Урок мужества. 2 класс. Дети войны

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мужества, пресвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: «Дети войны».

Цель: создание условий для осознания детьми значения Победы в Великой Отечественной войне для всего Мира.

Задачи:

-подвести к пониманию обстановки, сложившейся в годы войны, её влияния на жизнь каждого человека, в не зависимости от возраста, от социального положения;

-воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;

-развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Формируемые УУД.

Личностные:

-ценить и принимать базовые ценности: «Родина», «терпение»;

-уважение к своему народу, к своей Родине.

Регулятивные:

-следовать режиму организации внеучебной деятельности;

-определять цель деятельности.

Познавательные:

-наблюдать и делать простые самостоятельные выводы;

-отвечать и задавать простые вопросы.

Коммуникативные:

-выполнять различные роли в группе;

-оформлять свои мысли в устной речи.

Оборудование и используемый материал:

Музыкальные произведения:

песня Т. Гвертцители «Дети войны»; фрагмент песни «Поклонимся великим тем годам!» Автор текста: Львов М. Композитор: Пахмутова А.; голос Левитана, фрагмент песни СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Стихотворения: 22 июня 1941 года (Миклай Казаков), «Много нынче в памяти потухло…» Автор: В. М. Тушнова, С.Маршак «Мальчик из села Поповки», «Ну что мы помним о Войне? Где правда?..» Автор: Петр Давыдов.

Презентация. «Дети войны». Автор Зябрева С.В. Использованы иллюстрации и фотографии Интернет:

tomatoz.ru/uploads/posts/2010-06/1277080905_8286-2.jpg -кукла

img-fotki.yandex.ru/get/3808/ya-cri.107/0_2af6a_5878d33f_XL.jpg- Родина мать зовёт;

s52.radikal.ru/i138/1012/19/35e28775d97f.jpg - цифры в огне;

flash-nika-mebel.ua/media/gallery/fs/fs-052.jpg -огонь;

ww2.zubrilova.com/uploads/posts/1423833311_2.jpg -самолёты;
i015.radikal.ru/0805/43/f31f3084d0cf.jpg - танк в поле;

scientificrussia.ru/data/shared/publikatsii/brestskaya_krepost/818825477e71.jpg -стена Брестской крепости;

dok.opredelim.com/pars_docs/refs/35/34539/img43.jpg - оборона Брестской крепости;

i081.radikal.ru/1206/0f/4ecf819b8f70.jpg - Брестская крепость, фото;

b177.ru/uploads/posts/2011-08/1313056737_foto-voina-fotographyy-vtoroi-mirovoi-104-b177.ru.jpg - артиллеристы; и др.

Музыкальная вставка: «Поклонимся великим тем годам!»

1 слайд: Появление числа «70 лет»

2 слайд: Голос Левитана.

Ученица: Появление плаката.

Читает Сергеева Даша
22 июня 1941 года (Миклай Казаков)

«Началась война…» -
В сердца вонзилось страшною отравленной стрелой.
И на свете всё переменилось.
И тревога встала над страной.

3 слайд

Эта весть собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.

4 слайд

Нивы вдруг пожухли,
Колокольцы вздрогнули в разбуженном лесу.

5 слайд фон музыка «Вставай страна огромная…»

Эта весть ударила, как бомба.
6 слайд

Гнев народа поднялся волной.
7 слайд

В этот день мы поклялись до гроба
Воевать с проклятою войной.


8слайд
В этот день ты верным стал солдатом,
И тебе, прошедший бой солдат,
Люди за победу в сорок пятом
От души спасибо говорят.

Учитель:

Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали и страдали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Дети.

Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941-1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков. В тылу ребята трудились на полях и заводах, собирали металлолом и лекарственные травы, ухаживали за животными и помогали тщательно собирать урожай, чтобы ни один колосок не пропал в поле. На оккупированных фашистами территориях многие дети и подростки погибли от голода и холода, от мучений в концлагерях. На Смоленщине были сожжены сотни деревень вместе с жителями, погибали даже грудные дети.


Ученица: Краснослободцева Вера на фоне музыки «9 мая- и это всё о войне».

9 слайд Его я узнала из книжки - Жестокое слово - война! Прожекторов яростной вспышкой К вам в детство врывалась она. 10 слайд Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной. В те дни вы в войну не играли - Вы просто дышали войной.

11 слайд.

Музыкальная вставка фрагмент песни Т. Гвертцители «Дети войны».

Учитель:

Ранним утром 22 июня 1941года ночной пограничный наряд услышал звук ревущих вдали моторов. Сильнее урагана раздавался гул мчащейся нечисти. Поднявшись по тревоге, застава встала к бойницам. Враг лавиной катился, казалось, всюду, обрушился на наши поля и луга. Ревели гнусавым воем юнкерсы, скрежетали железом танки. Пахло золой и полынью. Пожары взвивались высоко к тучам. Бронебойные клинья вражеской армии рвались к обреченному Минску. Громада огня и металла, грохоча, неслась по стране.

12 слайд

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

13 слайд

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

14 слайд

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

15 слайд

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

16 слайд

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

17 слайд

Музыкальная вставка фрагмент песни Т. Гвертцители «Дети войны».

Учитель:

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

Ученица: Сафонова Полина

Автор: В. М. Тушнова

18 слайд

Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
19 слайд
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя…
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.

20 слайд
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,-
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она…
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.

21 слайд
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,-
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.

22 слайд
Музыкальная вставка фрагмент песни Т. Гвертцители «Дети войны».

Учитель: По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Ученик: Ткебучава Ираклий

С.Маршак «Мальчик из села Поповки»

23 слайд

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

24 слайд

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

25 слайд

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

26 слайд

Краснослободцева Вера на фоне звучит песнияТ. Гвертцители «Дети войны». (минус).

Ну что мы помним о Войне? Где правда?.. (Петр Давыдов)

Ну, что мы знаем о Войне?
Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне
Мы вспоминаем слишком мало.

А детям вовсе не понять -
О чем ведутся разговоры?
Вопросы задают опять,
Ответы забывают скоро.

Другие страны, времена…
Другие войны были тоже.
И та, Великая Война
Все больше на кино похожа.

Лежат в коробке ордена.
Что с ними делать? Непонятно.
Ничья вина, ничья вина,
Что не вернуть людей обратно.

Тех, что сражались на войне,
Тех, что мальчишками погибли.
И почему-то стыдно мне,
Как будто мы помочь могли бы.

Но прошлое нельзя вернуть -
Вокруг совсем другие страны.
И по-другому в дальний путь
Там провожают ветеранов.

На майской праздничной волне
Все меньше правды о войне.

Учитель:

Ваши сверстники были уже взрослыми. На их плечи упал тяжёлый груз военных лет.

  • Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

  • Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война - это отнятое детство .

  • Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

  • Когда пробил час тревоги, когда над страной нависли зловещие тучи фашизма, все поднялись с оружием в руках, чтобы защитить свою страну. Дети мирного трудового народа встали со взрослыми плечом к плечу и тоже взяли в руки оружие.


27 слайд выход Музыкальная вставка фрагмент песни Т. Гвертцители «Дети войны».

Уходят со сцены.

Рефлексия.

Учитель:

Сегодня вы услышали много новой информации, мы с вами готовились к этому праздничному дню, вы с родителями изучали историю своей семьи. Чем бы вы хотели поделиться со своими одноклассниками?

Ребята делятся своей информацией.

Учитель: Какой вывод вы могли бы сделать? (Подвести детей к выводу, что война это страшная беда, надо учиться все вопросы решать мирным путём с помощью переговоров, нельзя иметь захватнические цели).

© 2010-2022