- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению Сказка ложь, да в ней намек2 класс
Урок по литературному чтению Сказка ложь, да в ней намек2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дармаева С.К. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: « Сказка - ложь, да в ней намёк»
Педагогические цели урока: обобщить знания по изученным сказкам;
содействовать привитию интереса к чтению, любви к сказкам; развитию творческих способностей учащихся; развивать внимание, память, мышление, речь; учить связно, излагать свои мысли; Предметные: отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; о характере
и поступках героя; относят сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники). Личностные: понимают, почему конкретные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил; Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД). Регулятивные : понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; работают по предложенному учителем плану; умеют оценивать свою работу. Познавательные: общеучебные - ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из художественного текста; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные : оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения); слушают и понимают речь других; осознанно читают вслух и «про себя».
Тип урока: закрепление полученных знаний
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку (матрица, деформированный текст, опорные схемы), пульты (оценка качества знаний Respons)
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности:
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- На уроке нам предстоит хорошенько потрудиться.
- Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен? (- Нужен!)
- Кто с учебой дружен,
Нам сегодня нужен? (- Нужен!)
- С чтением кто дружен,
Нам сегодня нужен? (-Нужен!)
- Таким ребятам хвала и честь,
- Такие ребята в классе есть?(-Есть!)
-
Создание проблемной ситуации:
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушали вы
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Читая сказки, вы попадаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие по сказкам.
3.Обобщение пройденного материала. Путешествие по станциям.
- Начинаем наше путешествие. Закройте глаза и представьте, что вы летите на ковре самолёте. ( музыка)
Начинаем сказку, а вернее присказку.
В нашем царстве-государстве,
Далеко ли, близко ли
За лесами за долами
За высокими домами
Стеной стоит дремучий лес
Он полон сказок и чудес
Построен чудо городок
В нем каждый дом как теремок.
1. Первая станция «Улица сказок» (опорная схема)
- Вот и наша первая станция.
- Но прежде чем мы отправимся в путешествие ,давайте выясним :
- Что же такое сказка?( сказка …..)
- Какие бывают сказки?( ответы детей)
Сказки
Авторские
Народные
народные
Волшебные
Бытовые
О животных
П.Ершов
А.С.Пушкин
В.Одоевский
Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса
Иван крестьянский сын и Чудо -Юдо
Продолжаем наше путешествие.
2.Станция быстрых ответов
- А сейчас мы оказались на «Станции быстрых ответов»
Многие сказочные герои имеют сказочные имена. Я буду говорить одну часть имени, а вы другую.(Чудо - …, Мальчик …., Конек -…, Мальчик Золотой … и Золотая …., Змей ….. )
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием.
3.Станция «Ромашка»
- Продолжаем наше путешествие. Чтобы дорога была интересной и нескучной, поиграем в игру «Ромашка»
Условие игры: срываете лепесток, читаете отрывок и называете сказку :
1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому. (Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
2.Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…" ("По щучьему велению".)
3.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!...» (Братец Иванушка)
4.- Поешь моего простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)
5) Вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
6) Кто послал телеграмму: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Скоро буду у Вас»?
7) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
8) Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
1- Какое слово появилось? (молодцы!)
-Молодцы, я рада, что вы ответили на все вопросы.
- Мы с вами немного подустали, поэтому давайте минуточку отдохнем
Физминутка
4.Станция «Путаница»
Работа с деформированным текстом.
- Ну что ж, отдохнули, набрались сил и отправляемся дальше. Перед нами следующая станция , которая называется «Путаница» (Слайд№18)
(На доске 3 части текста из сказки).
- Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдёт!
Нечего было делать: ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
Однажды с рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка - то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?
- У каждого из вас , на столе , имеется отрывок из сказки , в котором все части перепутались. Ваша задача прочитать и сопоставить части текста, так чтобы появился смысл .( работа парами)
- Кто из вас нашел начало текста?
- Кто из вас нашел продолжение текста?
- А сейчас прочитайте последнюю абзац текста.
(по 1 человеку дети от каждого ряда читают с места)
Прочитайте. Что получили? (текст)
Давайте вспомним что такое текст?(Ответы детей)
Вот мы и распутали нашу путаницу. Все части между собой связаны в тексте и говорится об одном и том же.
- Скажите о какой сказке идет речь?( Мороз Иванович)
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
5. Станция «Чудо городок»
Работа с матрицей.
- И перед вами сказочный замок с жителями чудо городка.( замок)
- Но для того чтобы войти в этот замок нам нужно заполнить матрицу.
-
Сказочные
герои
Название
Главные герои
Герои - помощники
Нейтральные
герои
Сказка о рыбаке и рыбке
Старик старуха
рыбка
бояре
дворяне
Мороз Иванович
Ленивица
Рукодельница
Мороз Иванович
нянюшка
Конек - Горбунок
Иван
Старший брат
Средний брат
Конек -горбунок
кобылица
царь
6.Станция « Сказочный вернисаж»
Ну и в заключение нашего путешествия я предлагаю вам посетить
«Сказочный вернисаж». Здесь вам необходимо назвать героя или персонаж сказки.
Для этого вы должны поработать парами : обсудить, взять в руки пульт и выбрать правильный ответ.
1) Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит.
2) Был он ростом в три вершка, на спине с двумя горбами
да с аршинными ушами.
3)Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались.
4) Он уже протянул руку , чтобы схватить птицу… И вдруг вскрикнул тихонько и пропал, словно облако на небе, растаял.
5) « Поделом тебе , старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садись в свои сани!»
- Молодцы вы очень постарались! Вот ваши результаты.
(диаграмма)
4.Итог.
- Ребята, скажите о чем мы сегодня говорили? ( о сказках)
- Чему учат нас эти сказки?
- Нравятся ли они вам?
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Но сказки на этом не заканчиваются. Любите сказки, читайте сказки, будьте добрыми, смелыми, справедливыми. Сказка - это не только произведение, которое интересно читать - это ещё и хороший учитель.
5. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. (использование пульта)
- Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то нажмите на красную кнопку, если вы не уверены в своей работе нажмите зеленую кнопку.
Домашнее задание
-Попробуйте сочинить свою сказку. Сделайте к ней иллюстрации.
- Ну а знатоки сказок получают долгожданные отметки.