- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности, Умники и умницы
Рабочая программа по внеурочной деятельности, Умники и умницы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Забавина Л.И. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Михайловская средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова»
Рассмотрена на ШМО
учителей______________
протокол№-----от__________
Руководитель ШМО_______
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №__________
От « »____________2013г.
«Утверждаю»
Директор школы:________
( КорольковаЛ. А.)
Приказ №___от___________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
« Умники и умницы »
( 3 класс )
Рабочую программу составил
учитель 1 квалификационной категории
Забавина Л. И.
с. Михайловка
2014г
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Цели и задачи программы: Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на развитие воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Развитие речи.
- Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основные принципы распределения материала:
-
системность: задания располагаются в определённом порядке;
-
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
-
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
-
увеличение объёма материала;
-
наращивание темпа выполнения заданий;
-
смена разных видов деятельности.
2.Содержание программы.
Задания повышенной сложности Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.
Тренировка зрительной памяти Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов. Формы работы Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия. Методы формирования взглядов и обмен информацией: - повествование; - объяснение; - диалог; - доказательство; - рассказ; - рассуждение; - беседа. Методы организации деятельности: - состязание; - показ примеров и образцов; -создание ситуации успеха; - перспектива. Методы стимулирования и мотивации; Методы стимулирования интереса к учению: - игры; - соревнования; - познавательные беседы; - создание ситуации успеха; - эмоционально-нравственных ситуаций; - творческие задания Методы стимулирования долга и ответственности: - убеждение; - требование; - поощрение; - порицание; - наказание; - поручение. Формы организации занятий: - учебное занятие; - открытое занятие; - экскурсии; - организация праздников; - театрализованное занятие; - участие в выставках и конкурсах различного уровня; -участие в воспитательных мероприятиях школы. В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа.
- Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
- Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов),ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
- Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
- Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый - собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний; второй - задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
3. Планируемые результаты освоения программы. Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
Метапредметные (универсальные) результаты
Предметные результаты
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Регулятивные УУД:
-
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
-
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
-
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-
Добывать новые знания: находить необходимую информацию
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
-
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
-
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
-
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
-
уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
-
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
-
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
-
заполнять магические квадраты размером 3×3;
-
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
-
находить число пар на множестве из 3-5 элементов (число сочетаний по 2);
-
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству;
-
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
-
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
-
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
4.Календарно- тематический план
3 класс
№п/п
Кол-во час
Тема
Дата Дата
план факт
11-2
2
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
13-4
2
Развитие концентрации внимания.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Логически-поисковые задания.
15-6
2
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
17-8
2
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
19-10
2
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
111-12
2
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
113-14
2
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
15-16
2
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
117-18
2
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.
119-20
2
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
221-22
2
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
223-24
2
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
225-26
2
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
227-28
2
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
229-30
2
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
331-32
2
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.
333-34
2
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
335-36
2
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
337-38
2
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
339-40
2
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
441-42
2
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
443-44
2
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
445-46
2
Развитие концентрации внимания.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.
447-48
2
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
449-50
2
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
551-52
2
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
553-54
2
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
555-56
2
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
557-58
2
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
559-60
2
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания
.
661-62
2
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
663-64
2
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
665-66
2
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
667-68
2
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Итого:68
5 Список литературы Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:
Для учителя: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2013г.)
Для ученика: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2013г.).
2. Техническое оснащение программы. Средства обучения:
- аудиовизуальные;
-
технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.