Конспект урока литературного чтения по теме Разгадываем загадки сказок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Разгадываем загадки сказок» Цель: подробнее познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера, живопись).
Оборудование: учебник, рисунки декораций, костюмов В. Васнецова к опере Н.А. Римского- Корсакого "Снегурочка" , запись арии Леля из оперы "Снегурочка", словарь С.И.Ожегова, В.И.Даля

Ход урока: 1. Актуализация опорных знаний - Эпиграфом к нашему уроку хочется взять слова искусствоведа Натальи Михайловны Ведерниковой : «Сказки - это те мостки, которые связывают прошлое с настоящим» - Как вы понимаете эти слова? - Назовите тему и задачи нашего урока? Читая сказки, мы узнаём о жизни наших предков. Сегодня мы продолжаем путешествие во времени и отправляемся в Древнюю Русь. Посмотрите на экран. Это древний русский город - Кострома. Именно здесь родилась героиня нашей сказки
Здесь когда - то, у самой Волги Родилась, чтобы жить очень долго Чудо сказка о русской фее. Дочь Весны с голубыми глазами И Мороза с седой бородою Не могла она быть крещёной Из Волги святой водою! Но, она здесь совсем не тужила Здесь в народе её уважали Кострома ей наряды шила, Кружевные вязала шали! КТО ЖЕ ОНА?
2. Словарная работа - в группах Прежде чем работать со сказкой, мы разберем некоторые слова и выражения, которые встречаются в ней. Попробуйте объяснить их смысл.

Расти не по дням, а по часам - очень быстро
души не чаяли - очень любили
студеный ручей - холодный
дитятко - ребенок
хворост - сухие ветки
боязно - страшно

лелеять - оберегать ухаживать
3. Чтение сказки обмен мнениями. Постановка проблемы -В чём мудрость этой сказки, о чём она? Неужели, она учит нас только тому, как лепить снежную бабу? В сказке спрятаны какие то тайны. Давайте их разгадаем.
- Были ли счастливы Иван и Марья до появления Снегурочки? Почему? Почему они решили слепить её? Докажите словами из текста. - Закончите фразу: Нет в семье счастья, если нет _______________________ - Как они относились к дочке? Видно ли это в сказке? Докажите словами текста. Вывод: Сказка о любви и семенном счастье, к которому стремиться каждый человек. Первая загадка - О каких событиях из жизни славян рассказывает сказка? Вторая тайна : обычаи и праздники древних славян В сказке описывается древний праздник - день Ивана Купалы. Девушки и юноши идут в лес, чтобы увидеть, как цветёт папоротник. На самом деле у него нет цветов, но по поверью, увидевший цветок папоротника, найдёт своё счастье. Девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши костёр. Пустивший по воде венок, обрётёт любовь, а прыгнувший через костёр станет здоровым Третья тайна: мифы древних славян
4. Знакомство с мифом о происхождении растения «Иван - да- Марья» Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.
История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. На берегах эторй реки родились брат и сестра -Кострома и Купала. По преданию, когда-то давным-давно, к Ра- реке прилетела птица смерти - Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее - тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави - невидимый мир, мир темных духов, неприкаянных душ людей Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери богини ночи Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко - послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье.
Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет.
Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей. И однажды Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться.
Купала и не возражал - очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку - Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер.
Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, - Кострома.

Раньше этот цветок так и назывался - Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы - Марией. ИЛЛЮСТРАЦИЯ

5. Творческая работа - обрывная аппликация «»
6. Знакомство с образом Снегурочки в драматургии, музыке, живописи. С того момента, как появилась эта костромская девушка, её образ вдохновляет поэтов , художников и музыкантов на создание новых произведений. А.Н Островский написал пьесу - сказку «Снегурочка», композитор И.А.Римский -Корсаков написал оперу. А когда зрители пришли на премьеру этой сказки, они были восхищены декорациями, костюмами которые подготовил сам В.М.Васнецов- наш великий русский художник. - Посмотрите либретто. Какие новые персонажи появились в авторской сказке? - Я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы «Снегурочка»


© 2010-2022