собой следующие задачи:


• Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
• Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье.
• Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
• Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры питания.
• Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
• Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами.
• Обучить умению различать лекарственные травы.
• Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

1. Практическая значимость опыта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в классе.

- Факторы, определяющие результативность работы:

- предоставление учащимся здоровьесберегающего пространства;

- взаимодействие всех участников здоровьесберегающего педагогического процесса.

Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе: 1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:- Соблюдение теплового режима; Поддержание в помещениях школы чистоты; Соблюдение нормативов освещенности в классах; Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы; Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся; 2 этап - условия для здоровья на уроках: Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека: Формирование правильной осанки; правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.; Физкультминутки ; Использование мебели, соответствующей росту обучающихся; Морально-психологические: Деловая, деятельная атмосфера; Уверенность в успехе; Доброжелательность; Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»). 3 этап - формирование социально-психологического климата в классе отвечающего следующим требованиям - Перспективность, оптимистичность; Жизнерадостность; Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности; Защищенность обучающихся; Дух сотрудничества; Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик. 4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях: - Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков; Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста; Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры, Увеличение доли времени на улучшение осанки. 5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями: Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма; Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и второклассников; Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной; Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры); Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. 6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя: Творческую активность; Поддержание благоприятного морально-психологического климата; Организацию здорового досуга; Занятия физической культуры и спортом; Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

7 этап - пропаганда здорового образа жизни: - Формирование физиологии здоровья; - Обучение способам оздоровления организма; - Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой. 8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: - Проведение медосмотров врачами комплектующего центра; -Профилактика инфекционных заболеваний; - Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками; Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи. 9 этап - работа с родителями: - проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка; - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; - включение родителей в воспитательный процесс; - привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

Пути реализации опыта:

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;

  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты и памятки для детей);

  • экскурсии;

  • спортивные соревнования;

  • беседы;

  • игры, эстафеты, викторины, конкурсы;

  • консультации для родителей;

  • выставка детского творчества.

Ожидаемый результат:

  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;

  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;

  • повышение профессионального мастерства педагогов школьного учреждения в здоровьесбережении;

  • создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений обучающихся, родителей и учителей.

  • оформление выставки детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;

  • создание картотеки «Подвижные игры для младших школьников».

Заключение В своей работе по здоровьесбережению я использую различные и доступные средства информации: интернет-ресурсы, энциклопедии, справочники, методическую литературу, периодическую печать. Думаю, что такая система работы позволит мне не только сохранить здоровье ребенка в текущем периоде, но и поможет выполнить главную задачу: ВЫРАСТИТЬ * физически, нравственно, духовно здоровую личность, осознающую необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека, * проявляющую устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, * испытывающую потребность в самостоятельной двигательной активности, поддерживающую самоконтроль, личностное саморазвитие, творческую продуктивность.

Заключение Проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:

воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:

создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения; обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей; - установление межпредметных связей; логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности; эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр; формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье; тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся. Анкетирование родителей школьников позволило нам определить высокий уровень роли родителей в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни. Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Проделанная нами работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Нам учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Для успешного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю необходимо найти решение трех проблем: изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения;

изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности; изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Когда педагог будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности, а поступление в школу будет праздником для детей и родителей.

Своё выступление хочу закончить словами: Мы рождены, чтоб жить на свете долго; Грустить и петь, смеяться и любить. Но чтобы стали все мечты возможны. Должны мы все здоровье сохранить Спроси себя: готов ли ты к работе - Активно двигаться и в меру есть и пить? Отбросить сигарету? Выбросить окурок? И только так здоровье сохранить. Взгляни вокруг: прекрасная природа Нас призывает с нею в мире жить. Дай руку, друг! Давай с тобой поможем Планете и себе здоровье сохранит

Можно сделать конкретные выводы.

Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты данной работы, наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве и быть здоровее. Важным достижением считаю создание в классе эмоционально благоприятной среды, а также создание условий для развития и самореализации каждого ученика. Мы учимся жить здорово: вместе, весело, активно, интересно (от этих умений и способностей зависит самочувствие, настроение, здоровье ребенка).

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Когда педагог будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности, а поступление в школу будет праздником для детей и родителей.



Библиографический список.

*. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / Психология здоровья под ред. Г.С. Никифирова //-С.Пб.-2000. -С 41. *. Антропова М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. / Советская педагогика, -1980 -№ 10. -С 13.

.* Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. -М.; Просвещение, -1987. -С 65. *. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// - 2005. -№11, -С 11.

*. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -2003. -С 67. * Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс - 2000. -С 45.

  • *. Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровье сберегающие технологии в школе». /Просвещение, Хрипкова А.Г.// - М.: Прогресс. - 1980 -

  • * Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// - Ростов н /Д: изд-во «Феникс»- 2004.-С 384.

  • *Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005. -№ 6. -С 23.

  • . *Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6.- С 23.

  • .

  • *Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н.К. Смирнова.//- М.:-2003.- С 15.

Приложение к опыту.

17


© 2010-2022