Урок по теме Суффикс и правописание

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Суффиксы, их правописание.

Цели урока:

1. Дать понятие суффикса как части слова, служащей для образования новых слов.

2. Наблюдать над значением суффиксов.

3. Формировать умения образовывать слова с помощью суффикса.

Тип урока: урок усвоения новых знаний; презентация, карточки

Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы и структура урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)


А теперь сядет тот, кто правильно назовёт однокоренное слово к слову «холод».

Дети. Холодный, холодильник, холодновато, холодненький, похолодать.

У. Молодцы! Итак, кто скажет, над какой темой мы работали в прошлой четверти несколько предыдущих занятий?

Дети. Родственные или однокоренные слова.

У. Так какие же слова мы называем однокоренными или родственными?

Дети. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и близкие по смыслу.

У. Как называется общая часть родственных слов?

Дети. Корень.

У. Как корень обозначается на схеме? Показать. Как обозначается приставка?


У. Прочитайте скороговорку «На осинке росинки засверкали утром перламутром».

Чтение скороговорки про себя, потом вслух, выделяя каждое слово с вопросительной интонацией.

Выясняем, что перламутр - это ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твёрдый внутренний слой некоторых раковин. Из перламутра делают украшения, пуговицы. Демонстрируем такие предметы.

У. Найдите и назовите ласковые слова, которые встретились вам в этой скороговорке.

Дети. Росинки, на осинке.

У. А как можно сказать по-другому?

Дети. Роса, осина.

У. Прочитайте теперь эту же скороговорку, но с изменёнными словами.

Дети. На осине росы засверкали утром перламутром

У. Какой вариант вам понравился больше? Почему?

Дети поясняют, что первый вариант скороговорки красивее.

У. Слова «осинки» и «росинки» образованы с помощью частей слова

«-к-» и «-инк-».

У. Кто уже знает, как называются эти части слова?

Дети. Суффиксы.

У. Где стоят суффиксы?

Дети. За корнем.

2

Чистописание, словарная работа.


Казахстан, Астана. С данными словами составьте предложения. Измените слова, попробуйте прибавить суффикс -цы

Словарно-орфографическая работа

На доске таблица слов, где пропущены первые буквы. Ребята по одному подходят к доске и вставляют буквы, чтобы получились слова.)

Урок по теме Суффикс и правописание

- Какое это слово? Как вы его нашли?

- Мы вспомним слово - малина. Для того чтобы его прочитать, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем соединили и прочитали эти буквы по вертикали.

- Что такое малина?

(Малина - это сладкие красные ягоды.)

- Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?

(Малина - это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.)

- Скажите полностью, что такое малина?

(Малина - это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.)

- По поводу происхождения названия этой ягоды существует две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.

- Запишите это слово, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?

(В слове малина непроверяемая безударная гласная а)

- Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить?

- Прочитайте фразы, написанные на доске.

Не жизнь, а малина;

малиновый звон.

- Что обозначает первая фраза?

(Фраза «не жизнь, а малина» обозначает очень хорошую жизнь)

- Что обозначает фраза «малиновый звон»?

(Красивый нежный звук)

-Как можно назвать маленькую ягоду малины?

(Малинка) один ученик записывает на доске ответы, остальные в тетради

Как называется участок земли, где растут кусты малины?

(Малинник)

- Как можно назвать записанные слова?

(Малинка, малинник. Однокоренные слова.)

- Выделите в каждом написанном слове корень.

- Что такое корень?

- Какую часть в этих словах мы можем выделить еще?

(Суффикс)

- Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Учиться … (определять части слова)

Учиться…(помогать друг другу)

(Сегодня на уроке мы будем учиться определять корень и суффикс в словах.)

4 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.


- Сегодня на уроке мы будем учиться выделять суффиксы в словах.

Упр. 286 - устно.

Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр. 107

5 Работа по теме урока

Упр. 287 - устно

Упр 288 - комментированное письмо.

6

Динамическая пауза.

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Это дом. Живет здесь гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Повторить упражнение 2 раза

Закрепление изученного материала.

1. Что такое суффикс? Выберите правильный ответ:

Суффикс - часть предложения.

Суффикс - часть слова.

Суффикс - это слово.

2. Что такое корень?

3. Для чего служат суффиксы?

4. Как распознать однокоренные слова?

5. Какая часть слова самая главная? Почему?

7

Самостоятельная работа

Упр. 289

8 Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Задайте друг другу вопросы по теме урока .

9 Домашнее задание.



Упр 290. Написать 9 имён с суффиксами. (Например, Иванушка…)

10

Рефлексия



Вы хорошо сегодня поработали.

- Вам было интересно?

- Назовите одно слово из тех упражнений, которые мы выполняли на уроке, которое вы запомнили.

- Выберите и закрасьте ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас. А над головой смайлика нарисуйте шапочку в виде суффикса.

(Ребятам предлагается карточка, на которой нарисованы - смайлики. Выбрать того смайлика, который соответствует их настроению в конце урока и закрасить.)



© 2010-2022