Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс, 8 вид)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка. Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 класса составлена на основе и следующих нормативных документов: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», автор В.В. Воронкова, ( Москва «Просвещение», 2009 года) -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: 1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», автор В.В. Воронкова, ( Москва «Просвещение», 2009 года) 2. Е.Д. Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва, АРКТИ, 2007г.
Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Задачи: 1.Формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам; 2.Расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире; 3.Обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; 4.Обогащать словарный запас обучающихся. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

















2. Учебно -тематическое планирование

раздела

Наименование раздела

Всего

1

Сезонные изменения в природе.

6

2

Город, село, деревня.

3

3

Орехи. Грибы.

2

4

Полевые растения.

2

5

Предметы быта.

4

6

Деревья.

8

7

Домашние и дикие животные.

2

8

Домашние птицы

2

9

Насекомые вредные и полезные.

1

10

Рыбы

1

11

Охрана здоровья.

3

34












3. Календарно - тематическое планирование


урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый результат:

Формы и виды контроля

Знать

Уметь

1

02.09

Сезонные изменения в природе.

Как ты провёл лето?

1

Знать признаки лета: солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья на деревьях, сбор ягод, грибов.

Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека.

Текущий

Фронтальный опрос

2

09.09

Сентябрь - начало осени. ( экскурсия)

Инструктаж по ТБ.


Знать признаки осени.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

3

16.09

Начало осени, сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды. (определение и различие)

1

Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

Знать время сбора урожая.

Знать названия овощей и фруктов, растения сада и огорода.

Знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление об исп-и человеком.

Уметь различать признаки осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Уметь определять и различать растения сада и огорода, описывать их.

Уметь определять и различать группы растений (фрукты - растения сада, овощи - растения огорода).

Текущий

Фронтальный опрос


4

23.9

Труд людей осенью.

1

Знать о различных видах труда людей в осенний период.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. Уметь грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору.

5

30.09

Поздняя осень.

1

Знать основные признаки поздней осени.

Различать признаки поздней осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.Уметь сравнивать, классифицировать.

Различать признаки поздней осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

6

07.10

Семена цветковых растений. (экскурсия на пришкольный участок). Инструктаж по ТБ.

1

Знать названия цветковых растений на пришкольном участке. Знать о роли семян.

Хранение различных семян.

Уметь различать семена цветковых растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян.

Уметь самостоятельно осуществлять посадку цветковых растений.

7

14.10

Город, село, деревня.

Главная улица города, села.

1

Знать название улиц, учреждений.

Уметь грамотно и логически строить свой рассказ

Текущий

Фронтальный опрос

8

21.10

Учреждения города, села (почта, магазины, болница и др.)

1

9

28.10

Правила дорожного движения: правила перехода улицы.

1

Знать правила дорожного движения.

Уметь применять правила при переходе улицы.

Текущий

Фронтальный опрос

10

11.11

Орехи.

Орех грецкий, лещины, кедровые орешки.Различение по внешнему виду, вкусу.

1

Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу.

Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу

11

18.11

Грибы.

Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

1

Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов.

Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

Текущий

Фронтальный опрос

12

25.11

Полевые растения.

Полевые растения и их использование (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Строение растений поля.

1

Знать названия полевых растений; основные органы растений поля: корень, стебель- соломина, ли стья, колос метелка, (по чаток), зерна.

Знать о растениях поля, их строении, об использовании человеком..

Уметь различать растения поля, описывать их; находить сходства и различия в их строении.

Уметь сравнивать и различать растения поля.

13

02.12

Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года..

1

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле.

Уметь описывать сезонные ра боты в саду, в огороде, в поле в осеннее время года.

14

09.12

Предметы быта.

Виды посуды(столовая, чайная, кухонная). Уход и хранение посуды.

1

Знать виды и назначение мебели, одежды, обуви; правила ухода за ними.

Уметь ухаживать за мебелью, одеждой и обувью

15

16.12

Виды мебели. Назначение мебели и уход за ней.

1

16

23.12

Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой.

Обувь. Уход за обувью.

1


17

13.01

Обобщение по темам: «Одежда. Обувь.»

1

18

20.01

Деревья.

Деревья, кустарники, травы.

1

Знать названия наиболее распространенных деревьев и кустарников.

Уметь различать деревья, кустарники, травы.

Текущий

Фронтальный опрос

19

27.01

Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках.

1

Знать о вечнозеленых деревьях, об основных частях дерева.

Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья.

20

03.02

Ель, сосна как представитель хвойных деревьев

1

Знать об основных особенностях ели как представителе хвойных деревьев.

Знать об основных особенностях сосны как представителе хвойных деревьев.

Уметь описывать ель как представителя хвойных деревьев.

Уметь описывать сосну как представителя хвойных деревьев.

Текущий

Фронтальный опрос

21

10.02

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. (Экскурсия). Инструктаж по ТБ.

1

Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзают пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.

22

17.02

Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.

1

Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года.

Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Текущий

Фронтальный опрос

23

24.02

Чередование времён года. Названия месяцев.

1

Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев.

Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.

24

02.03

Труд людей зимой.

1

Знать о видах труда людей в зимний период.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой.

25

09.03

Зимующие и перелетные птицы

1

Знать названия зимующих и перелётных птиц.

Уметь различать, сравнивать, описывать зимующих и перелетных птиц, классифицировать, находить сходства и различия.

Текущий

Фронтальный опрос

26

16.03

Домашние и дикие животные.

Домашнее животное- корова, лошадь, овца, свинья.

1

Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни дом. животных.

Уметь различать диких и домашних животных.

Уметь отличать корову, лошадь, овцу, свинью от других дом. животных; описывать повадки и образ жизни.

27

23.03

Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки

1

Знать особенности диких животных: лося и оленя (внешний вид, пища, повадки).

У. отличать лося и оленя от других диких животных, повадки и образ жизни.

28

06.04

Домашние птицы: гусь, индюк, утка. Внешний вид, пища

1

Знать основные части тела, повадки, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних птиц.

Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Уметь отличать гуся, индюка,утку от других домашних птиц; описывать повадки и образ жизни

Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

Текущий

Фронтальный опрос

29

13.04

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища. Разнообразие животных в природе.

1

30

20.04

Насекомые вредные и полезные.

Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха. Разведение и использование человеком пчёл.

1

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут.

Знать об особенностях пчёл, их роли в жизни природы; о пользе, приносимой людям.

Уметь различать вредных и полезных насекомых.

Уметь отличать пчелу от других насекомых, харак-ть по различным признакам.

Текущий

Фронтальный опрос

31

27.04

Рыбы - как представители животных.

Строение тела рыбы. Земноводные.

1


Знать названия рыб, их виды, внешнее строение и значение в жизни человека.

Уметь узнавать, определять, различать рыб среди представителей других групп животных.

32

04.05

Человек - часть природы. Отдых и труд дома. Наше питание.

1

Знать о влиянии человека на природу; правила поведения в природе.

Знать элементарные правила профилактики заболеваний.

Знать о значении здоровья для жизни человека.

Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами питания.

Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы своего края.

Уметь заботиться о своём здоровье; принимать правильные решения, связанные со здоровьем.

Уметь разрабатывать правильно режим дня, сочетать труд и отдых, рационально распределять время, отвечать на вопросы, выражать свои мысли.

Уметь выбирать продукты с учётом возрастных особенностей; выбирать продукты и строить режим питания в зависимости от состояния здоровья.

33

11.05

Охрана здоровья. Здоровье человека. Профилактика заболеваний. Режим дня школьника.

1

68

18.05

Обобщающий урок по темам года.

1

Знать признаки наступающего лета.

Различать признаки наступающего лета, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся


п/п

Наименование раздела

Знать/понимать

Уметь

1

Сезонные изменения в природе.

Знать сезонные изменения в природе; сезонные работы на огороде, в саду.

Уметь наблюдать за погодой; изменениями в природе..

2

Город, село, деревня.

Знать домашний и школьный адрес; название улиц.

Уметь соблюдать правила дорожного движения

3

Орехи. Грибы.

Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов.

Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу.

Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу

4

Полевые растения.

Знать виды и назначение мебели, одежды, обуви, посуды; правила ухода за ними.

Уметь ухаживать за мебелью, одеждой, посудой и обувью

5

Предметы быта.

Знать виды и назначение мебели, одежды, обуви, посуды; правила ухода за ними.

Уметь ухаживать за мебелью, одеждой и обувью

6

Деревья.

Знать названия наиболее распространенных деревьев и кустарников. Знать о вечнозеленых деревьях, об основных частях дерева.

Уметь различать деревья, кустарники, травы. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья.

7

Домашние и дикие животные.

Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных.

Уметь различать диких и домашних животных.

8

Домашние птицы

Знать перелётных и зимующих птиц; части тела птиц; различие птиц.

Уметь ухаживать за домашними птицами.

9

Насекомые вредные и полезные.

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут.

Уметь различать вредных и полезных насекомых.

10

Рыбы

Знать названия рыб, их виды, внешнее строение и значение в жизни человека.

Уметь узнавать, определять, различать рыб среди представителей других групп животных.

Охрана здоровья.


5. Список литературы


1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2009 года). 2. Е.Д. Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва, АРКТИ, 2007г.


© 2010-2022