Урок русского языка во 2 классе по теме Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 Г. Горбатов

Павловского района Нижегородской области



Технологическая карта урока

по русскому языку во 2 классе

по теме « Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению»

(УМК «Школа России»)



Веретенникова Ирина Павловна,

учитель начальных классов,

высшая категория, стаж 23 года



2015

Предметная область: Русский язык, 2 класс. Лексика.

УМК: «Школа России»

Тип урока: Урок получения новых знаний

Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Цель: Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные универсальные учебные действия



  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД



  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1-2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, флажки для оценки деятельности, таблицы по теме,

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012

  2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2013

  3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

  4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  7. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Учитель читает стихотворение, желает удачи в предстоящей работе -Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Дети настраиваются на урок.

Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности

Личностные: положительное отношение к языковой деятельности;

заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;

2

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Задание:

Вставь пропущенные буквы, назови орфограмму.

Пищ.ть, з.мля, сне., ш.рокий, м.розит, у.кий, б.льшой, мален.кий



Посмотрите на слайд. Я прошу вас выполнить задание. Ваша задача прочитать слово, определить, какая пропущена орфограмма.

Дети работают по цепочке по плану: читают слово, называют букву, которая пропущена, объясняют её написание, называют орфограмму.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

3

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Задание 2:

Распределите все слова по частям речи.





Давайте распределим все слова по частям речи. Какие части речи вы знаете?



Назовите прилагательные. Что вы заметили?

А как называются слова, противоположные по смыслу?

А близкие по смыслу?

Назовите тему нашего урока

Назовите цель нашего урока.

Что нам нужно сделать для этого?

Правильно, сегодня мы поговорим о прилагательных, близких и противоположных по значению.

Дети повторяют знания о частях речи, распределяют слова по столбикам.

На доске таблица:

Имя сущ

Имя прил

Глагол

Взаимопроверка.

Прилагательные противоположные по смыслу.

Антонимы.

Синонимы.

Слова близкие и противоположные по значению.

Выяснить, какие прилагательные близкие и противоположные по значению.

Ответы детей. Учиться подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Выполнять различные упражнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

А теперь давайте отдохнём. Повторяйте за мной.

Высокий- низкий, далекий-близкий, широкий-узкий, веселый-грустный.



4

Первичное закрепление во внешней речи

Упр.155 учебника



Задание для работы в парах:

Подберите синонимы к прилагательным:

Огромный-

Жёлтый-

Весёлый-

Красивый-

Ласковый-

Выполним упр. 155 стр. 90

Читаем задание.

Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?

Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

Учитель объясняет задание, даёт возможность воспользоваться словарём синонимов в конце учебника с.140

Дети выполняют по одному на доске. Объясняют пропущенные орфограммы.

Дети высказывают свои мнения.

Это сравнение двух предметов.

Вкус, форму, размер, качества людей и животных

Дети выполняют задания в парах, проверяют.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий.

Предметные: подбирать к предложенным словам 1-2 синонима или антонима;

5

Вторичное закрепление самостоятельно выполненного практического задания с самопроверкой.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации ( по уровню сложности)

Задание для 1 группы учащихся:

Замени прилагательные антонимами: лёгкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.

Задание для 2 группы:

К данным словам подбери синонимы: хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор.

Слова для справок: голубой экспресс, чёрное золото, белое золото, голубой экран.

Учитель предлагает выполнить задания с последующей самопроверкой

Дети выполняют задания с последующей самопроверкой

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование

Предметные: подбирать к предложенным словам 1-2 синонима или антонима;

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

6

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

Укажите противоположное по смыслу слово:

трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной

широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова:

известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный

отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

Учитель предлагает выполнить тест.

Дети выполняют тест с последующей взаимопроверкой



Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.



Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

7

Рефлексия

Оцените свою деятельность

Представьте, что вы украшаете свой класс к празднику. Возьмите зелёный флажок те, кто всё понял, ему было интересно. Желтый- если возникали затруднения, красный- если ничего не понятно.

Дети оценивают свою деятельность.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

8

Домашнее задание

С. 109 упр. 186, выучить правило

Учитель задаёт домашнее задание.

Прогнозируемый результат: У учащихся будут сформированы представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

.




© 2010-2022