Урок по развитию речи Обучающее изложение Рысь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по развитию речи.

Урок русского языка для учащихся 3 класса Тема урока: подробное обучающее изложение научно-познавательного характера по коллективно составленному плану «Рысь»

1.Оборудование урока.

  • Иллюстрации диких кошек (рысь, тигр, леопард, гепард, снежный барс и другие).
  • Книги И.И. Акимушкина «Это все кошки», энциклопедия для детей «Биология»
  • 2 листа с текстом (у детей и у учителя):
Художественный текст И. Соколова-Микитова «Рысь» Научно-познавательная статья о рыси.
  • План на карточках (на доске)
  • Опорные слова и слова для орфографической подготовки на карточках.
  • Иллюстрации рыси, зайца, тетерева, куропатки, фазана.
  • «Словарь русского языка» С.И. Ожегов
  • Орфографические словари у детей.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Подготовительная работа.

Совсем недавно мы завершили работу над проектом о друзьях наших меньших, о замечательных пушистых и гладкошерстных созданиях - кошках. Домашние кошки все в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Но очень похожи домашние кошки и на своих диких родственников: на полосатого тигра, царственного льва, коварную рысь, пятнистого леопарда, красивого и более добродушного по нраву, чем остальные кошачьи родственники, снежного барса, да и многих других… Они и относятся к одному семейству - кошачьих. - Посмотрите на доску. Кого из представителей данного семейства вы узнали? Покажите. - Подробно узнать о каждом вы можете из книги Игоря Ивановича Акимушкина «Это все кошки». Даже в энциклопедии для детей «Биология» раздел «Хищники. Кошачьи» создан на основе материалов, собранных И. И. Акимушкиным. Более подробно мы сегодня познакомимся с одним из представителей этого знаменитого семейства. Отгадайте загадку: Огромная кошка сидит за ветвями, Глаза голубые, а уши с кистями. Но это не кошка! Смотри берегись: Идет на охоту коварная….( рысь) - Как вы догадались ? Объясните, используя изображение зверя. 3. Ознакомление с текстом. Проверка первичного восприятия текста.

Постановка учебной задачи (совместно). _ Прочитайте текст про себя, вслух (показ художественного текста)



Рысь Вечером после охоты вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах тетерева-косача. Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие темные ели. Легко и неслышно идет под ними чуткая рысь. Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистят в лесной чаще рябчик и попискивают шустрые синички. Всё видит, всё слышит рысь. И лето, и осень скитаются по лесу, ищут добычи рыси. То поймают неосторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к тетереву, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь. Умеет она забираться на высокие густые деревья. - Что узнали о рыси из рассказа? ( осторожная, чуткая, все слышит; на кого охотится, как передвигается по лесу, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть). _Прочитайте второй текст ( научно-познавательный).

Рысь Рысь - крупная и опасная лесная кошка. У рыси короткое тело, прямые длинные ноги, маленький хвост, пятнистая шкура. На ушах у кошки- кисточки, на щеках - бакенбарды. Рысь ловко лазает по деревьям. У неё хорошо развит слух. Лесная кошка прекрасно видит в темноте. Она может бесшумно подкрадываться и часами сидеть в засаде. Зайцы, тетерева и куропатки- любимая добыча рысей. Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев. Голубей, фазанов. Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев, голубей, фазанов. - Нам нужно сравнить два текста. Что значит сравнить? (найти общее и различие) -Чем похожи? ( даются сведения о рыси) Чем отличаются? (разная форма подачи текста) 1-й художественный текст, описание красочное. Образные выражения, красивые обороты речи; 2-й научно-познавательный текст - сухо изложены факты) - Что указано после художественного текста? ( фамилия автора текста И. Соколов-Микитов) - Что ещё можем почувствовать, увидеть, читая авторский текст? ( отношение автора, художественный образ) - Где мы можем встретиться с художественным текстом? ( В художественной литературе, где даны произведения таких писателей, как Бианки В.В., Чарушин Е.И., Сладков Н.И. и других, в журналах о природе). - А где мы можем прочитать научный текст, деловую статью? ( в справочнике, учебнике, энциклопедии, в атласе-определителе). -Почему у научного текста не указан автор? ( текст может быть создан как одним автором, так и группой ученых-авторов). - Какой текст на ваш взгляд создать труднее ? (художественный ). - Почему? (нужно составить, создать такой текст, чтобы читатель почувствовал отношение автора, в данном случае к рыси). - При помощи чего автор этого добивается ? ( автор описывает не только зверя, но и обстановку, окружающую природу, среду обитания…. - При написании какого текста больше ответственности за изложение научных данных? Где нельзя допустить неточность, фактическую ошибку? ( в научном описании). - В научном тексте должны быть строго достоверные данные, сведения, а в художественном варианте может быть использован художественный вымысел, для того, чтобы помочь читателю более ярко представить описываемый предмет, в данном случае рысь, создать соответствующее настроение для восприятия, показать отношение автора через выбор слов. -С каким текстом мы можем справиться на данном этапе нашего развития? (с научным текстом). -Почему? ( легче, глядя на изображение, сухо изложить факты; а создать художественный образ, описать обстановку, выразить свое отношение труднее, художественный текст более объёмный - его сложнее и написать, знаем не все правила написания орфограмм в словах) - Что такое изложение? ( письменный пересказ). Толковый словарь дает такое объяснение: Изложить- описать, передать устной или письменной речью. - Какова наша учебная задача? - наша задача, цель: письменно пересказать научный текст. Рассказ должен получиться таким, чтобы его можно было поместить в энциклопедии или справочнике «Кто есть кто?». - Где в будущем пригодится это умение грамотно излагать свои мысли? ( на уроках природоведения, биологии, истории, истории СПб ). 4. Анализ текста: содержание , построение ( деление на части и составление плана), речевое оформление. - Представьте себе, что вашу работу прочитает человек, который никогда не видел рыси, ничего о ней не знает. - Какой же текст надо создать ? ( надо создать такой текст, чтобы можно было по описанию рыси хорошо её представить). - Что нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу?

  1. Внимательно разобрать содержание, понять текст.
  2. Увидеть части.
  3. Составить план.
  4. Найти опорные, ключевые слова, которые помогут содержание текста, по которым мы сможем воссоздать текст.
- Из скольких частей, как правило. Частей состоит любой текст ? ( из трех). - Что это за части? ( вступление, основная часть, заключение). - Прочитайте 1 часть- вступление. - О чем там пойдёт речь? ( дано название животное). - Как озаглавим эту часть? Рысь- лесная кошка. (Запись плана постепенно) -Выберите опорное слово. ( опасная). Основная часть. -О чём говорится в основной части? (дано научное описание, повадки) - Поработаем с основной частью. - Что дается в первом её абзаце? (описание) - Что должны описать? Посмотрим на текст. Описание: тело, ноги, хвост, шкура, уши, щеки. - Но ведь эти части есть у всех представителей семейства кошачьих, а в то же время животные отличаются друг от друга. Что же мы должны увидеть, отметить? ( особенности, отличие). - Вот эти слова и могут быть опорными при записи текста: короткие, прямые, длинные. Маленький, пятнистая, кисточки, бакенбарды. Толковый словарь. Бакенбарды - волосы от висков по щекам. - Необходимо помнить о тои, что это научное описание, поэтому не должно быть ничего лишнего, всё чётко, коротко, ясно. ( постоянно обращаться к иллюстрации) - Чему посвящен второй абзац? ( повадки). Повадки. Теперь перейдём к повадкам, умениям. Давайте последовательно выберем опорные слова и выражения, которые помогут нам восстановить в памяти данную часть: ловко лазает, развит слух (объяснить значение), прекрасно видит в темноте, может бесшумно подкрадываться, часами сидит в засаде , любимая добыча. Толковый словарь. Тетерев- крупная птица из отряда куриных. Являющаяся ценной дичью. Куропатка - дикая птица из семейства куриных. Заключение. Посмотрите на последнюю, заключительную часть. - О чём вы узнали из последней части? - Интересными ли оказались для вас эти сведения? -Как озаглавим данную часть? Интересные сведения. - найдите опорные слова и выражения: легко приручается, некоторые охотники обучают, фазан. Иллюстрации- рысь ловит добычу, фазан. Толковый словарь. Фазан- крупная промысловая птица из семейства куриных с ярким оперением.
  1. Орфографическая подготовка.
  • Посмотрите на план и опорные слова. Найдите слова с безударными гласными.
  • Найдите слова с парными согласными в середине слова.
  • Объясните написание удвоенной согласной в слове длинный
  • Обратите внимание на приставки в словах: описание, повадки, прекрасно, бесшумно, подкрадываться, приручаются.
  • Обратите внимание на написание слов: опасная, прекрасно, интересные.
  1. Повторное чтение текста.
  2. Написание изложения.
- Вспомните правила записи текста ( каждую часть писать с красной строки). - Не забывайте правильно строить предложения, они должны выражать законченную мысль. - При работе пользуйтесь орфографическими словарями. 8. Проверка. Чтение работ детьми. 9. Оформление (выполнить рисунок по желанию)




© 2010-2022