Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.



Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой ». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег -ко и просто.

Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».

А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?

Речевое развитие детей с помощью сказки.

Общение с фольклором активно развивает речь ребенка.

Пальчиковые игры с проигрыванием текстов, потешек - это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.

Конечно, в год или в два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании потешек, но несколько раз прозвучавший текст закладывается в кладовую его памяти.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Можно использовать следующие потешки: - «Водичка, водичка...» - «Ладушки, ладушки!..» - «Сорока - сорока…» - «Пальчик-мальчик...» - «А, баиньки-баиньки...» - «Идет коза рогатая...» У малышей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и все больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.

Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире.

Слушая их, дети:

- учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

-знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;

-овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».

Взрослые могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т.д.

Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.

Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:

Народные:

-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);

-«Репка» (обр. К.Ушинского);

-«Колобок» (обр. К.Ушинского);

-«Теремок» (обр. М.Булатова);

-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).

Авторские:

-«Курочка» Е..Чарушина;

-«Петушок с семьей » К.Ушинского.

Сказка и ОБЖ.

Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят»- нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

Сказка в системе экологического воспитания.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста - заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Примерные сказки для детей:

«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давай те позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку...»

«Жило-было Солнышко. Оно было желтое-прежелтое и любило все желтое. Поэтому солнышко подружилось с желтым одуванчиком…

Формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный материал.

Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорее», «Дождик - дождик, пуще», «Радуга-дуга, не давай дождя!», «Иди, весна, иди, красна» и др.

Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.


© 2010-2022