- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по развитию речи Обучающее изложение Рысь
Урок по развитию речи Обучающее изложение Рысь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юсупова Л.В. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по развитию речи.
Урок русского языка для учащихся 3 класса Тема урока: подробное обучающее изложение научно-познавательного характера по коллективно составленному плану «Рысь»
1.Оборудование урока.
- Иллюстрации диких кошек (рысь, тигр, леопард, гепард, снежный барс и другие).
- Книги И.И. Акимушкина «Это все кошки», энциклопедия для детей «Биология»
- 2 листа с текстом (у детей и у учителя):
- План на карточках (на доске)
- Опорные слова и слова для орфографической подготовки на карточках.
- Иллюстрации рыси, зайца, тетерева, куропатки, фазана.
- «Словарь русского языка» С.И. Ожегов
- Орфографические словари у детей.
План урока
-
Организационный момент.
-
Подготовительная работа.
Постановка учебной задачи (совместно). _ Прочитайте текст про себя, вслух (показ художественного текста)
Рысь Вечером после охоты вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах тетерева-косача. Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие темные ели. Легко и неслышно идет под ними чуткая рысь. Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистят в лесной чаще рябчик и попискивают шустрые синички. Всё видит, всё слышит рысь. И лето, и осень скитаются по лесу, ищут добычи рыси. То поймают неосторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к тетереву, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь. Умеет она забираться на высокие густые деревья. - Что узнали о рыси из рассказа? ( осторожная, чуткая, все слышит; на кого охотится, как передвигается по лесу, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть). _Прочитайте второй текст ( научно-познавательный).
Рысь Рысь - крупная и опасная лесная кошка. У рыси короткое тело, прямые длинные ноги, маленький хвост, пятнистая шкура. На ушах у кошки- кисточки, на щеках - бакенбарды. Рысь ловко лазает по деревьям. У неё хорошо развит слух. Лесная кошка прекрасно видит в темноте. Она может бесшумно подкрадываться и часами сидеть в засаде. Зайцы, тетерева и куропатки- любимая добыча рысей. Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев. Голубей, фазанов. Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев, голубей, фазанов. - Нам нужно сравнить два текста. Что значит сравнить? (найти общее и различие) -Чем похожи? ( даются сведения о рыси) Чем отличаются? (разная форма подачи текста) 1-й художественный текст, описание красочное. Образные выражения, красивые обороты речи; 2-й научно-познавательный текст - сухо изложены факты) - Что указано после художественного текста? ( фамилия автора текста И. Соколов-Микитов) - Что ещё можем почувствовать, увидеть, читая авторский текст? ( отношение автора, художественный образ) - Где мы можем встретиться с художественным текстом? ( В художественной литературе, где даны произведения таких писателей, как Бианки В.В., Чарушин Е.И., Сладков Н.И. и других, в журналах о природе). - А где мы можем прочитать научный текст, деловую статью? ( в справочнике, учебнике, энциклопедии, в атласе-определителе). -Почему у научного текста не указан автор? ( текст может быть создан как одним автором, так и группой ученых-авторов). - Какой текст на ваш взгляд создать труднее ? (художественный ). - Почему? (нужно составить, создать такой текст, чтобы читатель почувствовал отношение автора, в данном случае к рыси). - При помощи чего автор этого добивается ? ( автор описывает не только зверя, но и обстановку, окружающую природу, среду обитания…. - При написании какого текста больше ответственности за изложение научных данных? Где нельзя допустить неточность, фактическую ошибку? ( в научном описании). - В научном тексте должны быть строго достоверные данные, сведения, а в художественном варианте может быть использован художественный вымысел, для того, чтобы помочь читателю более ярко представить описываемый предмет, в данном случае рысь, создать соответствующее настроение для восприятия, показать отношение автора через выбор слов. -С каким текстом мы можем справиться на данном этапе нашего развития? (с научным текстом). -Почему? ( легче, глядя на изображение, сухо изложить факты; а создать художественный образ, описать обстановку, выразить свое отношение труднее, художественный текст более объёмный - его сложнее и написать, знаем не все правила написания орфограмм в словах) - Что такое изложение? ( письменный пересказ). Толковый словарь дает такое объяснение: Изложить- описать, передать устной или письменной речью. - Какова наша учебная задача? - наша задача, цель: письменно пересказать научный текст. Рассказ должен получиться таким, чтобы его можно было поместить в энциклопедии или справочнике «Кто есть кто?». - Где в будущем пригодится это умение грамотно излагать свои мысли? ( на уроках природоведения, биологии, истории, истории СПб ). 4. Анализ текста: содержание , построение ( деление на части и составление плана), речевое оформление. - Представьте себе, что вашу работу прочитает человек, который никогда не видел рыси, ничего о ней не знает. - Какой же текст надо создать ? ( надо создать такой текст, чтобы можно было по описанию рыси хорошо её представить). - Что нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу?
- Внимательно разобрать содержание, понять текст.
- Увидеть части.
- Составить план.
- Найти опорные, ключевые слова, которые помогут содержание текста, по которым мы сможем воссоздать текст.
- Орфографическая подготовка.
- Посмотрите на план и опорные слова. Найдите слова с безударными гласными.
- Найдите слова с парными согласными в середине слова.
- Объясните написание удвоенной согласной в слове длинный
- Обратите внимание на приставки в словах: описание, повадки, прекрасно, бесшумно, подкрадываться, приручаются.
- Обратите внимание на написание слов: опасная, прекрасно, интересные.
- Повторное чтение текста.
- Написание изложения.