План - конспект урока по теме Обобщение знаний о частях слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель: Фомина Ольга Васильевна Класс: 2 «Ж» Предмет: русский язык Тема: «Обобщение знаний о частях слова» Тип урока: систематизации и закрепления знаний Задачи урока: Образовательные: развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс). Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) Развивающие: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, кроссворд.

Ход урока:

  1. Организация урока.
- Сегодня у нас замечательный и необычный день, у нас в классе много гостей. И мне хотелось бы напомнить, что результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. - Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам удачи на уроке!
  1. Минутка чистописания.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать следующие буквы: р к н о е ь - Что можете о них сказать? р к н - согласные буквы о е - гласные буквы е - обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласной ь - звука не обозначает, но указывает на мягкость предшествующего согласного и бывает разделительным. - Попробуйте составить из этих букв слово (корень) - Как вы понимаете смысл слова «корень»? (Корень у дерева, корень - общая часть родственных слов) - По-другому часть слова в русском языке называется «морфема». -А какие еще морфемы вы знаете? (Приставка, суффикс, окончание)

  1. Сообщение темы и целей урока.
- Друзья, задача наша такова - Откроем, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют.
  1. Работа по теме урока.
- Итак, сегодня мы отправимся путешествовать в страну под названием Морфемика. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. И мы, конечно же, посетим эти острова и познакомимся с их жителями. Вы готовы? - Как вы считаете, кто живет в этой стране? (Части слова) - Какой же первый островок? С чего начнем, друзья, урок? Нас приглашает окончание, И у него для вас задание. - А что такое окончание? (Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении) - А теперь, внимание! В каждом ли слове есть окончание? (Нет, бывает нулевое окончание) - Докажите (дом-дома, глаз-глаза) -Когда вы будете постарше, окончание раскроет вам все свои секреты. У него еще много тайн.
Слайд (В, хорошо, гости, дом, а, лучше) - Какое задание мы можем придумать к этой группе слов? (Составить предложение) - Какая морфема нам нужна, чтобы связать слова в предложении? (Окончание) - Измените окончание и запишите пословицу в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось. ( В гостях хорошо, а дома лучше) Слайд ( В гостях хорошо, а дома лучше) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дома всегда лучше) -Правильно, есть такая поговорка: «Дома и стены помогают». Здесь всегда тебя поймут, пожалеют, защитят. Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончится наше путешествие.
Слайд (дом, синий, зима, луна) - На экране вы видите слова. Какое слово лишнее? (Синий) - Почему? (дом, зима, луна - обозначают предмет, синий - это признак предмета) - Запишем это слово в тетрадь, разберем по составу (или по-другому, произведем морфемный анализ) - Из каких морфем состоит слово? (корня и окончания) - Другими словами из основы и окончания. - А как вы думаете, какая еще морфема входит в основу? (Приставка)
Слайд МОРЕ - Закройте глазки, сейчас мы вообразим, что опять находимся на нашем корабле, который плывет к следующему острову. - Одна из жительниц этого острова решила загадать нам загадку: Своим местом я горжусь: Перед корнем нахожусь. (приставка) - На каком острове мы оказались? (острове приставок) -Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. - Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) - А вот какое задание приготовили нам на этом острове Слайд (дописать приставки) - Нужно составить и записать слова, выделив приставки. - Проверим, какие слова вы записали. Приставка? (Забежал за угол, выбежал из дома, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд)
Слайд (море)
-А теперь глаза закрыли С вами дальше мы поплыли. - Подплываем к неизвестному острову. Что же это за остров? За корнем суффикс обогрел местечко Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратится в речку, Лес - в лесника, а печь - всего лишь в печку.
- Это остров … (суффиксов) Слайд (суффикс) - А что такое «суффикс»? ( Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) - Задание на это острове нам предлагается такое: у вас на партах лежат карточки, на которых записаны слова. Нужно распределить эти слова в 2 столбика. Кто догадался, что будет в первом столбике и что во втором? (Слова с суффиксом и без суффикса) - Не забудьте выделить суффикс! - Проверим: Лес диванчик Звон домик Рыба хоботок Слон мышка - Скажите, чем отличается приставка от суффикса? (Приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня) - А чем похожи? (Служат для образования новых слов) -Приставки и суффиксы весело живут, Они словам значения дают.
- А вам дают задание на внимание. Слайд 1 ( В лесу родилась….) - Что, друзья, трудно? Это потому, что здесь нет корня. Попробуйте прочитать вот это: Слайд 2 (В лесу родилась…) -Здесь пропущены все морфемы, кроме корня. - При помощи чего смысл восстанавливается быстрее и легче? (При помощи корня) - А что такое корень? (Это общая часть родственных слов) Корень слова - главная значимая часть. Родственные связи дарят слову власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова. Слайд (подобрать однокоренные слова) -Запишите в тетрадь, выделите корень.
Резерв на доске: высокий, сок, сокол - Эти слова однокоренные? (Нет) Докажите, подберите однокоренные слова Высокий-высь… сок-соки…сокол-соколиный -Запишите в тетрадь, выделите корень
- Итак, что же мы с вами делали сегодня? (Образовывали новые слова) - По-научному, это называется словообразование. - Что помогало нам в этой работе? (Суффиксы и приставки) Слайд (текст про зиму) - А теперь посмотрите на экран. Прочитайте текст. Сколько раз встречается слово зима? (3) -Выпишите все формы слова зима. - Выделите ту часть, которая меняется. (зима, у зимы, к зиме) - Как называется эта часть? (окончание) - Изменилось ли значение слова? (нет, это форма одного и того же слова) - Мы сейчас с вами занимались словоизменением. - А какая разница между словообразование и словоизменением? ( Изменить слово помогает окончание, а создать новое слово - приставка и суффикс) - Итак, нам пора говорить: «До свидания». Но жители страны дают последнее задание: отгадай загадку Слайд (оценка) Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречаем. Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)
  1. Итог урока
-Что нового узнали на уроке? -Что показалось трудным? - Что особенно понравилось? -Все вы у меня молодцы! Спасибо за урок!
  1. Домашнее задание: разгадать кроссворд


Источники:
  1. Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 2 класса. - М.: Просвещение, 2013 г.
  2. Методическое пособие для учителя по курсу «Русский язык» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  3. Голубь В.Т. Тематический контроль учащихся. Русский язык. 2 класс. - Воронеж, 2013г.

© 2010-2022