Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися











Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы младших школьников

Основная цель опытно-экспериментальной работы - приучить обучающихся начальной школы самостоятельно работать по разработанной схеме, расширить и углубить их знания, провести наблюдения, фиксацию необходимого материала и сделать выводы из своей работы.

Самостоятельная опытно-экспериментальная работа приучает обучающихся к последовательной работе, формирует ответственность за порученное дело, вырабатывает наблюдательность, самостоятельное логическое мышление и способность делать правильно выводы.

В начальной школе очень эффективны:

  • Организация конкурсов проектов для малышей;

  • Привлечение для совместной работы родителей. Пусть помогают выбрать тему исследований, найти необходимую информацию по ней, поработать вмести с детьми в библиотеке.

  • Выполнение семейных проектов;

  • Выступление с докладами на родительском собрании;

  • Открытая защита с привлечением родителей, старших братьев, сестёр, бабушек и дедушек;

  • Выполнение проектов разновозрастными группами;

  • Приглашение младших школьников на защиту проектов старшеклассниками



В начальной школе представление и защита проектов - это не стендовый доклад, не аргументированная защита, а: красочное действо, проекты в «картинках», наука «в цветочек».








Трансформация исследовательской направленности детей начальной школы







Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися


Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися


Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимисяРекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Чтобы что-то исследовать, надо иметь представление о возможных объектах исследования и о том, как это делают. Обучающимся выдаётся теоретический материал. В кружковых объединениях есть возможность более подробно, нежели на уроках изучить отдельные темы и легче подкрепить даваемые знания. Маленькую группу обучающихся легче отвести в музей, зооуголок, парк, что бы показать изучаемые объекты наглядно, а не на картинках. В условиях кружка легче заложить и показать демонстрационный опыт. Такие темы, как поведение животных, содержание животных в домашних условиях, содержание декоративных растений можно проходить на наглядном материале.

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Постепенно дети сами выбирают себе наиболее интересующие их объекты и убеждаются в том, что далеко не всё об этих объектах можно прочитать или спросить у педагога. Так возникает потребность изучать. Но для этого нужно чётко сформулировать, что именно ты хочешь узнать. Обычная фраза для недавно пришедшего в кружок ребёнка: «Я хочу изучать волнистых попугайчиков». Но когда его спрашивают, что конкретно он хотел бы изучать, новичок теряется. Для формулировки темы исследования надо немало прочитать о своём любимом объекте и как следует «пообщаться» с ним.

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Тогда среди многого известного всплывает что-то конкретное, что никому не известно, но хотелось бы узнать. Для получения ответов на эти конкретные вопросы обучающемуся надо составить план исследования, то есть сформулировать цель и задачи.

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

После определения с целями и задачами, обучающихся знакомят с методиками исследования. Дети с удивлением узнают, что для достижения достоверного результата нужна выборка исследуемых объектов и чем больше она, тем лучше. Следует так же усвоить, что при сравнении объектов по какому-нибудь параметру, прочие параметры должны быть у этих объектов одинаковы.

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимисяРекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Наряду с теоретическими занятиями необходимо проводить выходы на природу, экскурсии, прогулки (осенью, зимой, весной). На подобных мероприятиях дети учатся замечать интересное, необычное в природе и вокруг себя, а так же запоминать и быстро, точно и кратко фиксировать в тетрадях то, что рассказывает и объясняет педагог, выбирая самое главное и необходимое. После выходов в природу, экскурсий и поездок, можно просить детей делать отчёты о мероприятии в виде презентации, альбома, зарисовок или в каких-либо других формах.

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимисяРекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

На практике происходит погружение в изучаемый предмет, когда не надо никуда спешить и можно посвятить изучению целые дни. Начинать надо с того, что более доступно для наблюдений. Это растения и некоторые виды животных (птицы, насекомые). Птицы и насекомые не очень боятся людей, а растения и вовсе убежать не могут, поэтому и являются самыми удобными объектами исследования. Самое настоящее самообучение, о котором так мечтают в школе - это работа с определителями растений, животных, явлений. Детям рекомендуется завести тетрадь флористическую или фаунистическую, в которую они записывают основные признаки изучаемых ими растений и животных. Дети обучаются принципам биологического рисунка, потому что иногда легче зарисовать форму и вид, чем многословно это описывать.

К концу практике тем, кто успешно усваивает преподносимый материал, предлагается провести маленькое самостоятельное исследование с немедленным результатом. В такой работе не надо ничего писать, но это настоящее маленькое исследование, где результаты никому заранее не известны.

Рекомендации по ведению проектной и исследовательской деятельности с обучающимися



Примерные темы исследовательских работ и проектов для младших школьников:


1. Комнатные растения в жизни человека

2. Сохраним удивительный мир растений и животных

3. Зрение человека - важный источник информации об окружающем мире.

4. Почему рядом со школой мало птиц?

5. Тропинка удивительных открытий

6. Наш дом - планета Земля

7. Как сберечь дерево?

8. Влияние цветов на настроение школьников

9. Почему корни растут вниз?

10. Мои беспозвоночные друзья (улитки, черви, насекомые, пауки)

11. Народный календарь нашего края

12. Вода в жизни растений

13. Что такое плесень?

14. Если хочешь быть здоров.

15. Растения в нашей квартире

16. Родословная моей семьи.

17. Жизнь комнатных растений зимой.

18. Влияние различных раздражителей (свет, звуки, другие животные) на кошку.

19. Выращивание зелени на подоконнике.

20. Вода в жизни человека.

21. Озеленение школы. Или проект «Зелёная школа».

22. Моё любимое домашнее животное.

23. Моё любимое домашнее растение.

24. Фрукты - очень важные продукты.

25. Чистота - залог здоровья.

26. Народные средства борьбы с простудными заболеваниями.

27. Вредные привычки и здоровье.

28. Настроение в школе.

29. Почему мы болеем?

30. Влияние различных раздражителей (свет, звуки, шум) на аквариумных рыбок

31. Влияние света на растения

32. Компьютер в жизни школьника: польза и вред.

33. Сотовые телефоны в жизни школьника.

34. Образ жизни в традициях моей семьи.

35. Природа в опасности

36. Творческий проект «Безопасность в доме».

37. Влияние человека на природу: плюсы и минусы.

38. Квартира как источник опасности.

39. Проверка народных примет.

40. Погодный календарь

41. Закаливание - путь к здоровью.

42. Как я могу укрепить своё здоровье?

43. Вторая жизнь ненужных вещей.

44. Хлеб - всему голова (отношение к хлебу современного человека

45. Опыт «Наблюдение за состоянием хлеба, хранившемся в разных

условиях»

46. Прорастание семян при различных условиях

47. Опыт «Ботаническое чудо. Выращивание огурцов в бутылке»

48. Овощи и фрукты - полезные продукты.

49. Выращивание экзотических растений (ананас, хурма, финиковая пальма и другие) в домашних условиях.

50. Загрязнённость территории школы (вокруг дома, парка) мусором.

51. Сбор и художественное оформление гербария.

52. Домашние насекомые и способы борьбы с ними.

© 2010-2022