Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городская научно-исследовательская конференция школьников

«Интеллект. Карьера»



Секция: Педагогика и психология.

Исследовательская работа Тема: «Логические игры - средство тренировки или развития ума»
Автор: …….. 4- «» класс МБОУ «Гимназия №….»


Руководитель: учитель начальных классов ……………………………… МБОУ «Гимназия №….» Высшая квалификационная категория





2014-2015год




Содержание
1.Введение………………………………………………………………………….……. 3 2.Теоретическая часть 2.1.Значение словоcочетания «логическая игра»…………… …………………..4 2.2. Что такое логика?…………………………………………………………………4 3. Что такое игра? ……………………………………………………………………..4 3.1.Самая древняя игра .……………………………………………………….5 3.2.. Какая настольная игра самая популярная…...………………………5

3.3.. Виртуальные игры ............................................................................................7

3.4.Самая интересная игра……………………………………………………7

4. Исследовательская часть.. …….…………………………………………………8 4.1. Наблюдение. Как логические игры влияют на развития человека? ……....6 4.2Анкетирование ………………………………………………………………… 7 5. Выводы и практические рекомендации…………………………………………..8 6.Заключение …………………………………………………………………………..9. 7. Литература……………………………………………………………………………10 8. Приложение…………………………………………………………………………...11








Введение Мне на день рождение подарили логическую игру. Я задалась вопросом. Логическая игра тренирует или развивает критическое мышление человека? «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Монтень.

Цель исследования: Выяснить, можно ли с помощью логической игрой научиться писать и читать? Какие логические игры бывают? Актуальность и значимость проекта заключается в том, чтобы понять, что логические игры полезны для развития человека. Предмет исследования: логическая игра Задачи исследования: -собрать информацию по этому вопросу; -проанализировать результаты влияния логических игр на развития человека. Гипотеза: Приступая к исследованию, я предполагаю, что логические игры развивают логическое мышление у человека. Методы исследования: - изучение литературы; - анкетирование учащихся; - анализ полученных данных; - обобщение и выводы. Чтобы узнать значение «Логическая игра». Я разобрала словосочетание по словам. Логическая игра - словосочетание. Оно состоит из двух слов логика и игра.

Теоретическая часть. Что такое логика? Логика - древнегреческого языка наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика, как наука, изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. В любой науке логика служит одним из основных инструментов.

Одна из самых главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок. В любой науке логика- это самый важный инструмент.

Логическое мышление - это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе. Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений».

Современная логика происходит из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, была воспринята при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Что такое игра? Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игры появились задолго до появления человека. Существуют и игры, которые могут убить человека, эти игры называются борьба на выживание. Игры - основной вид деятельности ребенка. Некоторые игры способны изменить взгляд ребенка на окружающую среду. У детей дошкольного и школьного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры и занимательный математический материал. Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума» Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются». Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются»,игра «Вычислительная машина») Развивающие игры - это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребёнка самостоятельности, сообразительности, образности мышления. Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник 3.1. Самая древняя игра. Приложение №1 Фото. Игра «Нарды»

Нарды - самая древняя игра в мире! В нее играли еще цари, султаны! И очень хорошо, что такое замечательное изобретение дошло до нашего времени. Ведь это не просто способ развлечься, это возможность прикоснуться к истории, возможность развить интеллект, это не просто шашки, или шахматы, которые вообще не каждому даются. На первый взгляд, кажется, что игра совсем бессмысленная, и сложная, но если у вас будет хороший учитель, то поверьте, вы полюбите эту игру! По правилам игры, есть два ряда фишек, один принадлежит одному игроку, второй другому. Нужно завести все эти свои фишки в дом, то есть в ту же часть поля, где стоит ваш ряд, только сверху них. Естественно противник блокирует ходы, и сделать это не так просто, и до последнего не знаешь, кто выиграет, все может решиться в последнюю минуту, самым решительным способом. 3.2 Какая настольная игра самая популярная? Приложение №2 Когда надоедает телевизор и ноутбук, самое время поиграть в настольную игру особенно долгими зимними вечерами. Еще в детстве мои родители играли в шашки и шахматы, и вот теперь мы занимаемся этим увлекательным делом вместе.

Самые популярные игры-шашки, шахматы! Так думают и мои одноклассники. Приложение № 3 Монополия - эта экономическая стратегия буквально ворвалась в мир советских детей. Она не была похожа ни на оду известную ранее игру. Здесь нова сама идея - строить свой бизнес. Каждому участнику дается стартовый капитал, бросаются кубики и, ты перед выбором - покупать предприятие или нет, строить свою экономическую империю или пожалеть противника. В 1935 году эта игра стала самой продаваемой в США. Сегодня даже проводят турниры по игре в монополию с настоящим - денежным призовым фондом. Приложение № 4

Виртуальная логическая игра Приложение № 5

Маджонг - это азартная игра родом из Китая, которую придумал большой философ и мудрец - Конфуций. Правила в традиционном маджонге больше похожи на покер. С переносом игры на компьютер и экспортом в Европу суть игры постепенно изменилась до неузнаваемости. Основная ее задача - на краях пирамиды найти фишки с одинаковыми изображениями и кликнуть по ним, тем самым удаляя их. Стратегия игры Маджонг на русском языке отдаленно похожа на обыкновенный пасьянс - фишки нужно не просто удалять, а думать, какую фишку лучше выбрать первой.
Основное отличие этой игры от классического пасьянса состоит в том, что вместо стандартных картонных карт в игре используются фишки из дерева, на которых нанесены иероглифы или любая другая восточная символика, в том числе и японская.
Для простоты был разработан виртуальный вариант традиционного маджонга, который оказался более удобным. В компьютерной игре раскладки производятся автоматически, разложить и управлять фишками можно с помощью мышки, а расширение во весь экран.

Судаку -самая интересная игра

Иногда судаку называют «магическим квадратом», что в общем-то неверно, так как судаку является латинским квадратом 9-го порядка. Судаку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судаку издаются большими тиражами. Решение судаку - популярный вид досуга.



4. Исследовательская часть Наблюдение.
4.1. В нашей семье любимой игрой является игра «Вычислительная машина». Она предполагает логику действий. (только одно свойство). Для игры необходимо изготовить набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырёх цветов, например, красного, синего, жёлтого, белого и маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырёх видов и четырёх цветов и столько же больших. Цель игры - закрепить знание свойств геометрических фигур, развить умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её. Ход игры: у двоих играющих по полному набору фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё только по одному признаку. Так, если первый положил на стол жёлтый большой треугольник, то второй кладёт жёлтый большой квадрат и. т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от неё более, чем на один признак. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий. Нам было очень интересно и весело. Эта логическая игра нравится и маленькой сестренке, и братику, и взрослым, когда мы собираемся вместе. Надо только заинтересовать человека, вовлечь и составить компанию. Я заметила, что логическими играми увлекаются многие люди и решила убедиться в этом. Я провела исследование-анкетирование в 4-х классах нашей гимназии.
4.2. Анкета: «Какие игры ты любишь играть» Приложение №6

Результаты анкеты:

4 А 4 Б 4 В

  1. Есть ли у вас логические игры?
да 15 17 28
нет 1 4 1 2.В какие игры вы любите играть? Компьютерные 2 6 10 Настольные 14 14 14 В обе - 1 4 3.Как вы думаете, полезны ли игры? да 16 17 26 нет - 5 2
Вывод: Анкетирование показало, что большинство учеников 4-х классов любят играть больше в настольные игры, чем в компьютерные, и считают, что логические игры полезны для развития человека. 9. Заключение Значит, логические игры играют важную роль в нашей жизни. Логические игры помогают маленьким детям научиться читать и даже писать. Логические игры и занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Логические игры помогают развивать логическое мышление. Логические игры нравится многим людям. Логические игры бывают разные: компьютерные, парные, индивидуальные, настольные, командные.. И эти игры очень нужны человеку.

Литература: Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Занимательная математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2002г. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для школьников. - М.: Просвещение, 2005г.

Приложение. Приложение №1 Фото Игра «Нарды» Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума» Приложение №2 Игра «Шашки» Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума» Приложение №3 Игра «Шахматы»

Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума»

Приложение№4

«Монополия» - настольная игра в жанре экономической стратегии для двух и более человек. Получила большую популярность в XX веке во многих странах мира, включая СССР; в последнем была также известна под названиями «Менеджер», «Империя», «Бизнесмен» и др. Цель игры - рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков. Фактически «Монополия» представляет собой игровое поле, состоящее из квадратов, которые проходят по кругу все игроки по очереди. Квадраты разделяются на активы (предприятие, ценная вещь) и события. Когда игроку выпадает очередь ходить, то броском кубика он определяет, какое количество шагов он должен совершить на игровом поле за этот ход (каждый шаг соответствует одному очку на кубике и одному квадрату на игровом поле). В настоящее время имеются многочисленные компьютерные воспроизведения «Монополии», а также вариации для игровых консолей и сотовых телефонов Приложение №5 Игра «Маджонг» Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума» Логические игры Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума»Исследование «Логические игры - средство тренировки или развития ума»

Приложение №6 Анкета: «Какие игры ты любишь играть»

1. Есть ли у вас дома логическая игра?

2.В какие игры вы любите играть?

-Компьютерные

-Настольные

3.Как вы думаете, логические игры полезны для развития человека?

Приложение №7 ТЕСТ ЛИППМАНА "ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ"

Шкалы: уровень развития логического мышления

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Диагностика уровня развития логического мышления.

Инструкция к тесту
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

ТЕСТ

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7;
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21;
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32;
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13;
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6;
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14;
7) 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;
8) 1, 4, 9, 16, 25, 36;
9) 21, 18, 16, 15, 12, 10;
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Ключ к тесту


1) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6, 4, 1
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14, 8, 1
7) 16, 8, 4, 2, 1, 0.5, 0.25, 0.125
8) 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64
9) 21, 18, 16, 15, 12, 10, 9, 6
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36, 38, 76

Интерпретация результатов теста


Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. - 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. - 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек.- 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма.

2 мин. 10 сек. - 4 мин. 30 сек

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. - 15 мин.

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10 мин. - 15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление


















































© 2010-2022